Разговор с гуманистом: О - «Настоящем Знании»_1

Dec 30, 2013 16:36

.

.



Автор шедевра гениальный русский народный художник Вася Ложкин -
http://vasya-lozhkin.ru/gallery/2013/
.

VZ: - Чрезвычайно любопытно рассуждает господин Куренной

/в своём крайне многословном
и весьма малоосмысленном видеоинтервью1
посвящённом проблеме - «исчезновение детства»
в информационном обществе - примечание ВТ/
о том, что сейчас, по причине исчезновения тайн, любое знание доступно и для удобства даже завизуализировано.
Как следствие, исчезает понятие взрослости, бывшее всегда связанным с понятием «акмэ» - достижения пика возможностей и реализации оных всю последующую жизнь. Теперь надо постоянно учиться, доучиваться и переучиваться. Это пока малозаметно в нашей стране, но уже часть ландшафта в прогрессорских странах.
Весьма утешительно.
Предметы занятий требуют постоянного пополнения знаний, поэтому я всю жизнь учусь и доучиваюсь. И порой чувствую себя неуютно в присутствии уверенных в себе людей, поплевывающих с высоты достигнутого положения (правда, прыскающих, как тараканы, стоит чуть заикнуться о природе такой самоуверенности и влиянии стабильного положения на качество мировоззрения). Впрочем, тут меня не оставляет мысль, что мне не везёт с респондентами.

ВТ: - Скажем так: в - «информационном обществе» собственно - «тайны», никуда не - «исчезли», они просто сокрылись за - «фасадами» разного рода псевдореалий - «кажимостей» этой - «доступности».
Сама по себе любая лёгкость доступа к любому виду информации ни в коей мере не в состоянии приблизить кого-либо к собственно - Знанию /то есть - к определённой, устойчивой и наиболее адекватно отражающей окружающие человека реалии - «картине мира»/ в полном смысле этого слова, а как раз наоборот - пропорционально удаляет от него.

VZ: - Само собой. Речь только о том, что изменение условий - en masse переменило массовое же состояние.

ВТ: - Поясните, если можно.

VZ: - А что пояснять? Вы правы, когда говорите, что путь к настоящему знанию по-прежнему труден, для того чтобы его получить, нужно много и профессионально работать, а не в гугль лезть.

ВТ: - Здесь с самого начала, пожалуй, необходимо было бы прийти к определённому консенсусу: что есть это - «настоящее знание» и в чём его отличие от знания - «не настоящего»? Это именно принципиальный - «момент».

VZ: - В ролике говорится, что для людей в массе изменилось восприятие знания о мире, оно стало доступным /и во многих случаях доступен стал очень приличный уровень, по меньшей мере, удовлетворяющей любопытство до впечатления сытости/.

ВТ: - В обществе потребления - «знания о мире» не могут быть ничем иным кроме как тем же самым - «объектом потребления», то есть - продуктом массового спроса /и, соответственно - массового же производства/.
Иное дело, что всё - «это» просто принципиально не имеет никакого отношения к тому единственному, что действительно, с определённой уверенностью можно назвать - Знанием с большой буквы /то есть - определённой, устойчивой и наиболее адекватно отражающей окружающие человека реалии - «картине мира»/.

VZ: - Тем не менее, всё это разрушило границу между детством и взрослым, размыло границу к (любому) знанию.

ВТ: - На мой взгляд, сие есть весьма и весьма сомнительный тезис.
Реальная - «граница между детством и взрослостью» - пролегает на куда как онтологически более глубоком - «уровне», нежели уровень всего лишь - «информационный».

VZ: - Однако, информация быстро меняется и растет - и это заставляет взрослых учиться постоянно, лишив их обязательного для прошлого достижения состояния, когда человек достигает вершины собственного развития.

ВТ: - Простите, но вовсе не - «учиться», а именно - более активно потреблять «информацию», это всё-таки несколько разные - «вещи» /впрочем, без наличия более или менее внятного (а главное - общепринятого) терминологического аппарата, разговор тут сведётся в самом лучшем случае к очередному обсуждению - «проблем гносеологии», а это явный неформат для ЖЖ/.
К тому же настоятельная необходимость - «учиться постоянно» скорее уж загоняет этих самых - «заставляемых взрослых» /читай - воспринявших определяемую - «обществом потребления» в качестве некоего общепринятого консенсуса - «систему координат» именно как - «основание и фундамент» собственного бытия/ в состояние перманентной фрустрации2.
В связи со всем вышеизложенным не совсем понятной становится Ваша сентенция, насчёт того, что всё сие представляется Вам: - «Весьма утешительным». Чего уж такого особо - «утешительного» можно обнаружить в состояниях - постоянной неуверенности, подавленности и стресса?

VZ: - Настоящее знание - то знание, которое добывается и обновляется каждый день.
Все остальное знание, по сути, им не является, а только временно застывшие продукты прошлой работы по добыванию знания. О них договорились, что про вот про это мы знаем это, и никто с тех пор не проверял его. Они помещены в учебники или являются основой (гипотезой) для текущих учебников. В большинстве случаев продолжительность жизни этих продуктов зависит только от того, сколько времени их не трогают.
А в остальном Вы все верно говорите. Изложенное в ролике описывает некое новое явление ровно в тех границах, в которых описывает, не углубляясь ни во что иное. «Обогащая и уточняя» мысль говорящего, можно далеко зайти.))

ВТ: - Простите, уважаемая госпожа VZ, но на взгляд Впс, предлагаемый Вами тезис:
«Настоящее знание -- то знание, которое добывается и обновляется каждый день»
есть - крайне опасная формулировка.
Если по большому счёту, то она просто отрицает и упраздняет то, что Вам представляется и Вами опознаётся в качестве самого - «знания».
«Обновляемое каждый день знание» - это скорее уж формула полного упразднения знания и утверждения на его - «пьедестале» чего-то вроде - «версии».

VZ: - Разумеется. Наше знание, помимо того, что всегда несовершенно, оно еще постоянно меняется. И то, что сейчас мы знаем твердо сегодня, может быть разрушено завтра. И даже должно быть разрушено. И сама наука это признает, Кун об этом написал, а Лакатос чуть уточнил.

ВТ: - Простите великодушно, но в таком случае - какая вообще может быть цена подобного рода - «знанию» /не говоря уж о реальной ценности подобного рода - «науки»/?
Это ведь не что иное как - перманентное возведение сегодняшних, с параллельным разрушением вчерашних - «кумиров». Причём - хоть по Куну, хоть по Лакатосу.

Продолжение - О - «Настоящем Знании»_2
_________________________

1. - http://www.youtube.com/watch?v=9qgYns9k5qw

2. - «Текучесть рабочей силы, её постоянная - «оборот», бесконечная профессиональная - «переподготовка кадров», всё это несёт с собой очень и очень серьёзные социальные издержки и, самое главное, создаёт ощущение полной незащищённости и всеобщей неуверенности в завтрашнем дне.
Психологическое и социальное давление оказываемое подвижностью общественного статуса и необходимостью постоянного соперничества на всех уровнях (в доходах, престиже, культуре и т.д. и т.п.) оказываются все более тягостными и обременительным ярмом, накладываемым здесь на всех и на каждого.
Всё больше и больше времени требуется для того, чтобы восстановить утраченные силы, вернуться к - «нормальному состоянию», возместить и компенсировать морально-психологическую, эмоциональную и нервную - «изношенность».
То есть для того, чтобы хоть как-то - «залечить» последствия воздействия самих этих - «побочных эффектов»: например - от той же самой необходимости ежедневно - «добираться» на работу, в условиях жуткой перенаселённости крупного мегаполиса и сопутствующей этому фактору бесконечной давки, всеобщей агрессии и - «толкотни», а также неизбежности длительного пребывания на этой - «работе», внутри не менее агрессивной - «среды», в состоянии постоянного аффекта и стресса...
Короче говоря, Самым Главным Побочным Эффектом общества потребления является генерируемая им же самим Атмосфера Тотальной Всеобщей Неуверенности и Страха» «The Consumer Society: Myths and Structures» by Jean Baudrillard. (Sage, London, England, 1998)..

.

Диалоги

Previous post Next post
Up