Оригинал взят у
reptile346 в
"Гипноны Перестройки". Часть 10. От создания МИПСА до создания ВНИИСИ Ссылки на предыдущие посты по данной тематике:
часть 1,
часть 2,
часть 3,
часть 4,
часть 5,
часть 6,
часть 7,
часть 8,
часть 9.
Слоуновская школа бизнеса это школа менеджмента Массачусетского технологического университета.
Массачусетский технологический институт, основанный в 1861 году, обладает статусом университета и является одним из самых престижных высших учебных заведений мира. Массачусетский технологический институт занимает первое место в технологии и инженерном искусстве и второе - в научных исследованиях (по итогам The Times). Как и Гарвардский университет, Массачусетский технологический институт находится в Кембридже, штат Массачусетс, США. Среди его выпускников и сотрудников на начало 2012 г. было 77 лауреатов Нобелевской премии, 50 лауреатов национальных научных премий. По заключению местных экономистов, именно агрессивная политика освоения технологических достижений, которую проводят новые малые компании (start-up companies), созданные учеными и инженерами МТИ, позволили штату Массачусетс стать во второй половине XX в. одной из ведущих экономик мира. МТИ является одним из двух частных университетов, развитие которых было профинансировано с помощью «земельных грантов». Во второй половине XX в. МТИ также получил «морской грант» и «космический грант» для подготовки специалистов по морским и космическим технологиям. Корпорация МТИ - это в настоящее время 78 ведущих ученых, инженеров, администраторов и политиков штата Массачусетс и нации в целом, которые коллективно следят за выполнением университетом задач, сформулированных в уставных документах. Из этого числа 25 членов входят в корпорацию пожизненно, 45 избираются на срок пять лет и 8 человек, включая высшее руководство университета, становятся членами корпорации по должности. Поскольку корпорация создавалась для того, чтобы техническое образование могли получать, прежде всего, граждане Массачусетса и деятельность МТИ в значительной степени связана с системой высшего образования штата, то в это число включены губернатор, министр образования и верховный судья штата.
Школа менеджмента возникла в виде Кафедры бизнес-инжиниринга и администрирования в составе Инженерной школы в том же 1932 г., а в 1950 г. была выделена в самостоятельную школу. Была названа в честь наиболее известного управленца-практика 1960-1970 гг. президента компании «Дженерал Моторс» А. Слоуна.
Обучение в школе организовано в рамках шести программ и совместного с Гарвардским университетом Биомедицинского предприятия. Основными считаются программы подготовки бакалавров, магистров и докторов делового администрирования, на которых в совокупности обучаются примерно 1 тыс. студентов. В дополнение к ним школа ведет программы подготовки высшего управленческого персонала - «Инновации и глобальное лидерство» и «Лидеры для промышленности», которые очень популярны среди компаний Северо-Востока США. Эти программы требуют предварительного получения как минимум степени бакалавра и опыта практической работы. Средний стаж студентов большинства программ школы колеблется в пределах 5-14 лет.
Школа проводит активную политику экспансии американских методов и форм управления в современном глобализирующемся мире. В 2007-2008 учебном году ее студенты и преподаватели представляли более 60 стран. В программах обучения в значительной мере представлены кросс-культурные, многодисциплинарные и межстрановые аспекты современного менеджмента. Основные акценты делаются на страны Африки и Латинской Америки, а также на новые промышленные центры - Китай, Индию, Бразилию. Наибольшее внимание на современном этапе уделяется Китаю, с которым МТИ организует на территории этой страны центр управленческой подготовки, который к 2010 г. должен выйти в рейтинг 100 лучших центров мира.
Это тот самый Андрей Быков, закончивший слоуновскую школу, который впоследствии стал заместителем директора Всесоюзного института системных исследований АН СССР, возглавил который Джермен Гвишиани в 1976 году.
А.Быков
Вот что об этом писал сам Гвишиани: «Когда в 1972 году Советский союз с одним из главных основателей МИПСА, взяв на себя таким образом роль пропагандиста системных идей, казалось вполне естественным приступить к развитию подобных исследований у себя дома, поддерживая МИПСА и используя его результаты работ в полной мере. Само время настоятельно требовало этого. Четко оформился социальный запрос на проведение с помощью системной методологии многих важнейших программ… Не оставалось в стороне и научное сообщество. В ходе работы разрозненных исследовательских коллективов уже были получены интереснейшие многообещающие результаты, однако место этих творческих групп в системе науки было неопределенным.
Одна из них занималась приложением кибернетических методов к различным проблемам управления и организации. Другой коллектив составляла группа экономистов из Центрального экономико-математического института(ЦЭМИ), работавшая над вопросами социоэкономической эффективности в так называемых бесприбыльных секторах национальной экономики, таких как здравоохранение, культура, инфраструктура и прочих, с трудом поддающихся формализации и даже количественному анализ. Третьей группой можно считать сотрудников Института США и Канады, начинавших изучение с западной практики управления и организации, а со временем и заинтересовавшихся возможностью применения этих методов в советской системе.
Вот эти три коллектива и заложили основу нового института, созданного в 1976 году под эгидой ГКНТ и АН СССР с целью «развития и совершенствования методологии и инструментария системных исследований, расширения возможностей их применения для анализа, разработки и проведения социальных программ». Затем к ним присоединились еще несколько небольших коллективов, занимавшимися философским обоснованием системных исследований, науковедением, глобальным моделированием, экологическими проблемами, социологией организаций, вопросами контроля за природными ресурсами и др.
Изначально считалось, что новый институт должен заниматься главным образом стратегическими проблемам государственного масштаба. Именно поэтому он был связан с ГКНТ, а с началом «перестройки» недолгое время с Госпланом с целью научного подкрепления намечающихся реформ».