«В нашем мире всякая религия без Христа
(даже христианство, даже православие)
есть явление отрицательное и даже страшное,
и даже соприкосновение с нею опасно»
протопресвитер Александр Шмеман.
1. Уместный вопрос
Во что сейчас верует подавляющее большинство нынешних представителей субэтнической целостности1, именующей самоё себя «православными»?
На первый взгляд может показаться, что вопрос сей, просто неуместен, поскольку все «православные» на литургии, во главе с отцом-диаконом должны дружно исполнить Символ Веры2, в 12-ти членах коего, как раз все «предметы» веры, собственно говоря, и обозначены. И, во всяком случае, определённая часть находящихся на литургии людей его и поёт.
Но так-то оно так ... однако, внимательному и непредубеждённому наблюдателю не составит особого труда заметить, что никакого особо единства между теми людьми, которые наполняют православные храмы по выходным дням и особенно большим церковным праздникам - просто не существует.
Это очень легко проверить - стоит кому-либо из этих певунов (а уж тем паче молчащих) задать простой вопрос, а что именно он вчера, на проходящей в субботу вечером, утренней воскресной (!)) службе, делал в храме (ну, если, конечно он там вообще присутствовал), как можно быть твёрдо уверенным, что значительное большинство из сих «опрошаемых» либо вообще ничего не ответят (а только «поглядят со значением»), либо, в лучшем случае, пробормочут что-нибудь весьма и весьма маловразумительное, типа «помолиться» или просто «надо»3.
Для поименования этой категории немногословных (но притом весьма многочисленных) верующих граждан, автором некогда был предложен термин - «низовые»4, а для оставшегося некоторого количества «прихожан», которое уже сможет произнести что-либо более осмысленное, например: - «на елеопомазание», или «на исповедь к батюшке» - «прадвинутые»5.
Поэтому, при рассмотрении вопроса касающегося веры современных «православных», наверное, всё же стоит говорить именно о вере «прадвинутых», поскольку в отличие от «низовых»6 они уже в некоторой степени способны дать более или менее осмысленный ответ о своём «уповании».
Во всяком случае, есть определённые основания полагать, что некоторая (пусть даже и не особо большая) часть «прадвинутых» хотя бы в теории, в состоянии примерно понять, о чём идёт речь, когда разговор заходит о христианстве.
Итак, во что же они верят?
Повторюсь, не что они ЗНАЮТ о христианстве, а именно во что они ВЕРЯТ.
Во-первых, они, несомненно, верят в то, что необходимо хотя бы раз (а лучше два раза) в неделю приходить «на службу» в церковь.
Во-вторых, что совершенно необходимо, ежедневно «вычитывать» напечатанные в специальных сборничках молитв - «молитвословах» утреннее и вечернее «правила» (а в случае острой нехватки времени «правило преподобного Серафима»), поститься в «среду и пяток», а также во все «установленные» православной церковью «посты» (иногда достигающие в общей сложности до полугода (а то и более) календарного времени).
В третьих, что хотя бы раз в месяц (впрочем сие в различных «приходах» и храмах, очень сильно варьируется), совершив предварительно все положенные обряды (а именно: - «поговев» несколько (варьируется) дней, вычитав положенное «правило ко причастию», предварительно «исповедавшись», купив и «поставив свечи» (это правда уже «по усердию», т.е. необязательно), а также «отстояв службу») необходимо «причаститься» Св.Таинств.
Вот тот «необходимый и достаточный» «минимум», исполнение которого обязательно для любого «прадвинутого», который желает считать себя «православным».
Само собой, существуют ещё и различные «послушания» (как «внутри» храма, так и во вне его), «паломнические» поездки по «святым местам», «благословения» от «духовников» на особые, значительно расширенные «молитвенные правила» (с «вычиткой» различных «акафистов», или «кафизм», «положения» «земных» и «поясных» поклонов, и т.д. и т.п.), но всё это, хоть в большинстве случаев и приветствуется, но вовсе не является, для «прадвинутого» обязательным.
Конечно, тут можно возразить, что всё вышеперечисленное, вовсе НЕ ЕСТЬ «предмет веры» «прадвинутых», а есть всего лишь набор определённых обрядовых практик любого «православного» верующего человека, но с этим утверждением никак не возможно согласиться.
Во-первых, потому, что для большинства «низовых», этот самый «набор определённых обрядовых практик» вовсе не является чем-то обязательным («низовой» может десятки лет «ходить в церкву» и при этом совершенно спокойно, все эти десятилетия, на весь «сезон» уезжать на дачу, нимало при том, не смущаясь тем фактом, что чуть ли не на полгода, он даже формально, перестает быть «православным»), для настоящего же «прадвинутого», сие есть совершенно немыслимое дело.
А во-вторых, практически всем «прадвинутым» известны (во всяком случае, все без исключения слышали) слова апостола Иакова о том, что «…вера без дел мертва» (Иак. 2:20), и потому можно совершенно однозначно утверждать, что именно «делами веры», для всех них (за редчайшими исключениями), вся сия, вышеперечисленная ритуальная религиозная обрядовость, «де-факто» и является.
Продолжение здесь -
Векторы _____________________________________
1 -
Субэтнос «православных» 2 - По личному уверению Дэвээра Волосато-Кругленького сия «практика», является, довольно поздним нововведением, до 1918 года «прихожанами» Символ Веры во время литургии не пелся. Впрочем, как хорошо известно Дэвээр (а теперь уже и вовсе Пэдэвээр) - соврёт, не дорого возьмёт...
Спасибо тайному доброжелателю
kiprian_sh, за братское вразумление.
3 - Особенно если дело будет происходить в каком-нибудь крупном соборе, с весьма и весьма «размытым», постоянно обновляющимся «приходом».
4 -
Низовые 5 -
Прадвинутые и суперпрадвинутые 6 - У которых вместо веры в полном смысле этого слова наличествуют скорее некие «верования», которые представляет собой совершенно немыслимый конгломерат, составленный из различных, бытующих на их «уровне», квазихристианских мифологем и вполне языческих «воззрений».