МУЖ СОБЧАК НАНЁС НЕОЖИДАННЫЙ УДАР ПО ЛИБЕРАЛЬНОМУ ТЕАТРУ. И ЭТО ТОЛЬКО НАЧАЛО?

Jul 25, 2024 11:56



О необходимости коренных изменений в отечественном театре, долгие годы находившемся под влиянием либералов и ставшем инструментом антигосударственной пропаганды, твердят с самого начала СВО. Кажется, первый удар всё-таки нанесён, причём неожиданно руками Константина Богомолова, мужа Ксении Собчак.

Парадокс - одно из главных качеств настоящего искусства.

Речь, конечно, не о тех случаях, когда за счёт банального «переворачивания с ног на голову» зритель просто вводится в ступор - и это выдаётся за «новаторство», «авторскую трактовку» и «оригинальный подход». В общем, типичная картина так называемого «современного актуального искусства».

Театр, пожалуй, лучше всего подходит для выражения подлинного культурного парадокса, когда драматургические, сценические и актёрские решения позволяют зрителю открыть прежде скрытые смыслы.

Причём, как показывают последние события московской театральной жизни, парадокс шагнул со сцены в реальность - пока что мероприятия по возвращению русского театра в адекватное русло развития проводятся руками одного из одиозных культурных либералов.

ПОЛУЧИЛОСЬ В ОДНОМ ТЕАТРЕ - ПОЛУЧИТСЯ И В ДВУХ?
Каким-то неуловимым для стороннего глаза образом, тихо и постепенно, но один из самых известных театральных режиссёров Константин Богомолов превратился во влиятельную управленческую фигуру - художественного руководителя сразу двух столичных театров.

В 2019-м Богомолов возглавил Театр на Бронной (ранее - на Малой Бронной) - «учреждение» с богатыми традициями и громким именем, но к тому времени оказавшееся в глубоком кризисе. Настолько глубоком и давнем, что, например, в 2007-м проработавший всего год в качестве худрука Леонид Трушкин ушёл в отставку с безжалостным прощальным диагнозом: «Больной оказался покойником».

И вот тут оказалось, что режиссёрский талант Богомолова можно оспаривать, а вот его администраторские способности не оспоришь - за пару лет Театр на Бронной вошёл в число самых популярных (критерий простой - заполняемость зрительного зала, количество аншлагов) сцен Москвы. Судя по всему, именно этот фактор оказался решающим для столичного культурного начальства, в первых числах июля 2024-го назначившего Богомолова худруком Театра Романа Виктюка (при сохранении аналогичной должности по прежнему месту работы).

ОДНОМУ ИЗ ЛЮБИМЫХ ЛИБЕРАЛАМИ ТЕАТРОВ - КОНЕЦ?
Не успели ещё театральные эксперты высказать свои мнения о том, как новый художественный руководитель будет поднимать коммерческие показатели своего нового «детища», как Богомолов активно принялся за изменения на другом фронте - концептуально-идеологическом.

Нужно напомнить, что Театр Романа Виктюка, как и сам ушедший из жизни Виктюк, обладает определённой спецификой. Основанный в 1996 году театр баловал либеральную столичную публику яркими и весьма неоднозначными спектаклями вроде «Служанок» (визитная карточка режиссёра и его театра) и «Федры». Постановок, где полуобнажённые мужчины исполняли женские роли посредством вычурных хореографических композиций.

Воплощённые «мировые тренды», ни сесть ни встать, оттого и «прогрессивная общественность» была в восторге. Ну и гражданская позиция у завсегдатаев Театра Романа Виктюка была соответствующая - как уже писал Царьград, сменивший почившего «мэтра» в качестве художественного руководителя Денис Азаров ушёл со своего поста в 2022 году в связи с «нетвойнистской» позицией.

ВОТ УЖ КРУТОЕ ПИКЕ: ПЕРВЫЙ ПРИКАЗ - ПЕРЕИМЕНОВАТЬ, ВТОРОЙ - УБРАТЬ КУЛЬТОВЫЙ СПЕКТАКЛЬ
Буквально через пару дней после назначения Константин Богомолов сперва переименовал Театр Романа Виктюка в «Театр - Сцена «Мельников» (учреждение располагается в здании Дома культуры, спроектированного выдающимся архитектором Константином Мельниковым), то есть с ходу оборвал линию преемственности с культовым основателем труппы.

А затем и объявил о чистке репертуара, отменив полдюжины спектаклей, включая тех самых » Служанок» и постановку с характерным названием «Маскарад маркиза де Сада» («Федра» пока остаётся, но будет переделана с учётом нового режиссёрского видения). Разумеется, всё это смягчено выражениями уважения к памяти Виктюка и обещаниями устраивать в его честь регулярные мероприятия (вроде как уже подали городским властям заявку на установку мемориальной плиты).

Однако тренд понятен - культовый для либералов театр резко, без особых церемоний меняет свой вектор творческого развития. На какой именно, сказать невозможно до первых практических результатов, но пока перемены видятся едва ли не кардинальными - на 180 градусов.

«Продвинутая» публика, конечно, возмущена, негодует и уже сочиняет электронные петиции, в которых всячески клеймит Богомолова, призывает на его голову всевозможные административные громы и дисциплинарные молнии и требует «вернуть всё взад». Правда, все аргументы «за» ограничиваются напоминаниями о славной памяти Виктюка, а все аргументы «против» укладываются в размытую, хотя не лишённую образности фразу: «Богомолов известен своим цинизмом, желанием «проплыть между струек» и громадным эго, в сочетании с вычурным (порой переходящим все границы) эпатажем».

Сомнительно, что именно по таким причинам новый худрук будет незамедлительно уволен. Так что ждём продолжения околотеатральных баталий.

КРУТОЙ РАЗВОРОТ БОГОМОЛОВА: ОТ СОВСЕМ ЛИБЕРАЛА ДО ПОЧТИ КОНСЕРВАТОРА
Особая же пикантность ситуации вокруг бывшего Театра Романа Виктюка заключается в том, что если до начала СВО среди столичных театралов провели бы опрос, кто из современных режиссёров по своему стилю больше всего похож на Виктюка, то Богомолов непременно попал бы в число фаворитов, а то и оказался бы победителем.

Сомнительные сценические элементы, многочисленная «полуобнажёнка», «почти обнажёнка» и «совсем обнажёнка» в качестве содержания спектакля, пренебрежение традициями русского классического театра - таково было заслуженное творческое и профессиональное реноме второго мужа Ксении Собчак. Константин Богомолов считался одним из главных лиц и движущих сил либерального театра, уступая по известности и авторитетности разве что Кириллу Серебренникову.

При этом нельзя сказать, что его нынешний «консервативный разворот» был совершенно неподготовленным. Уже дважды Богомолов публиковал в прессе тексты, в которых выступал с критикой навязываемой Западом либеральной парадигмы развития. Вышедший зимой 2021 года манифест «Похищение Европы 2.0» касался теоретических рассуждений об этическом кризисе европейской цивилизации, на чьи ценности опираться уже нет смысла.

А в мае 2023 года Богомолов в цикле статей обрушился уже на отечественную либеральную элиту, которую обвинил в отрыве от народа и глубоком непонимании нужд и интересов населения.

После этого режиссёр, принявший также участие в ряде государственных культурных проектов (например, «Голоса страны», представленный в марте 2024-го лично Богомоловым на выставке «Россия»), был ожидаемо заклеймён либеральной, особенно эмигрантской общественностью как «продавшийся Путину предатель» и «новый апологет тоталитарного режима». При этом патриотическая общественность к новой странице в биографии Богомолова по-прежнему относится скептически, по крайней мере в части искренности и мотивов режиссёра.

НОВЫЙ КУЛЬТУРНЫЙ ТРЕНД - ХУДРУКИ-МНОГОСТАНОЧНИКИ
Сама по себе дискуссия о причинах «консервативной» театральной политики Богомолова имеет два основных аспекта.

Во-первых, нельзя не вспомнить о том самом упомянутом в начале статьи парадоксе как неотъемлемой части театра. Согласитесь - велик соблазн усмотреть изящный сюжетный поворот жизни (не зря же «мир - театр…») в том, что, пожалуй, первые (хотя сугубо предварительные) антилиберальные шаги в современном русском театре делает один из завзятых либералов. Это можно оценивать по-разному (случайное совпадение, показательная акция по указанию «сверху» и т. д.) - но факт есть факт.

Во-вторых, пусть предельно блеклыми и тонкими штрихами, но всё-таки вырисовываются возможные очертания новой государственной театральной политики (пока - в рамках эксперимента и в пределах Москвы). Практически одновременно с новым назначением Богомолова «дополнительную нагрузку» получили и другие видные фигуры.

Художественный руководитель Театра Олега Табакова (две сцены) Владимир Машков стал также и директором прославленного театра «Современник». А ведь в качестве председателя Союза театральных деятелей Машков ведает также театральными центрами «На Страстном» и «Боярские палаты».

Ещё один выдающийся актёр, режиссёр и администратор Евгений Герасимов, с 2022 года являющийся худруком Театра на Малой Ордынке (прежнее название - Театр Луны), отныне занимает аналогичную должность и в Московском академическом театре сатиры. Знаменитая труппа, оказавшаяся в явном кризисе после отхода от дел в 2021-м прежнего руководителя Александра Ширвиндта и тем паче после его недавней смерти.

ДЕНЬГИ И ПАТРИОТИЗМ В ТЕАТРЕ - А ТАК МОЖНО БЫЛО?
Особого внимания заслуживает то обстоятельство, что все вышеназванные деятели получили новые назначения вдобавок к старым фронтам работы. То есть Богомолов и Герасимов имеют отныне под своим началом по две театральные труппы, а Машков и вовсе четыре.

Слишком много совпадений и слишком очевидные сходные черты у этих кадровых пертурбаций - очевидно, что московские власти опробуют новую модель управления театрами как коммерческих организаций, получение прибыли для которых является важнейшей задачей, и их творческого развития как центров культурной жизни.

Предварительно суть этой модели можно описать как отход от типично либеральной схемы «пусть растут все цветы и существует неограниченное число театров». Уже очевидно, что такой подход себя не оправдал: в той же Москве большое количество нерентабельных театров, содержание которых ложится грузом на бюджет. В идеологическом плане сложившаяся ситуация также абсурдна: появились либеральные площадки, занимающиеся, по сути, антигосударственной пропагандой на государственные деньги.

Один из способов изменить ситуацию к лучшему - создать под управлением доказавших свой профессионализм театральных руководителей (Машков, Герасимов, Богомолов и ряд других фамилий) крупные узловые структуры из нескольких театров, сцен и трупп. И на этой основе добиться массового появления спектаклей, востребованных зрителем и приносящих доход, с одной стороны, и укладывающихся в новую, «эпохи после начала СВО», общественную парадигму.

Такая задача вовсе не предполагает - вопреки истошному кликушеству сбежавших либералов - немедленного и поголовного превращения театров в ретрансляторы «государственной пропаганды». Однако приведение творческой среды в чувство и отказ от очевидных радикально-либеральных постановок и установок просто необходим.

ЧТО С ТОГО?
Собственно, действия Богомолова в бывшем Театре Романа Виктюка как раз укладываются в эту схему - и это действительно позитивные, хоть и робкие новости на фоне тяжёлой и, очевидно, ещё долгой борьбы с либеральным культурным наследием.

Как будет развиваться противостояние необычного либерала со своими недавними единомышленниками, действительно ли на наших глазах начинает воплощаться в жизнь первая реальная концепция «нового русского театра» и насколько она окажется жизнеспособной - будем внимательно наблюдать.

Очень внимательно и заинтересованно: ведь будущее русской культуры - это и есть будущее России.
Previous post Next post
Up