Выставка про Г. С. Габаева

Apr 21, 2018 15:08

В Артиллерийском музее. Уже закончилась, согласно официального анонса, но на той неделе ещё висела в 10-м зале.


"«Я положительно кипел в исторической и музейной работе…». К 140-летию Г.С. Габаева"
Выставка оч.хороша, насыщенна, информативна и профессиональна. Тут, конечно, удача и мастерство автора, снс В. В. Незговоровой, музея - в меньшей степени. Кто такой Георгий Соломонович Габаев? Габаев - это человечище, глыба. Люди, связанные с музейным делом, согласятся. Для остальных - заглавный абзац из вики-заметки: "русский военный историк, писатель и археограф. Полковник Русской императорской армии, участник Первой мировой войны, последний командир Гвардейского сапёрного полка. В советское время - сотрудник ряда архивов и музеев. В 1926 году репрессирован, с 1931 по 1937 год - в заключении на Соловках и в Дмитлаге, реабилитирован в 1989 и 1996 годах. Автор многочисленных работ по истории Русской армии".
Откуда произросла выставка? Тут всё логично. Одно из главных дореволюционных дел Г.С. - устройство и стремительное развитие музея ЛГ Саперного батальона, сбор сведений и материалов о своей части, переписка с действующими и отставными кадрами военных инженеров. А также участие в создании экспонатов музея: заказами изобразительных материалов по истории батальона замечательным художникам, вроде Осипа Шарлеманя, а также и собственноручно выполненным иллюстрациям (!). После революции этот музей вместе с музеем истории Инженерной академии и материалами значительнейших деятелей российского военно-инженерного дела оказался в фондах ЦИВИМ, а оттуда уже - в АИМе - ВИМАИВиВСе в виде отдельного Инженерно-документального фонда. Про который почти никто не знает, но там столько всего бесценного, даже в двух словах и не описать!

Сто сорокалетие Г.С. Артмузей решил отметить явлением миру самого дорогого для юбиляра дела - собственно музея ЛГ СБ. Сперва - фотографии общих видов экспозиции, затем - несколько отдельных экспонатов.



Афиша и заглавная текстовка о Габаеве. Кликабельно и содержательно.


Правая сторона. Мундиры по ЛГСБ в шкафу, портреты командиров батальона, отдельных офицеров и иллюстрации обмундирования на стене, плюс отдельные памятные предметы в витринах.


Левая сторона. Ещё форма в шкафу, проекты памятника и знамени батальона на стене, знаки на шапки и поздравительные адреса к юбилею части начала XX века в витринах.


И в торце - на баннере общая фотография офицеров ЛГ Саперного батальона с товарищем императором.


Нет, лучше так. Я не мог не сыграть в Поклонскую и не присоседиться к монархии. Так сказать, поклониться. Фото демонстрирует, что я, оказывается, плотный мужчина.. И чем-то похож на Малевича. Оба пункта меня не красят, буду брать себя в руки!


Ещё имеется не попавший случайно на общие фото памятник. Вернее модель памятника. Поодписан экспонат так: "Скульптор А. П. Сафонов (1852-1913). Модель памятника ЛГ Саперному батальону. Подарок к 100-летию батальона от старых гвардейских саперов. Фабрика братьев Грачевых, 1912". Помимо собственно саперов - с трубами, винтовками, знаменем; и имперского орла, памятник являет нам прекрасную в своей искренности композицию из пяти голых императоров. Думаю, нелишним будет название "XIX век - ню":


Вот они, красавцы: Александр, Николай, Александр, Александр и Николай. Трудно представить ситуацию, когда взрослые знатные мужчины представляются с обнаженными плечами. Кроме как в бане. Вот что Матильда-незабвенная с людьми делает! Но шутки долой, не время теперь.. Хотя.. Вот как подобная проблема решалась в случае Маркса-Энгельса-Ленина: так и так. Дальше про банкет.


Витрина. Там пара поздравительных адресов, тарелочки из специальных гвардейско-сапёрных сервизов (фарфор, деколь, фабрика братьев Корниловых, нач. XX в.) и...


Из этого всего я представляю только как выглядят фрукты.

В соседней витрине больше бумаги, какие-то наградные и прочие. Моё внимание привлёк этот лист. Ещё бы: "ИМЕНЕМ САРДИНСКОГО КОРОЛЯ, Мы, Дон Антонио Мария Филиппо ..." и т.д. Млею. Герб и подпись:


Птичко-кошки, знамёна, пушки; одно слово - герб. На самом деле бумага про что? Подписана на этикетке так: "Паспорт Сардинского королевства, выдан полковнику П. С. Фирсову для посещения крепостей Экселлес, Фенестрелле, Алессандрия и Генуя. 19 января 1820 г." Италия зимой.. Блеск!


В углу справа - шкаф. Внутри мундиры. Этикетка сообщает, что с эполетами - парадный генеральский мундир ЛГСБ, принадлежавший Александру III. Фуражка по центру - тоже императорская. А китель без эполет - естественно тоже по ЛГСБ, образца 1907 г., принадлежал собственно Геогрию Габаеву.


Шкаф слева. Слева мундир (обр. 1817 г.) и кивер (обр. 1829 г.) - реплики начала XX века, изготовленные для музея. А справа - мундир ЛГСБ с погонами генерал-фельдмаршала - подлинный, принадлежал Александру II.


Витрина с левой стороны. Тут - полинные офицерские шейные знаки, гербы на кивера, георгиевская труба - за разные героические дела батьальона в течение XIX века.


Следующая витрина. Тут - про подготовку юбилея 1912 г. - отчетные бумаги, переписка. И фото офицеров.



Парочка из них. В головном уборе - молодой совсем (23 года) Георгий Габаев, с залысинами - Николай Тотлебен, сын того самого Тотлебена. Оба, естественно, офицеры ЛГ СБ.


И что на стене? Во-первых, вид знамени батальона после взятия Варны в 1828 г., рисунок исполнен в 1910 г. с натуры Осипом Шарлеманем.


Во-вторых, вот это. Это что? Это бомба. Перед нами рисунок Андрея Штакеншнейдера проекта памятника "Подвигам ЛГ Саперного батальона", выполненный в 1853 г. Штакеншнейдер - уже хорошо. Но: рисунок с собственноручными правками императора Николая I.Карандашные венок над двуглавым орлом и орел справа от памятника чем-то подтонированные и закрепленные - это рука императора. И император, кстати, композицию с орлом предложил более подходящую памятнику в целом, нежели архитектор.


Фрагмент с императорским орлом крупнее.


И, в последних, графика. С этикетки: "Шарлемань О. А. "Император Николай I передаёт великого князя Александра Николаевича на руки гвардейским сапёрам 14 декабря 1825 года". Копия с картины 1866 г. князя В. Н. Максутова (1826-1886), 1900-е. Бумага, акварель".Драматичные сообытия. Известный сюжет. Двор Зимнего дворца. Непривычного цвета. И про копию: оригинал, картина Максутова - известен по фотографиям ЛГСБ, но после революции картина пропала, возможно, преспокойно висит в одном из дворцов-музеев Петербурга. В Артмузее же о ней известно по паре фотографий, эскизу самого Максутова и этому эскизу Шарлеманя.

Вот такая выставка.

Г. С. Габаев, инженерные войска, Музей артиллерии, выставка

Previous post Next post
Up