Ничего страшного, просто выставка такая была, про 1917 год во дворце. В телефоне обнаружил несколько фото с одного из посещений, чтоб не потерялись, да и впечатления освежить - вот это всё. В общем, в связи со столетием известно чего, осенью 2017-го в трёх залах Зимнего дворца - традиционных для больших титульных выставок Аванзале, Николаевском и Концертном, открылась выставка "1917. История совершалась здесь". Работала выставка до недавнего времени и по мне - была архиважным событием, тем более, что далеко не все музейные институции откликнулись на это всемирного значения событие. Антимолодцом оказался трусливый Артмузей, чьё руководство заявило, что и событие не ахти какой важности, да и в фондах ничего по теме нет. Враньё, чо, просто трусость и глупость. А Эрмитаж молодец. И по подбору экспонатов (несколько - более чем пронзительных и аттрактивных), и по привлеченным партнером (тут и куча музеев, и ГАРФ, и другие федеральные архивы), и по сформированному экспозиционному пространству. В разработке участвовали иностранные институции, из Голландии, кажется. И по мне - результат превзошел все ожидания. Жаль, что в силу образно-затененного строя выставки далеко не всё желаемое мой телефон осилил запечатлеть. Но что есть. Итак...
Куда ж без селфи? Композиция "По башке!" В объёме Иорданской лестницы был натянут большой баннер пролетарского содержания. Мужчина с молотом напоминает одновременно батьку Лукашенко и известного питерского художника Александра Кондратьева. То есть месседж от пространства: надо работать и не забывать, Бочаров, что ты искусствовед.
Но начиналась выставка ещё во дворе гораздо более вещественно.
Во дворе были расставлены убедительные в своём металлическом качестве атрибуты войны. Из Артиллерийского музея, вестимо:
Времён революции и гражданской войны броневик "Остин". За ним французская 75-мм пушка обр. 1897 г., трофей польской войны, вероятно, или даже похода 1939 года, неожиданная в данном контексте вещь. А за ней - диковинная югославская зенитка, слепленная в 1930-х из ствола австрийской полевой пушки М-5 и очень затейливого, но для основной функции бездарного лафета.
Французская 120-мм пушка системы Банжа образца 1878 г., подружка наших 42-лин. и 6-дм. в 190 пудов пушек образца 1878 г. Такие к нам в годы ПМВ поставлялись. Ещё была поставлявшаяся нам японцами 42-лин. скорострельная пушка, она за границами кадра справа.
Как не попозировать рядом с любимым экспонатом из родного музея? Совсем невозможно. По итогам осмотра уличной экспозиции можно и нужно заявить, что наличествует провокация. В том смысле, что если революцию делали солдаты и матросы - то нужно оружие, артиллерия в том числе. Плюс броневик, который, как мы уже знаем, хоть и не ленинский, но вполне в контексте и отечественный. Видимо, эрмитажники в нагрузку попросили ещё, для антуража, им и выдали, правда при чём тут французская полевая пушка и югославская зенитка - неясно. Но есть в этом и хорошее: пришлось орудия почистить, покрасить и с заднего двора Артмузея людям на обозрение выкатить. Что очень хорошо, а то граждан, знающих что там на заднем дворе скрывается по пальцам можно пересчитать.
Вот почему орудия были там и врака ВИМАИВиВС. Эрмитажные не дураки, знали, конечно, что к чему, но пушки и правда эффектные, наверное, этим и утешились.
Но пора вернуться в здпние музея.
Иорданская галерея из бело-бледно-скульптурной временно стала красно-пропагандистской. Необычно и интересно.
Выход на Иорданскую лестницу и уже знакомый рабочий, разбивающий цепи рабства. На самом деле это фрагмент плаката художника Вениамина Брискина "Мир. Социализм. Демократия", выполненный в 1970 г.
Поднявшись по лестнице наверх и войдя в Аванзал, попадаешь собственно на выставку. По стенам были развешаны начальные разъясняющие надписи, фото, увеличенные фрагменты печатной продукции того времени. Общего фото нет(( Стены со всей богатой мишурой - колоннами, капителями, карнизами и прочей лепниной полностью скрыты щитами. Ротонда в центре зала также спрятана в большой круглой красной конструкции по типу афишной тумбы и там тоже много всего напечатано. Из Аванзала в телефоне обнаружилось такое фото:
Видимо, меня привлекло название печатного органа и реклама прямо на первой полосе, ровно над главными новостями исторического момента. И шрифт красивый. Жалко, что только одно фото. Помимо копийных афиш и газет были витрины про царскую семью - одежда, личные вещи, подлинные, но кого этим удивишь? Меня зацепили рисунки - карандашный пейзаж, выполненный Николаем II, более чем на уровне, и детские рисунки-каляки-маляки Алексея и дочерей. Мне показались очень пронзительными. Не помню, чтобы они раньше выставлялись. Тот угол в целом был о традиционных обитателях дворца и жизни до революции.
Дальше - Николаевский зал, там была расположена основная экспозиция. Блок про Зимний дворец в годы мировой войны и госпитали в нём развёрнутый. Экспонаты соответствующие - медицинские и про раненых. Медсёстры, медбратья. Вчисле прочего - и про Есенина. Дальше - брок про войну, это где виден фрагмент известного фото заседания в ставке командующих фронтами в начале 1916 г. - с него начинаются все рассуждения о Брусиловском наступлении ЮЗФ. Центральная часть зала - передний план фото. По одной стене - тематический блок про царскую семью после февраля. Напротив - про сложившийся в стране политический режим, Временное правительство разных составов, про главного светоча революции Керенского и организацию летнего наступления 1917 г. Общий вид помещения (назад по ходу обозрения выставки, в сторону Аванзала) позволяет оценить стилистику экспозиции.
Тот же вид, но видна часть стены с рассказом о Временном правительстве и Керенском.
А таким был вид зала в другую сторону, по ходу движению. Февраль безальтернативно двигался к октябрь, поэтому такой большой и эффектный Ленин сменил Керенского. И Николая, что на портрете конца XIX века работы Ильи Галкина. Кстати картина эта не спроста не висит на стене, а стоит в некой конструкции с ножками. Про неё
имеется особый сюжет, ознакомьтесь. За левым краем фотографии располагалась часть выставки, посвященная революционной традиции в Европе и идее преемственности нашей русской революции с революцией Великой Французской 1789 года. Выражена идея серией очень интересных пропагандистских плакатов, на фото не попали. А по другой стене - как видно тема "Судьба Романовых". Там несколько фотографий быта царской семьи и приближенных от Царского Села до Тобольска, дневниковые записи Александры Фёдоровны. И самый пронзительный, иного слова не находу экспонат выставки, он в стеклянном кубе правой части фото - штык-нож от винтовки Винчестер, которую использовали при расстреле царской семьи. Не знаю, почему не сфотографировал ближе, наверное, потому и не сфотографировал. А так - совершенно обычный штык-нож от винчестера. Хранится он в ГАРФе. Я так понимаю, что все материалы дела о расстреле собраны и хранятся в архиве вместе; и чего там только нет. И наверняка засекречено. Этот штык-нож, кажется, раньше не экспонировался.
Ещё фото этой части выставки. Кубик с вышеописанным экспонатом - за мужчиной в белой рубашке.
Очень мне понравился левая сторона торцевой стены зала. Там, как видно, рассказ о штурме Зимнего и маршруту движения революционеров от теперь Октябрьского подъезда дворца до Белой столовой, где были арестованы члены низложенного Временного правительства.
И тут же: "Караул устал". Вот он какой, матрос Анатолий Железняков, никогда раньше не попадалось его фотографии. Эффектный мужчина прикрыл Учредительно собрание!
И ещё рядом - портрет Ленина, выполненный Натаном Альтманом весной 1920 г. с натуры в рабочем кабинете главы СНК. Этот и ещё несколько рисунков были литографированы и изданы набором открыток.
Ещё рисунок из той же серии весны 1920 г.
А дальше - третий зал выставки с рассказом о дворце после штурма 25 октября 1917 г.
Тут наиболее скользкая экспозиция. Представлены фото интерьеров дворца, выполненные до революции и тех же помещений, разгромленных уже, непосредственно после штурма. Царские портреты, истыканные штыками. Кое-что из убранства дворца.Скользко почему? Всё справедливо, это было, разгром, грабёж и варварство. Но итог революции для дворца был не в этом, а в скором открытии музея, главного музея России. Но об этом устроители умалчали, дали слабину гидре монархизма.
Меня в этой части выставки впечатлила корона:
Большая чугунная (?) императорская корона, украшавшая некогда устои несуществующих теперь ворот оргады собственного садика императорской фамилии. Звенья решётки ограды работы Романа Мельцера теперь можно наблюдать на проспекте Стачек, а корона, тоже, вероятно, Мельцера, оказывается хранится в недрах Государственного Эрмитажа. На этикетке было указано, что обнаружена она была в 1980-х гг. при разборе строительного мусора в одном из подвальных помещений дворца. Во какой кульбит истории!
На этом главная эрмитажная выставка о революции заканчивалась. Но она там такая была не одна. Рядышком размещалась выставка "Печать и революция. Издания 1917-1922 гг. в ГЭ", безумно интересная. Страна вползла в революцию и гражданскую войну, кругом голод и разруха. И при всём этом - художники рисуют, авторы пишут: много и интересно. И это всё издаётся. Именно тогда была издана первая русская книга-альбом о творчестве Пикассо, книга о Шагале и много-много-много чего ещё по мне весьма примечательного. Чуть-чуть о "Печати и революции"
тут.
Но и это ещё не всё. Рядом же Белая столовая - тут арестом министров-капиталистов закончилась российская буржуазная республика. Поэтому помещение соответствующим образом оформили:
Стол, за которым сидели министры, а до того царская семья - от греха огородили, заодно получилось место для фотографий арестованных неудачливых руководителей страны. Жалко в кадр не попали часы, остановленный в момент исторического события.
Ещё там же была выставка про то, как Сергей Эйзенштейн снимал во дворце фильм "Октябрь":
Такой эффектный и доходчивый плакат-афиша.
И в таком стиле экспозиция - без предметов и подлинников, но с текстом, кадрами из фильма и фотографиями процесса.
Сильно была оформлена галерея, по которой шли арестовывать министров:
Преображенная лозунгами привычная галерея со шпалерами. Просто как мычание - и сильно. Лозунги повторяются. Несколько чаще других - "Вернуть Ленина Вильгельму". Многие посетители этот момент заметили. Ещё одна фига в кармане от монархического лобби. Да и шут с ними.
На обратном пути - неожиданная встреча!
Друг и коллега-искусствовед, с которым несколько месяцев не могли договориться о встрече. Вот что революция творит)
А на улице, меж тем, стемнело. Мёрзнут под снегом броневик (и как его согласились отдать для уличного экспонирования??) и его подружки-пушки.
И Зимний дворец из окон вестибюля светит в пространство непривычно красным.
Повторю: это была крутая выставка. Кто не дошёл - сам себе злобный буратино)
ЗЫ. Вот
отчёт, не мой, но содержательный, где много-много фотографий.