Оригинал взят у
ava_dn в
Франко-русский союз в картинах, продолжениеПосле Тулона русско-французские отношения продолжали развиваться в духе дружбы и взаимного согласия, а при случае обе державы не избегали демонстрировать это дружественное расположение публично. Один из таких случаев представился в июне 1895 года, когда германский император Вильгельм II пригласил ведущие державы принять участие в открытии Кильского канала. Утром 5 (17) июня на выходе из Большого Бельта французский отряд в составе броненосца "Ош", крейсеров "Дюпюи-де-Лом" и "Сюркуф" под командованием флагмана 2-й дивизии эскадры Севера контр-адмирала Менара встретились с русским отрядом контр-адмирала Н. И. Скрыдлова, состоявшим из броненосца "Император Александр II", только что вступившего в строй крейсера I ранга "Рюрик" и канонерской лодки "Грозящий". Флагманские броненосцы обменялись салютом наций, на "Рюрике", когда он поравнялся с "Дюпюи-де-Ломом", для приветствия послали команду по реям -- эти корабли на время визита становились побратимами. Соединившись, оба отряда продолжили путь к Килю, а их совместный приход символизировал действующий русско-французский союз. Последующие шесть дней превратились в один непрерывный военно-морской парад, насыщенный встречами, смотрами, визитами, где корабли всех держав соревновались в безукоризненном состоянии, выучке команд и налаженности службы. 10 (22) июня, попрощавшись, русский и французский отряды покинули Кильскую бухту.
Осенью 1896 года Николай II с семьёй совершил большую поездку по Европе. После встреч с Францем-Иосифом и Вильгельмом II российский самодержец прибыл в Копенгаген, где осмотрел проходившую приёмные испытания яхту "Штандарт". Прервав испытания, "Штандарт" с императорской фамилией на борту вышел в море и направился в Англию совместно с другой императорской яхтой "Полярная звезда". Встретившись с королевой Викторией, император с семьёй уже на борту "Полярной звезды" отправился во французский Шербур. Вот запись из дневника Николая II за 23 сентября (5 октября по новому стилю):
Вышли из Портсмута в 7 ч. и малым ходом пошли к английской эскадре, которая ждала нас на О от острова Wight. Гулял на палубе и это время. Ветер задувал всё крепче и волна делалась больше по мере удаления от берега. Но погода стояла ясная. Англ. суда держали замечательно свои места; шли 13-узловым ходом. Качка усиливалась и броненосцы брали волну за волной. В 11 ч. встретили французскую эскадру; англичане повернули лихо назад с салютом, французы заняли их места. После этого пошел спать. Бедную Аликс совсем укачало и дочку тоже. В 2 часа вошли в Шербург во внутренний порт, а "Штандарт" и вся эскадра стали по диспозиции на рейде. Сошли на берег и встречены были президентом Феликс[ом] Фор[ом]. После представлений вернулись на яхту и пересели на авизо "Elan", на кот. совершили обход всех судов и посетили флагман, броненосец "Hoche". Здесь смотрели на парад всех свезённых вместе морских команд. Дуло здорово. Вернулись на "Полярн. Зв.", к 5 час. и катере президента. Пили чай у себя, т. к. весьма изрядно проголодались. В 6 1/2 пошел к обеду Фора в морском арсенале. Во время курения разговаривал с адмиралами и генералами. Вернувшись на "Полярную Звезду" и простившись с офицерами и командой, сел с Аликс в наш поезд тут же на пристани и в 8 1/2 тронулись. Ночью шел дождь. [4]
И вот это событие уже не осталось без внимания художников.
Гриценко Н. Н. Вход яхты "Полярная Звезда" в Шербур. ЦВММ.
Кроме представленной в собрании ЦВММ картины нашлась вот такая акварель также кисти Николая Николаевича Гриценко. Просто картинка в блоге с подписью "Плавание в бурном море", однако судя по сюжету, это всё тот же день, две императорские яхты, "Полярная звезда" и "Штандарт", идут в сопровождении французских кораблей.
Эти же события запечатлены и на картине Михаила Степановича Ткаченко, ныне находящейся в собрании Центрального военно-морского музея.
Ткаченко М. С. Прибытие императорской яхты "Штандарт" во французский порт. 1896 (?). ЦВММ.
Тут следует особо заметить, что в ряде существующих в Сети каталогов (например,
здесь и
здесь) эта картина ошибочно названа "Прибытие французской эскадры в Кронштадт в 1891 году". Показанные на картине корабли никак не соответствуют составу эскадры вице-адмирала Жерве, равно как и завершивший приёмные испытания только осенью 1896 года "Штандарт" никак не мог оказаться в Кронштадте в 1891 году.
У французских авторов тоже немало работ, посвящённых визиту Николая II в 1896 году, например пара картин, отражающих всё тот же момент встречи императорских яхт французской эскадрой на подходах к Шербру, есть у Леона Кутюрье, но вот найти изображения этих картин в приличном размере пока не получилось. Зато обнаружилась интересная картина Роберта Чарльза Молса, где уже ставшая по диспозиции французская эскадра приветствует салютом императорскую яхту "Полярная звезда".
Молс Р. Ч. Французская эскадра в гавани Шербура в ходе визита царя Николая II в октябре 1896 года.
На переднем плане наш старый знакомый по Тулону броненосец "Ош", но теперь в роли флагмана командующего эскадрой Севера вице-адмирала Рено де Премениля. Императорская яхта, показанная правее броненосца, практически теряется в сравнении с его громадой.
24 сентября (6 октября) Николай II с семьёй прибыл в Париж, программа визита была очень насыщенная -- встречи, визиты, протокольные мероприятия, поездка по городу с эскортом французских кирасир, участие в закладке первого камня в основание будущего моста Императора Александра III через Сену, посещение Версаля... Но кроме этого ещё встречи с президентом республики Феликсом Фором и министром иностранных дел Ганото, где обсуждались и принимались решения по важным для союзных держав вопросам. В частности, были утверждены совместные инструкции послам России и Франции в Константинополе, Николай II одобрил французские предложения по египетскому вопросу, включавшие гарантии нейтрализации Суэцкого канала. Царственный визит завершился 27 сентября (9 октября) в Шалоне грандиозным парадом с участие 6 дивизий пехоты и 4 дивизий кавалерии, апофеозом которого стала условная атака на трибуну почётных гостей 108 эскадронов французской конницы с конной артиллерией.
В следующем году одним из важных международных мероприятий стал юбилейный парад на Спитхедском рейде, приуроченный к 60-летию царствования королевы Виктории. Нашу страну на параде представлял крейсер I ранга "Россия" под флагом контр-адмирала Н. И. Скрыдлова, а Францию -- броненосный крейсер "Амираль Потюо". В полдень 10 (22 по новому стилю) июня расставленные по диспозиции 165 британских кораблей, а также прибывшие по приглашению корабли других держав произвели салют из 60 выстрелов по числу лет правления королевы Англии. Далее следовали визиты, приёмы, офицеры флота с интересом осматривали различные технические новинки, применённые на иностранных кораблях, тут же сравнивались те или иные решения, удачные или не очень. Судя по представленным в собрании ЦВММ акварелям Николая Николаевича Гриценко, он тоже был среди участников этого парада.
Гриценко Н. Н. Подготовка кораблей к смотру на Спитхэдском рейде по случаю 60-летия правления королевы Виктории. 1897. ЦВММ.
Интерес представяет то, что главным героем на этой серии акварелей стал представлявший на параде Францию броненосный крейсер "Амираль Потюо" -- с этим кораблём вскоре предстояла новая встреча.
Николай Николаевич Гриценко (1856--1900).
Спустя два месяца, 18 августа нового стиля, из Дюнкерка вышел в море отряд французских кораблей под командованием вице-адмирала де Куртиля -- броненосный крейсер "Амираль Потюо" с президентом Франции Феликсом Фором на борту, а также крейсера "Брюи" и "Сюркуф". Это был ответ на прошлогодний визит Николая II во Францию, крейсерский отряд направлялся в Кронштадт. Однако через полчаса после выхода на "Брюи" произошла серьёзная поломка в механизмах, и ему пришлось возвращаться. Уменьшение на треть численности отряда посчитали неприемлемым для престижа Франции, и тут дело было не только в том, что президент Фор с особым трепетом относился к церемониалу и полагавшимся первым лицам почестям, -- на "Брюи" находились почти все подарки, которые президент Фор вёз Николаю II. Спасать положение призван был броненосный крейсер "Дюпюи-де-Лом", получивший приказание срочно готовиться к выходу в море. До вечера на него перегружали с "Брюи" президентские подарки, после чего он поспешил за ушедшим уже далеко вперёд отрядом. Нагнал его "Дюпюи-де-Лом" только в 30 милях от Кронштадта, причём от Датских проливов крейсеру пришлось идти на высокой скорости, потому вид у него соответствовал сделанному переходу -- с обгоревшей краской на трубах. В Кронштадт отряд французских кораблей прибыл 11 (23) августа.
Это лето вообще было насыщено всевозможными визитами высших особ -- за две недели до президента Франции в Кронштадт в сопровождении кораблей германского флота пришёл с визитом на своей яхте "Гогенцоллерн" германский император Вильгельм II. Судя по имеющимся работам, на весь период этой повышенной дипломатической активности Николай Николаевич Гриценко, назначенный на должность главного художника при Главном морском штабе после смерти в 1896 году А. П. Боголюбова, был после парада на Спитхедском рейде отозван на Родину и застал в Кронштадте все проходившие там мероприятия. К сожалению, обнаруженные в сетях изображения -- это просто картинки в каких-то подборках или каталогах, никак не атрибутированные, с непонятно где находящимися оригиналами. Попытаемся устранить этот недостаток, обратившись к описанию происходившего на Кронштадтских рейдах, и внимательно посмотрим, что же изображено на работах Н. Н. Гриценко.
Крейсера "Дюпюи-де-Лом" и "Сюркуф" отдали якоря на Большом кронштадтском рейде, где стояли крейсера "Россия", "Герцог Эдинбургский" и броненосец "Адмирал Ушаков". Флагманский корабль "Потюо" прошёл на Малый рейд и стал на бочку вблизи яхты "Штандарт" и крейсера "Азия". Здесь же под императорским брейд-вымпелом, подняв на фок-мачте французский и на бизани -- русский военные флаги, ожидала яхта "Александрия". После нового салюта в честь президента от борта яхты отвалил царский гребной катер под флагом генерал-адмирала. Управлял катером флаг-капитан царя контр-адмирал Н. Н. Ломен. В 10 ч 30 мин с прибытием президента "Александрия" подняла императорский и президентский штандарты и удалилась в Петергоф. Вечером флот был иллюминирован. 14 августа на рейде состоялась почти по тому же сценарию, что и при уходе немецкой эскадры, пятичасовая церемония проводов французского отряда. [1]
Что мы видим на этой картине? Всё удивительно точно согласуется с приведенным выше описанием -- два французских крейсера, слева броненосный "Дюпюи-де-Лом", справа бронепалубный "Сюркуф", на Большом кронштадтском рейде, на заднем плане за ними выступает четырёхтрубная громадина крейсера I ранга "Россия", готовившегося к переходу на Дальний Восток. Прочие корабли в виде неясных силуэтов скрываются в дыму и тумане. Судя по доступной литературе, это был единственный случай, когда в парадном строю встретились "Россия" и "Дюпюи-де-Лом", первый -- большой океанский рейдер с высоким бортом и отличной мореходностью, но слабо защищённой артиллерией, второй -- корабль совершенно необычного вида с сильно выступающим тараном, полностью бронированным бортом, мощной артиллерией в одноорудийных башнях и массивными боевыми мачтами, получивший за свою необычность прозвище "Бронированный ёж". К тому же он, как и должно быть, на картине показан с двумя трубами -- третья появится после обширной модернизации в 1902--1906 годах, когда были полностью заменены котлы. Таким образом, можно вполне уверенно заключить, что перед нами Кронштадтский рейд августа 1897 года.
И опять всё, как в описании, -- слева императорская яхта "Александрия" с французским флагом на фок-мачте, русским на бизани и поднятыми на грот-мачте императорским и президентским штандартами. Правее в дымах многочисленных кораблей и в облаках салютных залпов, с поднятыми французским и русским флагами, украшенный сигнальными флагами, виден силуэт флагманского крейсера французского отряда "Амираль Потюо", единственный среди прибывших гостей корабль с тремя трубами. Ещё дальше за ним угадывается императорская яхта "Штандарт".
Визит президента Французской республики продлился недолго -- всего три дня, среди всех мероприятий было и участие в закладке постоянного Троицкого моста, контракт на постройку которого получила французская фирма "Батиньоль".
Следующий визит императора Николая II во Францию состоялся в сентябре 1901 года, и хотя он носил в значительной мере военный характер -- основными его мероприятиями значились морской смотр в Дюнкерке и манёвры в Бетени с последующим смотром войск, с живописным освещением визита всё получилось значительно скромнее. И если у французов всё-таки имелись работы Эжена Шиго и Эмиля Майяра, запечатлевшие, как президент Франции Эмиль Лубе на изящном авизо "Кассини" выходит из порта Дюнкерка встречать российского императора, а затем "Кассини" и "Штандарт" участвуют в смотре эскадры, то из русских художников можно назвать только картину Эмиля Хиршфельда "Базенны преподносят русскому государю и государыне позолоченную рыбу". Базенны -- это жёны капитанов местных рыбацких судов, традиция дарить именитым гостям серебряную или золочёную рыбину в Дюнкерке существовала уже давно, и здесь не стали отходить от неё, событие это имело место на специально украшенной пристани Торговой палаты. На время проведения торжеств художник приезжал в Дюнкерк и мог лично наблюдать все мероприятия. Картина же, заказанная российским посольством, так и не была вручена императору. Дальнейшие мероприятия в Компьене и Бетени запечатлены только на картинах французских авторов, изображения которых -- большая редкость, довольствоваться приходится совсем маленькими картинками.
Даван А. Парад в Бетени. 21 сентября 1901 года. Музеи Версаля.
В ещё большей мере обойдён вниманием оказался ответный визит президента Лубе в Санкт-Петербург в мае 1902 года -- относительно этого события пока не удалось обнаружить никаких живописных произведений.
Следующая встреча на высшем уровне и следующий шаг в русско-французских отношениях состоялись только семь лет спустя, когда уже отгремела русско-японская война и улеглась буря первой русской революции -- 18 (31) июля 1909 года в Шербуре Николай II встретился с президентом Франции Арманом Фальером. К тому времени многое изменилось -- сменились не только поколения кораблей, олицетворявших морскую мощь держав. В 1902 году на должность главного художника Главного морского штаба российского флота был назначен Михаил Степанович Ткаченко. Из его картин, посвящённых встрече в Шербуре Николая II и Армана Фальера, удалось обнаружить две работы, выставленные на различных аукционах.
Ткаченко М. С. Встреча императора Николая II с президентом Франции Арманом Фальером в Шербуре, 31 июля 1909 года.
В центре картины в светлой окраске с поднятыми на фок-мачте императорским и президентским штандартами показан кто-то из тройки бронепалубных крейсеров типа "Линуа" -- "Линуа", "Лавуазье" или "Галилей", точнее пока определить возможности нет, равно как и нет сведений о том, где находился каждый из этих крейсеров в тот или иной момент времени. На палубе крейсера установлен ярко-красный праздничный шатёр для высоких гостей. Рядом с крейсером проходит подводная лодка типа "Сирсе" -- корпуса почти не видно, только ограждение рубки выступает над водой, на переднем плане один из миноносцев. А вот позади небольшого крейсера выступает мощный силуэт броненосца типа "Либертэ", ещё два таких же корабля виднеются в отдалении, а справа подходит императорская яхта "Штандарт". Николай II и президент Фальер посетили один из броненосцев, "Веритэ" -- известны фотографии, сделанные на этом корабле в ходе смотра. На тот момент пара кораблей типа "Репюблик" и четыре броненосца типа "Либертэ" являли собой главную ударную силу французского флота, хотя Британия и за ней Германия и США уже вовсю вели постройку флота гораздо более могущественных кораблей -- дредноутов, в эту же гонку вступали Италия и Япония.
Ткаченко М. С. Встреча Николая II и французского президента Армана Фальера.
На картине почему-то указан 1908 год, хотя встреча проходила в июле 1909 года. Тут тоже во всей своей красоте и мощи показан один из броненосцев типа "Либертэ", дальше за ним с чёрным корпусом и жёлтыми трубами скорее всего стоит императорская яхта "Штандарт", а на траверзе броненосца -- несколько французских крейсеров, судя по высоте труб и расположению марсов на фок-мачте, ближайший относится к типу "Гейдон".
На этом с картинами русско-французского альянса пока всё -- запас обнаруженных полотен иссяк, но если что-то на эту тему ещё получится найти, продолжение обязательно последует. По двум последующим визитам в Россию президента Пуанкаре в августе 1912 и июле 1914 года встречались пока только фотографии.
Источники и литература:
1. Мельников Р. М. "Рюрик" был первым. -- Л.: Судостроение, 1989. -- 256 с.: ил. -- (Замечательные корабли).
2. Якимович Д. Б. Александров А. С. Броненосный крейсер "Дюпюи-де-Лом". // "Морская кампания". 2007. № 5.
3. Зуев Г. И. Минный заградитель "Марти". // "Мидель-шпангоут". 2008. № 14.
4. Дневник Николая II за 1896 год. URL:
http://www.rus-sky.com/history/library/diaris/1896.htm5. Nikolai Gritsenko paintings. URL:
http://showiscancelled.blogspot.com/2012/02/nicolai-gritsenko-paintings.html6. Николай Николаевич Гриценко. URL:
http://thebestartt.com/nikolay-nikolaevich-gricenko7. Визит Николая II во Францию. 1901 год. Часть 1. URL:
http://sosnitsky.livejournal.com/215093.html8. Робишон Ф., Моженок Т. Франко-российский альянс во французской и русской живописи. // "Пинакотека". 2001. № 1-2. URL:
http://www.rulit.me/books/pinakoteka-2001-01-02-read-221848-68.html9. Они жили на Москалёвке: художник М.С.Ткаченко. URL:
http://ngeorgij.livejournal.com/119118.html10. MacDougall's Fine Art Auctions. URL:
http://www.macdougallauction.com/Indexx1113.asp?id=21&lx=a11. Международный Благотворительный Аукционный дом. Антикварная живопись. URL:
http://auctiondom.ru/antikvarnaya-zhivopis.html12. Conway's All the Worlds Fighting Ships 1860--1905. -- London, Conway Maritime Press, 1979.
13. Визит императора Николая II во Францию в июле 1909 г. 2 фото. URL:
http://www.eremeevs.com/index.php?lotid=203798