Перекрёсток времён.

Nov 06, 2012 20:51

Занесло меня по случаю на днях в весьма своеобразную часть города, а именно- перекрёсток улиц Шкапина и Маршала Говорова. Интересно тут многое. И архитектура, и топонимика. Если с Говоровым всё понятно, то Шкапина ещё поискать надо. На самом деле, это вот кто:
"...Георгий Михайлович Шкапин (1877-1915) родился в Николаеве в доме на улице, которая сегодня носит его имя, в 1877 г. в семье котельщика казенного порта. Он окончил портовую ремесленную школу и получил профессию котельного разметчика, поступил работать в Адмиралтейство (ныне завод им.61 Коммунара), где стал активистом рабочего движения и местной социал-демократической партии. В 1899 г. становится членом РСДРП. С введением в Николаеве режима усиленной охраны в 1901 г. попав под надзор полиции, Шкапин переезжает в Петербург и устраивается на Путиловский завод и активно работает в Путиловской группе РСДРП, занимается доставкой рабочим нелегальной газеты «Искра». В 1902 г. вернулся в Николаев и работал на заводе «Наваль» (ныне ЧСЗ), снова активно участвовал в революционной деятельности. В 1903 г. арестован, после тюрьмы, перейдя на нелегальное положение, работал в Риге, Екатеринославе, Петербурге и на Урале. Шесть раз подвергался арестам, был в ссылке в Архангельской губернии. В 1914 г. введен в Русское бюро ЦК РСДРП. Как поэт и публицист печатался в различных большевистских изданиях. В 1915 г. после ареста Шкапина мобилизуют в качестве наказания в армию. Перед отправкой на фронт он простудился и умер в Московском военном госпитале. Литературное наследие Шкапина дает основание считать его одаренным представителем поэзии рабочих первых десятилетий XX века." Вот.
Кстати, до революции ул. Шкапина называлась Везенбергской (Везенберг - старое название эстонского города Раквере), а Говорова - никак не называлась, т. к. в 1940-х только проектировалась, а фактически участок в районе Шкапина отстроен в 1960-х.
И ещё кстати. Где Шкапина, там и Розенштейна, с которым еще сложнее. Впрочем, кое-что есть:
"Розенштейн Михаил Евстафьевич (1880-1919). В бурные дни 1905 года в Экспедиции заготовления государственных бумаг в Петербурге вспыхнула забастовка. Организовал ее молодой металлист Михаил Розенштейн, который и раньше был известен передовым, революционно настроенным рабочим как агитатор, создававший подпольные кружки. Полиция арестовала Розенштейна и выслала его из Петербурга. Несколько лет он провел вне столицы, но продолжал революционную деятельность - занимался перевозкой нелегальной литературы, работал в подпольной типографии. В 1910 году Михаил Евстафьевич возвратился в Петербург и устроился на Путиловский завод. Но спустя два года его снова арестовали, выслали в Саратов. Там Розенштейн сблизился с большевиками и также работал в подпольной типографии. После ее провала опять последовал арест, а затем новая ссылка, уже в Нарымский край. Февральская революция вернула Розенштейна в Петроград, и он снова поступил на Путиловский завод. Вскоре путиловцы избрали его в заводской комитет, а в мае он стал членом оргбюро по созыву I конференции фабрично- заводских комитетов Петрограда. Избранный в Центральный совет фабзавкомов столицы, М. Е. Розенштейн, вступивший вскоре после этого в ряды большевистской партии, принимал активное участие в подготовке петроградских рабочих к вооруженному восстанию. После победы Октябрьской революции Михаила Евстафьевича направили в Карелию. Он стал начальником небольшого гарнизона в пограничном селе Видлице. В ночь на 21 апреля 1919 года большая группа белофиннов пересекла государственную границу. Оборону в Видлице возглавил Розенштейн. Когда враги окружили село, его отряд отошел к церкви и укрылся за ее стенами. Сломить сопротивление пограничников удалось только после того, как у них не осталось патронов. Враги ворвались в полуразрушенную церковь, но нашли там только трупы героев. Так погиб испытанный боец революции Михаил Евстафьевич Розенштейн. Его славное имя носит одна из улиц Ленинграда". И из другого источника: "Михаил Розенштейн был монтером электрического цеха Путиловского завода и погиб в 1919 году в борьбе с белофиннами в Карелии". Старое название ул. Розенштейна - Лейхтенбергская.
Картинки - по очереди - Шкапин, Розенштейн, Говоров:





Но хватит о людях. Сей перекрёсток - пересечение времён, разных пластов истории и социальных отношений. Самое интересное здание на площади - этот дом:




Широкие окна, общая распластанность здания, вкупе с "вертикальностью" отдельных форм, само сочетание объёмов позволяют безошибочно предположить конструктивистские корни постройки. И хотя бездонный интернет не подсказывает имени архитектора, наличие антикизирующих деталей декора указывает на середину - 2-ю половину 1930-х гг. как вероятное время строительства.
Выделяющийся объём крупнее:



Несомненно, главная деталь здания - утопленная в плоскость внешней стены область входа с монументальным и механистичным собранным в прямоугольник массивом круглых окон-иллюминаторов:



Крупнее. Тут можно разглядеть конструкцию этих иллюминаторов:



В настоящее время здание занимает один из корпусов Петровского колледжа. Что было раньше - мне неизвестно. Осенне-романтическая вывеска:



Интересно, что в этом храме знания с углублённым изучением иностранных языков, наличествует и что-то вроде комнаты военного воспитания. Если приглядеться, можно увидеть развешанные по стенам плакаты со схемами разборки автомата Калашникова и пистолета Макарова:



С торца здания - ещё один массив окон-иллюминаторов:



Крупнее. Этим окнам не так повезло:



Чуть дальше расположен уже классический образец конструктивизма, без сталинских реминисценций. Это школьное (?) здание середины 1930-х гг. постройки архитектора Владимира Оскаровича Мунца. Размещается тут всё тот же Петровский колледж:



А противоположный фас площади-перекрёстка занимает остросталинская постройка:



При этом в округе имеются и дома иных эпох. Вот, например, дом конца XIX в., хоть и заброшенный, но обращающий на себя внимание:



А вот переход между двумя заводскими корпусами, раскинувшийся тут, очевидно, в 1960-х гг.:



Один из этих корпусов умело мимикрирует под 1930-е, хотя построен значительно позже:



Как же меня ещё со школы чаровали эти сходившиеся в точку на уроках ИЗО и черчения перспективные линии:



С перекрёстка же виден и монстр-трансформер с претензией из 1980-х - завод (?) "Научные приборы". Говорят, функционирует. Здание наверняка интересное, но я до него не добрёл:



Закончив свои дела в районе, выбрался на пр. Стачек, где узрел ужасное и прекрасное. Ужасное. Когда же этим деятелем руки за стеклопакеты поотрывают?!?, это же Тракторная улица, шедевр-шедевр:



И прекрасное. Не поленился в этот раз расчехлить калькулятор и сфотографировать деревянную беседку на доходном доме Гордзялковских. Интересно, зачем оно и что там внутри:



На сегодня всё. Конец связи. Если кто сможет что-нибудь прояснить насчет объектов, попавших в кадр - буду благодарен)

М. Е. Розенштейн, сталинский стиль, Г. М. Шкапин, конструктивизм, фото, Л. А. Говоров, В. О. Мунц

Previous post Next post
Up