Впрочем, отчего же только и именно "прадвинутые"?
Вопрос, конечно, можно поставить и гораздо шире - ВО ЧТО ВЕРУЕТ подавляющее большинство нынешних представителей субэтнической целостности, именующих себя "православными"?
Как "прадвинутых", так и "низовых".
На первый взгляд может показаться, что вопрос сей, просто неуместен, поскольку ВСЕ "православные" на литургии, во главе с отцом-диаконом ДОЛЖНЫ дружно заспивать Символ Веры, в 12-ти членах коего, как раз все "предметы" веры, собственно говоря, и обозначены.
И, во всяком случае, определённая часть находящихся на литургии людей его и поёт.
Но так-то оно так ... да вот стоит кому-либо из этих певунов (а уж тем паче молчащих) задать простой вопрос, а что именно он вчера, на проходящей в субботу вечером, утренней воскресной (!)) службе, делал в храме (ну, ежели, конечно он там вообще присутствовал), как можно быть твёрдо уверенным, что значительное большинство на ЭТОТ вопрос просто вообще НИЧЕГО НЕ СМОЖЕТ ОТВЕТИТЬ.
Особенно ежели дело будет происходить в каком-нибудь крупном соборе, с весьма и весьма «размытым», постоянно обновляющимся «приходом».
В лучшем случае, пробормочут что-нибудь маловразумительное, типа "помолиЦЦа", или "на службе ... нада".
Остальные, правда, уже смогут произнести, что-либо более осмысленное, например: - "на елеопомазание", или "на исповедь к батюшке", но это конечно, и будут те самые - "прадвинутые".
Поэтому, наверное, всё же стоит говорить именно о вере "прадвинутых", поскольку в отличие от «низовых» (верования которых представляет собой, какой-то совершенно немыслимый конгломерат, составленный из различных, бытующих на их «уровне», квазихристианских мифологем и вполне языческих верований), они уже способны дать более или менее осмысленный ответ о своём «уповании».
Во всяком случае, есть определённые основания полагать, что некоторая (пусть даже и не особо большая) часть «прадвинутых» хотя бы в теории, в состоянии примерно понять, о чём идёт речь, когда разговор заходит о христианстве.
Итак, во ЧТО же они верят?
Повторюсь, НЕ ЧТО они ЗНАЮТ о христианстве, а именно ВО ЧТО они верят.
Ну, во-первых, они, несомненно, верят в то, что необходимо хотя бы раз (а лучше два раза) в неделю приходить «на службу» в церковь.
Во-вторых, что совершенно необходимо, ежедневно «вычитывать» напечатанные в специальных сборничках молитв - «молитвословах» «утреннее» и «вечернее» «правила» (а в случае острой нехватки времени «правило преп.Серафима»), поститься в «среду и пяток», а также во все «установленные» православной церковью «посты» (иногда достигающие в общей сложности до полугода (и более) календарного времени).
В третьих, что хотя бы раз в месяц (впрочем сие в различных «приходах» и храмах, очень сильно варьируется), совершив предварительно все положенные обряды (а именно: - «поговев» несколько (варьируется) дней, вычитав положенное «правило ко причастию», предварительно «исповедавшись», купив и «поставив свечи» (это правда уже «по усердию», т.е. необязательно), а также «отстояв службу») необходимо «причаститься» Св.Таинств.
Вот тот «необходимый и достаточный» «минимум», исполнение которого обязательно для любого «прадвинутого», который считает себя православным.
Само собой, существуют ещё и различные «послушания» (как «внутри» храма, так и во вне его), и «паломнические» поездки по «святым местам», и «благословения» от «духовников» на особые, значительно расширенные «молитвенные правила» (с «вычиткой» различных «акафистов», или там «кафизм», «положения» «земных» и «поясных» поклонов, и т.д. и т.п.), но всё это, хоть в большинстве случаев и приветствуется, но вовсе не является, для «прадвинутого» обязательным.
Конечно, мне сейчас возразят, что всё вышеперечисленное мною, вовсе НЕ ЕСТЬ «предмет веры» «прадвинутых», а есть всего лишь набор определённых обрядовых практик любого «православного» верующего человека, но с ЭТИМ утверждением я позволю себе нимало НЕ СОГЛАСИТЬСЯ.
Во-первых, потому, что для большинства «низовых», этот самый «набор определённых обрядовых практик» вовсе не является чем-то обязательным («низовой» может десятки лет «ходить в церкву» и при этом совершенно спокойно, все эти десятилетия, на весь летний «сезон» уезжать на дачу, нимало при том, не смущаясь тем фактом, что он на несколько месяцев в году, даже формально, перестает быть «православным»), для настоящего-же «прадвинутого», сие есть совершенно немыслимое дело.
А во-вторых, практически ВСЕМ «прадвинутым» известны (во всяком случае, все без исключения слышали) слова апостола Иакова о том, что «…вера без дел мертва» (Иак. 2:20), и я УТВЕРЖДАЮ, что именно ДЕЛАМИ ВЕРЫ, для всех них (за редчайшими исключениями), вся сия, вышеперечисленная ФОФУДЬЯ, «де-факто» и является.
/продолжение
http://vasia-tapkin.livejournal.com/58232.html /