Steinzeug из Рыбинска

Feb 02, 2023 18:41

Всё собираюсь туда доехать, а пока -- в электрическом виде. Steinzeug по-немецки, stoneware по-английски, кучи переводчиков неумно переводят это слово как просто "керамика", а надо каменная керамика, керамика из каменной массы и т.п. И это важно для понимания текстов, это вполне конкретный вид обожженой глины. В чем разница -- обожженой при оч.высоких температурах, почти фарфоровых. Темы касался тут и тут. Теперь же картинок из нашей современности.



Вот такая красота, несколько кликабельная. Кувшин с носиком. Датирован ок. 1620-30. Кам.керамика, кобальтовая глазурь, соляная глазурь. Крышка оловянная, может более поздняя и не немецкая, а, например, голландская. Размеры высота с крышкой 23,5; диаметр осн. 7,0; длина с ручкой и носиком 18,2. Вестервальд. Муз. номера РБМ-3466. КС-1564.


А вот чисто провенанс. В Рыбинск кувшин поступил из Гос.Эрмитажа. А в Эрмитаж попал из коллекции музея при ЦУТР. Нынешние рыбинские номера красной краской. Не знаю как выглядят эрмитажные номера 1920-х годов, но наверное тут это оливковые цифры. Интересно это чем нанесено? Выглядит как глазурь. Дальше наклеечка МЦУБШ - начало века, из музея Училища барона Штиглица. А вот дальше какая-то наклеечка "Collection Ricard" -- это,видать, собрание, приобретенное для штиглицевского музея. Карбоньер, составлявший каталог предметов музея ЦУТР, об этом собрании, кажется, не упоминал. Надо, конечно, перепроверить.

ЗЫ. Интересно, это Коллекшн или Коллексион? И кто такой этот Рикар? Фамилия как Иванов, интернет выдает то чай, то ювелирку, глубже копнуть, так и неприличие какое-нибудь вылизет.. Да, тут в вк-альбоме картинок чуть поболее.

ЗЫ2 А должно быть Kollektion, т.е. нем. Ибо... Отсюда:
Прохоренко Г. Е. Музей Центрального училища технического рисования барона А. Л. Штиглица. История создания и формирование коллекции: Дис. ... канд. искусствоведения. СПб., 2000. 239 с.

с. 138 "Одна за другой на протяжении 1886 г. покупаются великолепные богатейшие и очень ценные с художественной точки зрения коллекции: Венская, коллекция Я.Краута, П.В.Чарковского, Л.Рикарда-Абенхеймера и другие, в которые входили самые разнообразные экспонаты, представлявшие практически все области художественного ремесла, состоявшие из уникальных по красоте и совершенству исполнения произведений зарубежного прикладного искусства".

И с. 142-144 "Заметным событием в коллекционерской деятельности музея ЦУТР и своеобразным подведением итогов плодотворной работы в этой сфере за 1886 г. стало приобретение поистине грандиозной, состоявшей из 1432 предметов, коллекции старинных вещей у немецкого антиквара А.Л.Рикарда-Абенхеймера (A.-L. Rikard-Abenheimer), для покупки которой 7 ноября 1886 г. был командирован во Франкфурт-на-Майне М.Е.Месмахер (106,т.1,с.450). Не исключено, что о продаже этого интереснейшего собрания и о сумме, за которую оно будет уступлено училищу Штиглица, А.А.Половцов договорился еще во время своего летнего пребывания во Франкфурте (Пр.63).
Это собрание было четко систематизировано и состояло из нескольких разделов, в основе которых его прежний владелец использовал технологический и типологический принципы. Так например, в отдельные группы были выделены столовые и другие приборы, железо, живописное стекло, мебель и предметы из дерева, майолика и фаянс, драгоценности, свинец и олово, скульптура, ткани и пуговицы, одежда, кружево, таблицы с образцами тканей и вышивок. В некоторых случаях указывалось имя предыдущего владельца того или иного предмета: например, Диш, Гидон, Партрар (стекло), Милани, Бурки, Смиопетти (мебель), Гимбель (ткани), что, несомненно, представляет научный интерес, так как расширяет представление об этой коллекции и свидетельствует о серьезном научном подходе Рикарда к вопросу научной каталогизации своего собрания.
Собрание Рикарда было настолько обширно, что вмещало в себя предметы западноевропейского производства из самых различных областей прикладного искусства, культового и светского назначения, простые бытовые вещи и образцы, отличающиеся изысканностью и богатством художественной отделки. В него входило более 50 образцов мебели (кабинеты, сундуки, ларцы, кресла, стулья) (124,с.100-109); более 200 образцов художественных тканей разных эпох и стран: восточных, итальянских 15-16 вв., французских 17-18 вв.. В составе коллекции Рикарда были западноевропейские облачения 16-17 вв., вышивки шелком по филейной сетке, бахрома 17-18 вв. и детали для украшения мебели. В отдельную коллекцию были выделены образцы для украшения камзолов, созданные во Франции в 18 в., и образцы вышивок с узором из букв и растительного орнамента немецкой работы 18 в. Целую коллекцию (более 300 предметов) составляли образцы вышивок по холсту (43 ,с. 100-125).
Значительную часть коллекции Рикарда (359 предметов) составляли изделия из стекла. В их число входили великолепные образцы венецианского, богемского, немецкого стекла, а также значительное число прекрасных по качеству исполнения раписных стекол (4,с.77-83)".

Ссылки в скобках:
4. Анисимова Е.А. Коллекция западноевропейского стекла из собрания Музея ЦУТР барона А.Л.Штиглица в Эрмитаже // Сборник материалов Все- рос. юбил. конференции «Учебный художественный музей и современный художественный процесс».-СП,б.: СПГХПА, 1997, с.77-83.
43. Западноевропейское прикладное искусство ХУ1-ХУ111 веков в собрании Эрмитажа. Каталог выставки к столетию открытия музея при Центральном училище технического рисования барона А.Л.Штиглица.- СПб.: Славия, 1996
106. Половцов A.A. Дневник государственного секретаря.- М.: Наука, 1966. Т.1-2
124. Ранне Т.В. Из истории коллекции мебели музея ЦУТР барона А.Л.Штиглица // Сборник материалов Всерос. юбил. конференции «Учебный художественный музей и современный художественный процесс».- СПб.: СПГХПА,1997, с.100-109.

Тут заметку о собраниях дпи из музея ЦУТР поиск выдал. С упоминанием по имени Луи Рикарда-Абенхаймера.

Гугля сильно не конкретизирует, но утверждает, что нашего коллекционера полностью звать Louis Alexander Ricard-Abenheimer. И годы жизни у него 1866-1924. Например, тут.

steinzeug, музеи, Муха, керамика, Музей ДПИ, Эрмитаж

Previous post Next post
Up