Как известно, Достоевский великий писатель. Лучший, самый сложный, самый диалогичный и полифоничный его роман это "Братья Карамазовы". А лучший музей Федора Михайловича -- в Старой Руссе. И естественно, что лучший свой роман он написал сидя в лучшем своем мемориальном музее. Не очень логично, но всё же, что отсюда следует? Что в Руссе не мог не возникнуть музей братьев Карамазовых, в смысле романа. И он возник. И я, конечно, отправился с ним ознакомиться.
Да, всё та же набережная речки Порусьи, там теперь не только в собственно дом-музей Достоевского можно заходить, но и поближе к центру поставленный вот этот желтенький с колоннами. В нем сперва расположился Научно-культурный центр дома-музея Достоевского, а теперь в его рамках вызрел такой литературно-краеведческий музей. Исторически дом называется "Дом Беклемишевского", построен в начале XIX века и до недавнего времени ни с Достоевским, ни с героями его романа связан не был. Но Федор Михайлович -- это целая вселенная, и логично, что она вовлекает в себя окружающее пространство) Итак, что внутри? Внутри гардероб, касса, лестница наверх и там уже тематические залы музея.
Зал вводный в мир Ф.М. и пространство уездного города. В меру аутентичная меблировка, стол, так сказать, Достоевского, рабочий. И самое ценное тут: карта, пространство романа на плане реального города. Подробнее (кликабельно):
Собственно, вот. Налицо циферки и подписи. Извольте считать это путеводителем побуждением к действию.
Стол гипотетического Достоевского.
Натюрмортик с уголка
И вот ещё. Это как связующий стержень экспозиции, в каждом зале такие. Ведь, самое важное у писателя -- это люди. И вот они, извольте. Эти, не помню, просто вводные люди, обитатели города.
А вот в соседнем зале -- уже герои, собственно братья Карамазовы: Дмитрий, Иван, Алексей. Старшие в сюртуках, Алёша пока в околоцерковном, у нас ведь пока начало романа, он ещё в монастыре. А вообще, этот зал символизирует дом отца, Федора Павловича. К слову, ахроматическая гамма манекенов и вообще скромность экспозиции в плане цвета -- это задумка оформления музейного пространства, мол цвет сами додумаете, не будем вас давить конкретикой.
Общий вид зала. Слева за креслом манекен, символизирующий хозяина, развратного старика.
Натюрмортик в тему: питейный набор, свеча, чтобы засиживаться заполночь и денежка, с которой всё так легко и вокруг которой сотни страниц сюжета формально вертятся. Вот такая она, радужная. К слову, так как музей современный, впитавший современные тренды, то многое можно и нужно трогать, в том числе и эту сторублевку, она не настоящая.
А вот так выглядит, когда денежек много. Тут их около двух тысяч, но это неправильно. Нужно, чтобы было три. Или полторы.
Шкаф у Федора Павловича хороший, добротный.
Переползаем в следующее помещение, там достаточно узко, люди ещё, поэтому хорошего общего вида у меня не получилось. Поэтому вот вам цветочек, обнаруженный по дороге. Это же герань?
Это, по задумке экспозиционеров, девичья, да не простая, а самой Катерины Ивановны, она слева. А справа, как не трудно догадаться, Грушенька - когда она к первой в начале романа зашла, но ещё свое "фе" насчет Дмитрия Федоровича в покое оставить не высказала. Хороший момент, драматический.
Кофейник, что ли.. В общем, нельзя не запилить картинку для инстаграма. Мутно, да, а кто не мутен?
Дальше детская. Ильюша, надрывный мотив, прочая молодежь. Та самая пушечка..
И Коля Красоткин, который её подарил.
И карта небесной сферы, табло уранографик, школьники же.
И - не знаю что это - наверное, конфеты, дети же.
И бытовой мотив: ночная ваза.
под кроватью производства Й. Нейфельда из Варшавы.
Дальше -- трактир, заведение важное для России в целом и для сюжета романа в частности.
Утварь на стойке. Опять же, можно потрогать.
Для антуража - лубочного характера картинки на стенах. Солдаты радуются взятию Плевны. Песнь: гром победы раздавайся.
Из того же исторического контекста - потопление турецкого парохода. Картинки крупнее
вот и
вот.
И намек на посетителей всякого рода и звания.. А что на стенде - не обратил внимания(
А из трактира чтоб дальше -- то на лестницу, вверх, из дольнего в горнее.
И тут, правильно, помещение, отвечающее за монастырь. И старец Зосима. Вот такой он. Тут с серым нейтральным цветом не стали мудрить, что характерно. К слову девушка-экскурсовод была совершенно на своем месте и экскурсия мне понравилась.
Вот, собственно, так. Образы романа налицо. Канва прочерчена, о чем самим подумать - тоже оставлено. Отличная задумка, хорошая реализация и великий роман. Запомните этот дом и заезжайти при случае!
А вдаль уходит Набережная Достоевского и машина справа как раз туда и стремится, дабы через триста метров приехать к зеленому дому сообственно мемориального музея Федора Михайловича. Если вы там ещё не были -- вам можно только позавидовать!