Как известно, существовала такая организация -- КОСАРТОП, Комиссия ОСобых АРТиллерийских ОПытов -- занимавшаяся перевариванием опыта тактического и технологического первой мировой войны в области артиллерии и выработкой первых артиллерийских систем послереволюционной поры, для чего в одну структуру были объединены лучшие конструкторы и технологи вооружений того времени. Занимались они своим делом буквально на коленке: гражданская война, нехватка всего и вся, и т.п. Как результат творения сотрудников комиссии носили зачастую кустарный вид, но на основе этой кустарщины спустя десятилетие выросла та советская школа артиллерийских конструкторов, и та самая артиллерия, которая победила в войне и образцы которой родом из тридцатых до сих пор воюют, например, в Сирии и не только. И не забудем про немалое кооличество теоретических разработок и расчетов,выполненных и изданных специалистами Комиссии.
КДПВ. Также известен Музей артиллерии, что в Петербурге, в фондах которого, так сложилось, теперь хранятся экспериментальные образцы артиллерии, разработанной в недрах КОСАРТОПа. Правда до недавнего времени посмотреть на них было нельзя. Исторически орудия находились в экспозиции 4-го зала музея (истории артиллерии 1918-1941),который из-за протечек и падения, даже обвала штукатурки с потолка был закрыт для публики, а муз.предметы из него распиханы в разные места музея. Но в минувшем декабре всё поменялось. 4-й зал после реставрации открыли для публики. Экспозицию в целом пока не развернули (что-то мне подсказывает, что до этого ещё долго, научная концепция на зал не то что не принята, а даже не разработана), но какое-то количество экспонатов выставили (обзор зала на сей момент -
тут), в том числе и предметы разработки КОСАРТОП. И вот о них - под катом.
Вот такое стрелялдо. Это..
76-мм опытная батальонная нарезная мортира. По заданию КОСАРТОПа, 1925-30 гг. Инв.но. 21/45. Вообще, тема именно батальонной артиллерии, пехотных орудий была для Комиссии одной из основных, так не хватало подобных орудий в траншеях и порядках пехоты первой мировой. К слову, вот что про орудие писано в музейском Каталоге матчасти отечественной артиллерии (Л., 1961), с.299: "76-мм опытная батальонная мортира; изготовлена в 1929-30 гг. по проекту Арткома ГАУ; ствол имеет четыре нареза с отдельной каморой сгорания боевого заряда; затвор клиновой, допускающий повторное действие ударного механизма. Лафет жесткий, однобрусный, на катках. Мортира проходила испытания на НИАПе в период с августа по ноябрь 1930 г.; поступила в Артиллерийский исторический музей в 1938 г." Надо сказать, сильно содержательнее, чем на этикетке. И при чём тут Комиссия, если её расформировали в 1927 г.? Нет, люди-то те же, но организация, всё же, другая. Ещё несколько ракурсов мортиры..
Фрагмент сверху.
Вертикальный клиновой затвор.
Казенная часть со стороны приборов вертикального и горизонтального наведения.
Общий вид спереди сверху. Где, кстати, прицельные приспособления? Нет потому что экспериментальная?
Дальше: стрелялдо инв.но. 21/46. Это, согласно этикетке, представленной выше, 76-мм опытная батальонная градкоствольная мортира, годы те же: 1925-30. И снова из Каталога, та же с. 299: "76-мм опытная батальонная мортира № 1; изготовлена в 1930 г.; ствол гладкостенный с клиновым затвором. Лафет с пружинным накатником, с раздвижными станинами на катках. Мортира проходила испытание в январе 1930 г.; поступила в Артиллерийский исторический музей в 1938 г." Опять же, они там как будто этикетки печатали не заглядывая в инвентарную карточку и католог. Что ай-яй-яй. Опять же, при чём здесь КОСАРТОП? Ещё фото..
Противооткат.
Вид спереди пообщее. Выглядит, как будто, игрушечно, но тем не менее вполне современного типа артсистема: нижний станок с раздвижными станинами, верхний станок, ствольная группа..
Казенник. Затвор вертикальный клиновой.
Вертикальное и горизонтальное наведение. И здесь же должен быть прицел.
То же. Ракурс чуть шире.
Казенная часть и затвор с другой стороны. По этой мортире всё. Дальше..
Дальше -- вотъ. Нечто инв.но. 14/42. Это..
37-мм опытная батальонная пушка, СССР, 1920-е. Гл.конструктор М. Ф. Розенберг. Из Каталога матчасти отеч. артиллерии, с. 290: "37-мм опытная батальонная пушка системы М. Ф. Розенберга № 216; изготовлена в 1929 г.; лафет колесный, системы Р. А. Дурляхова; на щите пушки прикреплена пластинка с надписью: "37-мм батальонная пушка Розенберга"; на станке прикреплена пластинка, на которой рядом с гербом СССР выбито: "№ 216, 1929 г." Поступила в Артиллерийский исторический музей в 1938 г." Проще говоря это что? Это к середине двадцатых деревянные лафеты пушки обр. 1915 г. расшатались и поломались, и Дурляхов под ствол соорудил новый уже металлический лафет. Который, к слову, я давно хотел подснять, но пока оно хранилось в закромах было неудобно.
Балка лафета и колесо для перемещения пушки силами расчета. Если надо подальше и побыстрее -- цепляйте к соответствующему транспортному средству, для чего имется упор и дырка. Вообще, мобильность, способы и скорость возки орудий - были из главных вопросов, ставившихся тогда перед конструкторами. Хотя тут подрессоривания пока нет, но скоро повсеместно будет.
Казенная часть, поршневой затвор. На балке виден цилиндр гидравлического тормоза отката. И какой-то ползунок рядом.. Переменная длина отката?
Фиксация штока, уходящего дальше в цилиндр тормоза отката.
Затвор крупнее.
Винт вертикального наведения (?)
Казенная часть с другой стороны. Горизонтальным наведением орудие не обладало, вес небольшой, всю систему повернуть можно, и конструктивно гораздо проще.
Дальше что-то посерьёзнее. Инв.но. 14/48. Это..
45-мм опытная батальонная пушка большой мощности, СССР, 1927 г. Гл.конструктор Ф. Ф. Лендер. Из Каталога, с. 291: "45-мм опытная батальонная пушка большой мощности; изготовлена в 1927 г. по проекту Косартопа (конструктор Ф. Ф. Лендер); ствол стальной, затвор клиновой четвертьавтоматический; вес пушки в боевом положении 262 кг; дальность стрельбы около 5000 м. Лафет колесный с раздвижными станинами, с уравновешивающим пружинным механизмом. Рушка поступила в АИМ в 1935 г. с полигона".
Вид сзади. За мутный вид мильпардон, но руки дрожат, света мало и прочие жалобы турка.
Вид спереди. Верхний станок, лоток с откатом-накатником, сверху ствол. Это дело с одной стороны напоминает шнейдеровские крнструкции первой мировой, а с другой - проглядывают тут конструктивные решения чего-то вроде УСВ.
Лоток и ствол, казенная часть. Клиновой затвор.
Дальше орудие инв.но. 14/45, о нём..
Это 45-мм опытная батальонная пушка, СССР, 1925 г. Конструкции А. А. Соколова и Ф. Ф. Лендера. Пушка, по аналогии с предыдущей, если так можно сказать "не особо большой мощности", поэтому другая баллистика и меньше дальность стрельбы. Из Каталога, с. 291: "45-мм опытная батальонная пушка системы А. А. Соколова; изготовлена в 1925 г.; ствол в кожухе с клиновым затвором, изготовлен по проекту Косартопа (конструктор Ф. Ф. Лендер); вес пушки в боевом положении 261 кг; дальность стрельбы 3600 м. Лафет системы Соколова с раздвижными станинами, колеса деревянные с железной ошиновкой. Поступила в АИМ в 1938 г. с полигона".
Казенная часть. Виден нижний станок с раздвижными станинами. И верхний станок. И приспосообления наведения.
Место, где был затвор -- вертикальный клиновой. Франц Францевич же.. А продуманность лафета -- это больше к Соколову.
Общий вид сбоку сзади.
Дальше -- инв.но. 3/133. Это..
Это 45-мм батальонная гаубица обр. 1929 г. Завод Красный Путиловец, 1929 г. Разрабатывалась под эгидой КОСАРТОПа как "пушка малой мощности". Первая система из тут представленных, которая ушла из статуса опытных и была принята на вооружение. Изготовлено было около сотни орудий. Из Каталога, с. 298: "45-мм гаубица обр. 1929 г. конструкции Ф. Ф. Лендера; изготовлена в 1930 г. на заводе "Красный Путиловец". Поступила в АИМ в 1938 г." В музее имеется ещё одно такое орудие, инв.но. 3/132, под этим номером в Каталоге (с. 297-298) текста больше: "Гаубица.. конструкции.. изготовлена..; ствол скрепленный кожухом; затвор клиновой четвертьавтоматический; лафет колесный с раздвижными станинами; качающаяся часть уравновешена пружинным механизмом; прицел панорамный; вес гаубицы в боевом положении 122,5 кг; дальность стрельбы 3500 м. Состояла на вооружении в 1930-32 гг.; поступила в АИМ в 1939 г." Почему цифры разные в этикетке и книжке -- не могу сказать.
Чуть ближе и высвечено. Похоже на предыдущую систему, да? Нуу, перекомпоновано, конечно..
Вид сзади.
На станине надпись. Ремонт в мае 1936 г.
Казенная часть, клиновой затвор. Прницельные приспособления.
Казенная часть с одного бока
И с другого бока.
Дальше -- нечто более архаичное по виду, инв.но. 14/52.
65-мм опытная батальонная гаубица. Конструктор - Р. А. Дурляхов. 1925 г. Из Каталога матчасти, с. 298: "65-мм опытная гаубица конструкции Р. А. Дурляхова; изготовлена в 1925 г.; ствол в кожухе с противооткатными устройствами; затвор поршневой. Лафет двухстанинный; колеса металлические с резиновой шиной; вес орудия в боевом положении 204 кг; дальность стрельбы 2650 м. Поступила в АИМ в 1935 г."
Общий вид.
Этот кадр непонятно я зачем сделал. Ну, пусть будет. Вид сверху и старый инвентарный номер.
Клёпанный лафет. Крепления щита. Дуга сектора вертикального наведения. Гориз. наведения нет.
Общий вид сзади. Ствол в люльке, вокруг люльки две пары цилиндриков тормоза отката и накатника.
Вид сзади в другом ракурсе.
Казенник, поршневой затвор. И рукоятка вертикального наведения.
Хобот лафета.
Ещё общий вид сзади.
Ещё общий вид спереди.
Дальше. Примкнувшее орудие. До этого были всё КОСАРТОПовские разработки, а это уже нет, но так как пушка симпатичная, и в том же ряду стоит, замыкает, так сказать, рядок систем Комиссии, то вот.. Инв.но. 14/43.
37-мм опытная противотанковая пушка Б-9, разработка завода "Большевик", конец 1920-х гг. Т. е. это творчество не централизованного органа в структуре ГАУ, а КБ завода. Из Каталога, с. 290: "37-мм опытная батальонная пушка № 1; изготовлена в 1930 г.; ствол скрепленный; затвор клиновой; лафет упругий, с раздвижными складными станинами; колеса цельнометаллические с грузошиной. Испытания пушки проходили в период 1930-31 гг. Поступила в АИМ в 1938 г. с полигона". Разное написано. Вероятно, с 1961 года (издание Каталога) этот ствол поисследовали и новой информации по нему насобирали. Но всё равно хотелось бы знать, откуда дровишки..
Вид сзади. Нижний и верхний станки. Затвор клиновой, но не такой, как у орудий КОСАРТОПа.
Затвор сверху. N 1. Б-9.
Вот так. Таким образом в музее теперь можно рассмотреть семь орудий КОСАРТОПа и одно примкнувшее разработки завода "Большевик". Все середины - второй половины двадцатых годов.
- 76-мм опытная батальонная нарезная мортира;
- 76-мм опытная батальонная гладкоствольная мортира;
- 37-мм опытная батальонная пушка Розенберга;
- 45-мм опытная батальонная пушка большой мощности Лендера;
- 45-мм опытная батальонная пушка Соколова-Лендера;
- 45-мм батальонная гаубица обр. 1929 г.;
- 65-мм опытная батальонная гаубица Дурляхова;
и
-37-мм опытная противотанковая пушка Б-9 завода "Большевик".
Не все они КОСАРТОП в строгом смысле этого термина, но всё равно интересно. Хотелось бы большей информативности этикетажа, но хоть так. Где-то дополнить, где-то подкорректировать, где-то поаккуратней. Когда-нибудь, это ж Артмузей) А ещё хотелось бы экспонатов про боеприпасы, они ж параллельно разрабатывались. То есть снарядов-зарядов-патронов-выстрелов хотелось бы в экспозиции и про эти артсистемы, и вообще, всех калибров и принципов действия, раньше в зале про это было много интересного. Снова ждём.