Да, была такая, правда до каких пор была - неведомо. И что про неё войска думали.. Ну, что ж делать..
Для начала - телега из "толского широкорада". Страница 576.
"В 1922-1924 гг. Артиллерийское управление Красной Армии провело что-то типа инвентаризации артиллерийского имущества, доставшегося Красной Армии после гражданской войны. В составе этого имущества имелись <…> и 186 тел 37-мм пушек Грюзонверке, которые Артуправление решило сделать батальонными орудиями. Откуда взялись тела пушек немецкого завода «Грюзонверке», автору выяснить не удалось <…>. [мало ли кто знает - откуда?]
В конце 1922 года АУ распорядилось срочно разработать простейший лафет для наложения па него стволов Грюзонверке. Такой лафет был разработан известным русским артиллеристом Дурляхером.
4 августа 1926 года АУ предписало московскому заводу Мастяжарт изготовить 186 лафетов Дурляхера для пушек Грюзонверке. К 1 октября 1928 года завод изготовил все 186 лафетов, из которых 102 было вывезено с завода.
Ствол новой системы был подобен стволу пушки Розенберга, а лафет имел принципиальные отличия. Ствол состоял из ствольной трубы, скрепленной ствольным кожухом, снабженным цапфами. В кожухе же был помещен вертикальный клиновой затвор, который открывался и закрывался вручную. Боекомплект и баллистические данные пушки Грюзонверке совпадали с пушкой Розенберга.
В отличие от станка Розенберга станок Дурляхера железный, он устроен по схеме станков Дурляхера конца XIX века для тяжелых крепостных и береговых орудий. Пушка жестко связана с верхним станком, который после выстрела откатывается по брусу нижнего станка. Внутри верхнего станка размещены противооткатные устройства - гидравлический тормоз отката и пружинный накатник. Подъемный механизм винтовой. Головка винта закреплена в левой станине верхнего станка, а средняя навинтная часть входит в муфту подъемного винта, ввинченного в казенную часть пушки. Поворотный механизм в лафете отсутствовал.
Нижний станок состоял из бруса П-образного сечения, к которому крепился каток, сошник, шворневая лапа, щит и сиденье наводчика.
Колеса деревянные, с металлической шиной. На поле боя орудие перемещалось двумя номерами расчета. Для удобства передвижения вручную служил металлический каток в задней части бруса.
В походном положении орудие перевозилось на парной повозке, так как перевозка на колесах вредно отражалась на лафете, особенно на колесах.
На малые расстояния перевозка на колесах возможна, если привязать веревкой шворневую лапу лафета к парной повозке или двуколке (можно и на особом передке).
При необходимости система разбиралась на следующие части: ствол - 42 кг, станочек с подъемным механизмом - 20 кг; брус с осью, пара колес и щит - 107 кг.
В 1927 году АУ решило заменить изношенные деревянные станки в 37-мм пушках Розенберга на железные станки Дурляхера. 10 января 1928 года первая пушка Розенберга на станке Дурляхера быта испытана на полигоне ста выстрелами. После испытаний в лафет Дурляхера был внесен ряд небольших изменений и 1 июля 1928 года заводу Маст яжарт был дан заказ на 160 лафетов Дурляхера (с изменениями). К середине 1929 года завод изготовил 76 таких лафетов.
В сентябре 1928 года приказом Реввоенсовета были «временно введены на вооружение 37-мм пушки Розенберга и Грюзонверке на лафетах системы Дурляхера»".
Помимо известных букв Александра Борисыча, хочется представить уважаемой публике недавно встреченное "Руководство службы при 37-мм пушке Грюзонверка на лафете системы Р. А. Дурляхова. М., 1928", вот
такое. Сама книжка в виде пдф (25 Мб) лежит
тут. А здесь, на
Яндекс-фотках - странички Руководства россыпью, там схемы побольше разрешением.
Ну и наконец, фоточки сей диковины (происходящие от самого Дурляхова):
(слегка кликабельно) И вот ещё казённая часть орудия
чуть крупнее.
В Музее артиллерии когда-то в 4-м зале, а теперь в фонде имеется 37-мм пушка Розенберга на таком же лафете. Будем надеяться, что когда-нибудь её можно будет увидеть на экспозиции.