Сталинград, Сталинград.. Из окружающего.

Feb 04, 2013 00:34


Уже неделю из всех щелей: Сталинград! И что?
Какое отношение имеют кричащие к Волгограду, событиям 1942-43 годов, а часто и к истории, как науке? Патриотизм? Это не про подвиги прошлых поколений, а про быть достойным их подвигов; не трескотня про героизм, а отсутствие тотального воровства в госструктурах. Как показывают серьёзные исследования вопроса гомофобии - самые ярые борцы - те, у кого с этим проблемы, даже если они не отдают себе в этом отчёт. Так же и тут - такое превращение уже почти просто исторических событий в вакханалию натужных праздников - прикрытие, оборотная сторона государства тотального воровства.
Нет, забывать не нужно, нельзя. Естественно, лучше знать. Так знайте! Возьмите книгу, прочитайте. Узнаете много нового. А так, вот кто назовёт без тырнета командующих фронтов, осуществлявших операцию в районе Сталинграда? А начальников артиллерии фронтов? А начальников  инженеров? Это ведь от их трудов в очень большой степени зависела успешность боевой работы пехоты и танков.
Это всё я к чему? Не смешить предков. Помнить, но не гордиться, что помнишь. Пытаться быть достойным.
В какой-то газетке (выкинул, доказательств привести не смогу) видел на днях утверждение, что на карте у Паулюса "дом Павлова" был обозначен как "крепость". Ну глупость же. А я могу сказать откуда: вероятно, на карте, естественно по-немецки, было обозначено что-то вроде "опорный пункт", дальше сложности перевода, одна баба сказала, выдающиеся способности конкретного журналиста. И в итоге что имеем. А имеем - эти "сложности перевода", которые у нас повсеместны. Сюжет про газетку - из категории плохих примеров.
Из категории хороших - отражение их на заглавной странице Яндекса:



Что мы тут видим - намёк. Мол, помнить должны, и помним, но сказать чего-то особо ценного не можем. Это, в конце концов, дело историков, а не сисадминов и дизайнеров. Нормальная, здоровая позиция. Кстати, это и в коллекцию дизайнов интернет-поисковиков.
А вот ещё случай. Нейтрально-положительный и слегка халтурный. 1 сего февраля, Накануне того самого дня, когда 6-я немецкая армия сдалась, в Музее артиллерии открыли выставку, так сказать одного экспоната. Это очень хорошая практика, актуализация одного какого-то предмета, намёка на тему, не так часто применяемая в наших музеях. В данном случае таковым предметом выступила пишущая машинка фирмы "Adler", на которой был напечатан приказ о капитуляции немецких войск, окружённых под Сталинградом. Интересный предмет, символ важного события. Выставка уместилась в одной витрине:



Вокруг пишущей машинки расположили несколько фотографий и копии советского ультиматума Паулюсу  на русском и немецком языках. Не совсем же понятно вот что. Все четыре фотографии, что мы видим в витрине, мягко говоря широко известны. Их можно встретить почти в каждой советской книжке про Великую Отечественную и победу на Волге. Могли бы поискать что-то более редкое или вообще не засвеченное. Это раз. Тексты ультиматума - очень мило, но они на нескольких листах, поэтому полностью не прочитать. И почему-то нет копии самой капитуляции. Это два. А три - вот:



Когда давным-давно, в детстве, мне в руки попалась пишущая машинка родителей, я с ней игрался долго и весьма упорно. Понятно, что одной из любимейших забав была такая: нажать кучу клавиш одновременно. Тогда соответствующие молоточки поднимутся и сцепятся в клубок. Весело. Но ни разу не случилось так, чтобы я не смог получившееся безобразие расцепить. Теперь внимательно смотрим на картинку и видим эти сцепившиеся молоточки. Машинка в музее больше полувека. Наверное, такая и поступила. Но пятьдесят лет!!! никому до этого нет дела. Даже если молоточки сцепились как-то сурово, с какими-то дефектами, то это же не картина Джорджоне, Веласкеса или Малевича, а механизм: снял крышку, разобрался, может даже смазал. Но нет.
Вот примерно такая у нас и память о войне.
А напоследок - цитата из журнала уважаемого bratbartolo - отсюда:
"В семидесятые годы фронтовик наш еще совсем шустрый был, пассионарий, активный участник жизни. Я тогда водопроводчиком работал в жилконторе,и много народа всякого заходило к нам в мастерскую в подвал просто
погреться и выпить, особенно зимой. Леха Шенберг. Небольшого ростика мужичок, еврей, ходил с палочкой, в клетчатом, детдомовского покроя пальто, потерявшей форму цигейковой шапке, с  висящими вечно ушами, нависшим на лоб козырьком - ну, пацан и пацан! Тогда он недавно вышел на пенсию и более не работал. А работал он все время водителем на "двойке" - самом напряженном автобусном маршруте в Ленинграде.  Как - то выпили, закурили: "Леха, извини, а тебе воевать пришлось?" - "Пришлось, только не долго. Но медаль за Сталинград дали. После танковой учебки нас сформировали в колонну и сразу погнали через степь к Сталинграду. А я был механик - водитель. Остановились где - то, я люк открыл, подтянулся, хотел лихо выпрыгнуть вперед ногами. А тут немец летел, один на все небо. Шарахнул очередь, не снижаясь, на всякий случай. Мне обе ноги и перебил, собака...  Вот и вся война..."

Вот и вся война.

Музей артиллерии, Сталинград, перепост, выставка, фото, гуглодизайн

Previous post Next post
Up