Конференция в Мухе в далеком уж 1997-м

Jun 06, 2024 19:37

Одна из самых ценных по содержанию, среди тех, что на Соляном случались. А ссылаются на нее скромно, почти никак.

Сборник с нее называется: Сборник материалов Всероссийской юбилейной конференции "Учебный художественный музей и современный художественный процесс" : К 50-летию воссоздания Ленингр. художеств.-пром. уч-ща и его музея (б. Центральное уч-ще техн. рисования барона А. Л. Штиглица). - Санкт-Петербург : СПГХПА, 1997. - 296 с.

Уже упоминал, что в сборнике содержится статья Е. А. Цешинской о предметах бывш. Музея ЦУТР, попавших через Эрмитаж в Рыбинский музей, в числе которых оказался дивный носатый кувшинчик из каменной массы, т.е. наш клиент. Вот этот сосуд.

Из других статей тоже кое что интересное извлекается. Например, статья Г. А. Власовой "Формирование собрания Музея прикладного искусства СПГХПА (1945 - начало 1960-х годов)" на с. 45 сборника сообщает: "Летом 1946 года комиссия в составе <...> приняла на постоянное хранение обнаруженные во время расчистки подвалов, галерей и залов 115 предметов, входивших ранее в собрание Музея ЦУТР (сноска 13). Можно упомянуть наиболее ценные из них: <...>; коллекция глинокаменных изделий немецких мастерских XVI-XVIII веков..." Текст сноски: Акт приема на постоянное хранение в музей ЛВХПУ от 21 июля 1946 г.

Дальше, с. 80, статья Е. А. Анисимовой "Коллекция западноевропейского сткела из собрания Музея Центрального училища технического рисования барона А. Л. Штиглица в Эрмитаже", о коллекции Рикарда, в рамках которой глинокаменные сосуды оказались в Музее училища Штиглица
"Большое участие в приобретении огромного собрания Рикарда-Абенхеймера (Франкфурт-на-Майне), хорошо известного в Европе, принял А. А. Половцов, что отражено в его дневнике. Коллекция поступила в музей в конце ноября 1886 года и состояла из 1432 разнообразных по материалу и превосходных по качеству предметов прикладного искусства (сноска 8)."
Текст сноски: Дневник государственного секретаря А. А. Половцова. М., 1966. Т. 1. С. 290

С. 85 - этот же сюжет в статье Т. Н. Волчковой "Коллекция западноевропейских тканей из собрания Музея ЦУТР барона А. Л. Штиглица в Эрмитаже"
"1886 год стал необыкновенно плодотворным как для формирования коллекции Музея Штиглица с целом, так и для <...> Например, 17 декабря была получена коллекция Л. А. Рикарда-Абенхаймера из Франкфурта <...> (сноска 7)"
Текст сноски: "17 декабря получена коллекция Ricard, состоящая из 1432 предметов. Печь и ткани той же коллекции". (Архив ГЭ, ф. 1, оп. 1, д. 1, л. 10)

На с. 101 в статье Т. В. Раппе "Из истории коллекции мебели Музея ЦУТР барона А. Л. Штиглица" то же самое про поступление в 1886 году коллекции Рикарда, соответственно, в связи с предметами мебели. А вот на с. 103 той же статьи посодержательней: "Долгое время считалось, что коллекция Рикарда поступила из Вены. Однако изучение архивов и воспоминания современников позволяет уточнить ее происхождение. Коллекция была куплена у Александра Луи Рикард-Абенхеймера во Франкфурте-на-Майне. Об этом пишет в своих воспоминаниях А. А. Половцов. Первые записи относятся к 3 ноября 1886 года. Он сообщает, что "Месмахер может ехать за границу для покупки предлагаемой училищу коллекции". У него же мы читаем, что "7 ноября Месмахер уехал во Франкфурт для покупки коллекции старинных вещей", а 25 ноября он уже возвращается, "приобретя во Франкфурте коллекцию Сикара" (сноска 8). Здесь, очевидно, произошла опечатка или неправильно была расшифрована надпись. <...> В архивных документах мы находим запись: "17 декабря 1886 года доставлена в музей училища коллекция вещей художественной промышленности, купленная в городе Франкфурте от г. Рикард (L. Ricard-Abenheimer), в инвентаре  №7691-8636, 8639, 8648-8874. За коллекцию было уплачено 270000 марок" (сноска 9).
Текст сносок: "8. Дневник государственного секретаря А. А. Половцова. М., 1966. Т. 1. С. 457"; "Архив ГЭ, ф. 1,оп. 9, п. 8-9"
Тут особо интересны два момента. Кем это "долгое время считалось"? И что такое в отсылке на архив Эрмитажа "п."?

В любом случае, сборник статей конференции 1997 года архиполезный, всем советую)

steinzeug, Муха, книги-журналы, Музей ДПИ

Previous post
Up