Всё неожиданно в один пост не влезло, поэтому - вот вторая часть статьи:
Василий Олегович Бочаров
«ТОТ САМЫЙ» БРОНЕВИК:
ПОДЛИННАЯ ИСТОРИЯ ЗНАМЕНИТОГО ЭКСПОНАТА
Начало -
тут.
Илл. 8. "Ленинский" броневик - "Враг капитала", обнаруженный на базе ОСОАВИАХИМа в Сосновке под Ленинградом. Февраль 1939 г.
3 февраля 1939 г. обнаруженный в Сосновке броневик доставили к Мраморному дворцу и официально передали на баланс Ленинградского филиала Музея Ленина [16]. Машину снова внимательно осмотрели, подтвердили, что она «та самая» и составили акт о комплектности. По результатам осмотра было засвидетельствовано отсутствие боковых панелей моторного отделе-ния, свечей, проводов, аккумулятора, стартера, магнето, карбюратора, пом-пы, радиатора с вентилятором, трубок системы охлаждения, крышки коробки передач, фар, приборной панели и сидений шоферов и пулемётчиков [17]. После этого, судя по имеющимся документам, до конца года никакой особенной деятельности в связи с броневиком музей не предпринимал. Только 24 декабря 1939 г. состоялось совещание с участием директора музея по подготовке машины к реставрации [18].
Директор В. В. Бедин сомневался в подлинности машины. Обращаясь к участникам совещания, он заявил: «… Вы знаете, какую ценность представляет этот броневик, если это тот, с которого выступал Владимир Ильич. <…> Но может получиться скандал, если мы выставим броневик, а он окажется не тем. Мы решили подобрать ряд документов к этому броневику, побеседовать с товарищами для того, чтобы установить тот это броневик или не тот» [19]. Директора музея, очевидно, смущал момент, что признание подлинности бронеавтомобиля базировалось исключительно на устных или письменных утверждениях частных лиц. Присутствовавшие на совещании участники поисков Быков, Дегтярёв и Фабрикант, тем не менее, убедили его в правильности своего мнения. Во время обсуждения вопроса подлинности, Ф. А. Быков сообщил одну интересную деталь. Занимаясь по-исками броневика, он встречался с Н. И. Подвойским, в апреле 1917 г. орга-низовывавшим встречу Ленина, и тот утверждал, что на базе в Сосновке в конце 1920-х гг. кроме ленинской была ещё одна бронемашина, причём тоже с двойным рулевым управлением; несколько позже одну из них списали и сдали в металлолом [20]. Выслушав мнения присутствующих (помимо ядра группы поисковиков на совещании присутствовал ещё ряд лиц, так или иначе причастных к обслуживанию и службе при броневиках в Петрограде в 1918-1919 гг.), В. В. Бедин согласился с подлинностью броневика. Реставрацию бронемашины было решено проводить только с внешней стороны на Автоба-зе Президиума Ленсовета. Наблюдение за реставрацией осуществляли упо-мянутые выше Быков, Дегтярёв и Фабрикант. Работы проводились в течение двух недель в начале января 1940 г. За это время были перебраны все четыре рессоры, проверены колеса, механизмы обоих рулевых управлений, враще-ние башен, заново изготовлены боковины моторного отделения, крышка ко-робки передач, колпачки на колеса, сиденья, буксирный крюк, установлены карбюратор и магнето, контрольные приборы и распределительный щиток. Акт о приёме броневика был подписан 19 января 1940 г. [21]
Тогда же Ф. А. Быков составил «паспорт исторического броневика», куда внёс все известные характеристики машины, её историю, состояние, а также указал «номер на оси» - 327/683 [22].
Илл. 9. "Враг капитала" на постаменте перед входом в Мраморный дворец - Ленинградский филиал Центрального музея В. И. Ленина. 1957 г.
22 января 1940 г. состоялось открытие броневика во дворе музея. На торжественном митинге, начавшемся в 13:00, выступили директор музея В. В. Бедин, инициатор поисков Ф. А. Быков, участник встречи Ленина в 1917 г. В. Н. Николаев, бригадир усиленных тыловых мастерских в Песочном Д. И. Черкашин и мастер бригады, реставрировавшей броневик, Герель [23]. Подго-товка к открытию проходила в чрезвычайной спешке; об этом свидетельству-ет тот факт, что первоначально броневик был установлен на деревянный по-стамент. И только через три месяца конструкцию заменили на бетонную, облицованную гранитными панелями [24]. Высота капитального постамента была определена в 125 см как достаточная для выделения броневика над окружающей обстановкой и не отвлекающая зрителей на рассматривание деталей под днищем машины.
В 1941 г. грянула Великая Отечественная война. Броневик был снят с постамента и помещён в гараж во внутреннем дворе Мраморного дворца. Всю блокаду наблюдала за ним работница музея Александра Фёдоровна Смирнова. Она лично закладывала вход в гараж кирпичной стенкой. В авгу-сте 1945 г. броневик был помещён обратно на постамент перед главным фасадом дворца [25].
В 1956 [26] и 1961 [27] гг. музей осуществлял мероприятия по текущей рес-таврации экспоната: производилась расчистка отдельных мест машины от ржавчины, грунтовка и покраска проблемных мест. Также методом пескоструйной обработки очищался гранитный постамент. В 1964 г. силами Ленинградского шинного завода (входил в состав объединения «Красный треугольник») были отреставрированы две покрышки [28], а в 1965 г. там же были изготовлены несколько запасных на будущее.
В 1967 г. в связи с пятидесятилетием Октябрьской революции Ижор-ский завод произвёл обмеры исторического броневика, составил чертежи и изготовил по ним несколько реплик [29]. Один из этих копийных броневиков сейчас находится в Колпино на территории Ижорского завода, другой - в Танковом музее в подмосковной Кубинке.
Сырой ленинградский климат очень вредил сохранности броневика-экспоната. В 1971 г. Музей Ленина инициирует вопрос о возможности возве-дения над памятником защитного стеклянного павильона, однако Главное архитектурно-планировочное управление Ленгорисполкома отказывается дать разрешение на такие работы [30]. Тем временем состояние экспоната ухудшается, требуется уже серьёзная реставрация. Такая реставрация была назначена на следующий 1972 г., и после неё броневик предполагалось уста-новить внутри музея. В процессе подготовки к реставрации в Ленинградском филиале была получена телеграмма от директора головного - московского - Музея Ленина: в столице, видимо, сомневались в подлинности броневика. Текст телеграммы на имя директора филиала гласил: «В связи с известными Вам поисками в изучении истории броневика, с которого В. И. Ленин высту-пал у Финляндского вокзала в апреле 1917 г., просим срочно сообщить номер шасси имеющегося у Вас броневика, пригласив для определения номера спе-циалистов. Необходимо иметь официальное письменное заключение» [31].
Реставрацию был определён проводить 57-й военный завод (авторе-монтного профиля, существовал до недавнего времени по адресу ул. Уральская, 21). По документам, броневик был временно выдан из музея в феврале 1972 г. [32] В процессе работ требовалось удалить с броневика всю старую краску до металла, очистить от коррозии, загрунтовать и покрасить начисто, механизмы смазать, отдельно оговаривалось - произвести ремонт фар.
К марту месяцу броневик был полностью разобран. При совместном осмотре деталей машины представителями завода и музея была засвидетельствована сильная коррозия элементов шасси и бронекорпуса, отсутствие генератора, стартера, радиатора и вентилятора.
Также мартом 1972 г. датируется Заключение № 258 Ленинградской научно-исследовательской криминалистической лаборатории Минюста РСФСР (ул. Некрасова, 8). Специалисты, расчистив красочные слои корпуса броневика, обнаружили всего четыре слоя краски, самый нижний тёмно-салатного цвета и на нём первую из нанесенных надписей «Враг капитала» [33].
Илл. 7. Бронеавтомобиль «Враг капитала» («остин» русской бронировки) из состава 1-го автобронеотряда Красной армии. Западный фронт, лето 1920 г.
Илл. 11. Фрагмент фототаблицы из заключения криминалистической лаборатории. Пунктиром выделен контур букв надписи «Враг капитала», расположенной на нижнем из обнаруженных слоев краски. Судя по расположению на борту машины, это та же самая надпись, что и на предыдущей иллюстрации.
В апреле на 57-м военном заводе был составлен акт, в котором работники завода, привлеченные к реставрации, перечислили все обнаруженные на де-талях разобранной машины номера, отлитые в металле и выбитые. Первые, очевидно, являются каталожными номерами деталей, вторые - индивидуаль-ные номера особо учитываемых механизмов. Составители акта отметили от-сутствие шильды на заднем мосту броневика, хотя место где она находилась угадывается и сохранились заклёпки её крепления. Номера «327/683», указанного в «паспорте» броневика в 1940 г. на осмотренных деталях не обна-ружилось, однако трижды встретился номер «327» - на двигателе и картерах переднего и заднего рулевых управлений [34].
В апреле-мае 1972 г. 57-й завод передавал части корпуса разобранного броневика (всего 25 шт.) на Канонерский судоремонтный завод для очистки, грунтовки и покраски. Сам же производил работы по механизмам. Парал-лельно, в Мраморном дворце велись подготовительные работы для приёма броневика. Местом будущего экспонирования исторической машины был выбран бывший гардероб музея. Были проведены исследования о возможно-сти установки тяжелого экспоната на старинных перекрытиях дворца. Пар-кетный пол заменили на терраццевый, устроили невысокий гранитный поди-ум, установили фон с фотографией Финляндского вокзала. 25 октября броне-вик был доставлен с завода в музей и в течение недели собран на подготов-ленном подиуме. 6 ноября броневик был открыт для посетителей на новом месте [35].
Илл. 10. Исторический броневик в вестибюле Музея Ленина
К концу 1970-х гг. музей поднимает перед партийными властями Ле-нинграда вопрос об установке броневика снова на улице перед фасадом Мра-морного дворца. В обоснование приводится утверждение о падении цифр посещаемости музея после переноса броневика внутрь и идеологической необ-ходимости нахождения такой важной революционной реликвии в открытом городском пространстве. Решение этого вопроса занимает несколько лет. В это время ведётся переписка между ленинградским филиалом и головным Музеем Ленина в Москве, музеем и различными отделами Ленгорисполкома; составляются рекомендации для уличного экспонирования броневика. В ито-ге глава города, первый секретарь Ленинградского обкома КПСС Г. В. Романов даёт своё согласие.
В марте 1983 г. броневик в разобранном виде передаётся для реставра-ции и консервации на Судостроительный завод им. Жданова (ныне "Северная верфь") [36]. Детали корпуса машины снова освобождают от краски, грунтуют свинцовым суриком, покрывают специально подобранной краской. Меха-низмы очищают и заново смазывают. Одновременно, во дворе музея устраи-вают новый постамент, подальше от входа во дворец, чем располагался по-стамент в 1940-1972 гг. К 15 апреля на заводе завершили консервацию ходо-вой части броневика, герметизировали амбразуры и вентиляционные отвер-стия в крышках башен. К этому времени был разработан и утверждён путь следования платформы, на которой предстояло транспортировать ценный экспонат. В тот же день платформу прицепили к трактору «Кировец» и тор-жественно провезли по Ленинскому, Московскому, Лиговскому и Невскому проспектам, под арку Главного штаба, через Дворцовую площадь на улицу Халтурина (Миллионную) к Музею Ленина [37]. Здесь исторический броневик краном перенесли на постамент. 16 апреля 1983 г. рядом с памятником со-стоялся митинг, посвященный 66-й годовщине возвращения Ленина в Петроград.
Илл. 12. Торжественная транспортировка исторического броневика с Судостроительного завода им. Жданова в музей. 15 апреля 1983 г.
Илл. 13. Митинг 16 апреля 1983 г. в честь 66-й годовщины возвращения В. И. Ленина из эмиграции в Петроград.
В дальнейшем каждый год броневик осматривали и при обнаружении повреждений красочного слоя локально подкрашивали. Такие работы, со-гласно документам, проводились в 1984, 1986, 1987, 1988, 1990 и 1991 гг.
В марте-апреле 1988 г. реставрировали колеса броневика. Работы проводил завод ПО Ленавторемонт (Московский пр., 181), ставили покрышки, произведённые по специальному заказу ещё в 1965 г. При этом оба передних колеса и левое заднее снимали с машины и работы производили на заводе, а правое заднее снять не удалось из-за обнаруженной деформации втулки и покрышку меняли прямо на экспонате [38].
Илл. 14. Название английской фирмы «Остин», производителя шасси броневика «Враг капитала», отлитое на корпусе двигателя
Илл. 15. Место шофера в носовой части машины
Последнее зафиксированное документально событие из советской жиз-ни броневика-экспоната случилось в начале января 1990 г. Тогда была обна-ружена пропажа колпачка одного из колес машины. По результатам инци-дента охране музея было особо предписано следить за броневиком на поста-менте, а новый колпачок был заказан заводу им. Жданова, исполнителю ра-бот по последней реставрации исторического броневика [39].
В 1991 г. многое в нашей стране изменилось, в том числе и для броневика. Столь лелеемый раньше партийными структурами, Музей Ленина в одночасье перестал быть кому-либо нужным, ленинградский филиал преобра-зовался в Мемориальный музей Ленина и организационно перебрался в Смольный. Экспонаты Мраморного дворца разобрали другие музеи Ленин-града-Петербурга, а броневик чуть было не пропал. По воспоминаниям со-трудников ВИМАИВиВС его чуть было не купили американцы, затем финны. Но удача улыбнулась ценной бронемашине и в марте 1992 г. она оказа-лась в зале № 10 Артиллерийского музея, где экспонируется и поныне.
Илл. 16. Переезд исторического броневика в Артиллерийский музей. Март 1992 г.
Судьбу этого броневика в общих чертах проследил известный совре-менный специалист по истории автобронетанковой техники М. В. Коломиец. Он обнаружил в документах РГВА номер «327/683» и выяснил, что машина, получившая имя собственное «Враг капитала», была произведена на Ижор-ском заводе и передана РККА в июне 1919 г. Сразу с завода машина посту-пила в автобронеотряд Комитета обороны Петрограда, оттуда в 28-й авто-бронеотряд, в составе которого в августе отбыла на фронт. Но в боях не уча-ствовала - по халатности командира отряда бронеавтомобиль был повреждён и отправлен на ремонт обратно в Петроград. После восстановления, в февра-ле 1920 г. «Враг капитала» поступил в 1-й автоброневой отряд, в составе ко-торого участвовал в боях с поляками [40]. После 1923 г. следы броневика теря-ются, но к концу 1930-х гг. он оказывается в лагере ОСОАВИАХИМа в Сосновке.
Вспоминая сообщение Н. И. Подвойского, высказанное на одном из со-вещаний в музее Ф. А. Быковым, можно предположить, что какое-то время и ленинская машина, и «Враг капитала» хранились в Сосновке совместно. Од-нако, либо к 1939 г. одна из машин, ленинская, была утилизирована, либо «Враг капитала» находился в несравненно лучшей сохранности и комплект-ности. И поисковикам пришлось довольствоваться тем, что обнаружилось. Для правдоподобия под найденную машину было подкорректировано описа-ние особенностей ленинского броневика и так «Враг капитала» попал в музей.
Как бы то ни было, но благодаря этой преднамеренной ошибке [41] история сохранила для нас ценнейший памятник российской военно-технической мысли. Броневик из - теперь - Артиллерийского музея является одним из двух подлинных броневиков времен первой мировой войны в России (второй - Фиат Ижорский из коллекции Центрального музея вооруженных сил в Мо-скве) и одним из буквально двух десятков подобных машин в мире. Он соз-дан по российскому проекту и знаменует собой начало, фундамент развития автобронетанковых войск российской армии.
Что же до ленинского мифа, частью которого в середине XX века стал «Враг капитала» - то это тоже история, витиеватая и запутанная, но подлин-ная и увлекательная. И посильнее, чем «Фауст» Гёте.
Примечания.
[16] Архив ВИМАИВиВС. Ф. 3р. Оп. 54. Д. 2. Л. 44.
[17] Там же. Д. 4. Л. 49 об.
[18] Там же. Д. 5. Л. 14.
[19] Там же. Л. 15.
[20] Там же. Л. 17 об. - 18.
[21] Там же. Д. 2. Л. 39.
[22] Там же. Д. 4. Л. 8.
[23] Там же. Д. 5. Л. 3, 7, 10-13.
[24] Там же. Д. 2. Л. 14, 37.
[25] Куликовская Л. Л. Броневик «Враг капитала». Л., 1986. С. 45-46.
[26] Архив ВИМАИВиВС. Ф. 3р. Оп. 54. Д. 7. Л. 1-4.
[27] Там же. Д. 2. Л. 10-10об.
[28] Там же. Л. 7.
[29] Кирсанов А. Почетное задание. Как создавался броневик-памятник // Ижорец. 1967. 11 ноября.
[30] Архив ВИМАИВиВС. Ф. 3р. Оп. 54. Д. 8. Л. 3.
[31] Там же. Л. 4.
[32] Там же. Л. 5.
[33] Там же. Л. 15-17.
[34] Там же. Л. 26.
[35] Там же. Л. 12.
[36] Там же. Л. 47.
[37] Там же. Л. 65.
[38] Там же. Л. 70-73.
[39] Там же. Л. 75.
[40] Коломиец М. Бронеавтомобили «Остин» в России 1914-1930 // Фронтовая иллюстрация. 2011. № 3. С. 70.
[41] Из участников поисков броневика как минимум трое (Быков, Дегтярёв и Фабрикант) не могли не знать конструктивных различий между «остинами» 2-й серии и т. н. «русскими остинами», а также особенностей устройства и внешнего вида второго рулевого управления кустарного и заводского изготовления. Поэтому те признаки именно ленинского броневика, которые они сформулировали, являются заведомой фальсификацией.
Ежели кому захочется статьи в более компактном виде - имеется
пдф.
А кому нужно больше картинок броневиков - в истории и искусстве - имеется специальный
тэг.