Христова Экклесиа и земная Церковь

Mar 05, 2009 01:14



КАТАКОМБНАЯ ТИХОНОВСКАЯ ЦЕРКОВЬ В 1974 ГОДУ

Иеромонах Серафим (Роуз)

Многие истинно-православные христиане в свободном мiре были поражены и обезпокоены тем, что в своем письме к Третьему Всезарубежному Собору Русской Зарубежной Церкви, состоявшемуся в сентябре 1974 г. в Свято-Троицком монастыре в Джорданвилле, имеющий мiровую известность русский писатель Александр Солженицын, живущий сейчас в изгнании в Швейцарии, написал, что:

«не надо сегодня воображаемым образом Катакомбной Церкви подменять реальный русский православный народ», отрицая самое существование «тайной церковной организации» и предупреждая иерархов Зарубежной Церкви против того, чтобы «солидаризоваться с таинственной, безгрешной, но и безтелесной катакомбой».

Враги Истинного Православия и защитники сергианской Московской патриархии быстро воспользовались этими фразами для своих собственных пропагандистских целей, публикуя их под заголовками «Нет «Катакомбной» Церкви», и им подобными.

Действительно, было бы большим подспорьем для обновленческого «православия» и успехом их, если бы удалось «доказать» (или, по крайней мере, достаточно громко объявить), что в России нет Катакомбной Церкви и единственным православием в СССР является его обновленческая сергианская «версия», являемая мiру Московской патриархией.

Которая, по мнению Солженицына, нисколько не «падшая», а истинная Русская Православная Церковь. Эти заявления Солженицына вызывают важные вопросы: и практические, и богословские.

Правда, в начале своего письма Солженицын пишет:

«Сознавая свою неподготовленность к выступлению по церковному вопросу перед собранием священнослужителей и иерархов, ... я лишь прошу о снисхождении к моим возможным ошибкам в терминологии или в самой сути суждений», а в конце снова оговаривается: «я не мню себя призванным к решению церковных вопросов».

Можно поэтому, отнюдь не в обиду Солженицыну, столь убедительно и правдиво говорящему на другие темы, отметить его ошибки относительно Истинно-Православной Русской Церкви и в фактах, и в богословии - для тех, кто желает знать истину.

Вышло так, что эти ошибки Солженицына имели и счастливое последствие: благодаря им несколько лиц, располагающих более точными сведениями о церковной жизни в Советском Союзе, высказались прямо, опровергая его утверждение, будто там нет «тайной церковной организации».

В краткой биографии молодого Владимiра Осипова, в течение четырех лет являвшегося редактором, не издающегося больше самиздатского журнала «Вече» (отличавшегося ярким национально-патриотическим и православным направлением и выражавшего «славянофильскую» позицию в современной России), имеется характерная черта, относящаяся к продолжающейся жизни Катакомбной Церкви в России.

В статье Алексея Киселева, основанной на интервью Анатолия Левитина (Краснова), сказано, что когда Осипов в 1960-х гг. был в концлагере, он встретил: -

«странного старика, которого все заключенные называют «владыкой».

Это был Михаил, епископ Истинно-Православной Церкви.

Он произвел на Осипова сильное впечатление, и встреча эта, возможно, повернула его к религии».

Одно это упоминание об истинно-православном (катакомбном) епископе в современном Советском Союзе и об его влиянии на молодое поколение религиозных искателей уже само по себе является важным указанием на существование Истинного Православия в России. К счастью, от того же Краснова и из других источников мы имеем сейчас еще лучшее представление о существовании катакомбных епископов в Советском Союзе в настоящее время.

Ежемесячный обзор «Религия и атеизм в СССР», издаваемый в Мюнхене Н. Теодорович, напечатал отрывки из трех писем, полученных от лиц немецкого происхождения, недавно эмигрировавших из Советского Союза и независимо друг от друга реагировавших на высказывания Солженицына о Катакомбной Церкви.

Один из них пишет:

«А. И. Солженицыну не пришлось встретиться с членами этой Церкви.

Я сидел с ними в тюрьме и работал вместе с ними в исправительно-трудовой колонии.

Это глубоко верующие и очень стойкие в вере люди.

Их преследуют за принадлежность к этой запрещенной Церкви».

Второе лицо пишет:

«Катакомбная», «потаенная» Церковь - названия здешние.

В СССР она называется «Истинно-Православная Церковь» или «Тихоновская».

К ней принадлежат православные, глубоко верующие люди, которые не признают официальную церковь.

За это их преследует власть.

Я знаю многих, которые сейчас на воле, но не назову их имен и местожительства».

Третий корреспондент дает более полное описание жизни Истинно-Православной Церкви, в которой службы иногда совершаются монахами, монахинями и мiрянами.

«Истинно-Православная Церковь имеет иерархию, - пишет он - но большая часть ее в тюрьме, либо в исправительных колониях.

Члены ИПЦ проводят свое служение по ритуалам Православной Церкви. Если у них нет духовного лица, то служение проводит один из наиболее сведущих. Мне известны такие, что не женились и с детских лет посвятили себя Богу, они тоже проводят службы.

Это, как правило, предельно честные, ведущие нравственно чистую жизнь. В СССР члены ИПЦ оторваны от влияний мiра на жизнь, они предельно преданы Богу. Большая же часть верующих ИПЦ проводит свои служения в предстоянии рукоположенных духовных лиц.

Ваши предположения, что члены ИПЦ только престарелые люди, со времени раскола 1927 г., - вызвали на моем лице улыбку. Те, которых я лично знал, родились после 1927 г. Конечно, есть и такие, которые помнят 1927 год.

Бывают у них и молитвенные собрания без ритуала, когда они читают Священное Писание и духовные книги. Молитва их сводится, главным образом, к прошениям о пробуждении веры в русском народе. На свои богослужения они иногда допускают молодых людей, если знают, что те не выдадут их милиции или КГБ. Чем меньше рекламы о них - тем лучше. Но следует знать, что они нуждаются в книгах Св. Писания и в духовной литературе» («Религия и атеизм в СССР», дек. 1974, стр. 9).

Наиболее замечательные сведения об Истинно-Православной Церкви в России за последние месяцы исходят от широко известного борца за права человека в Советском Союзе Анатолия Левитина (Краснова), оставившего СССР в сентябре прошлого года и переехавшего в Швейцарию.

В молодости он принимал деятельное участие в расколе живоцерковников в качестве диакона, и даже сейчас, хотя он давно раскаялся и вернулся к Православной Церкви, его взгляды могут быть названы в высшей степени «либеральными» и «экуменическими».

Его свидетельство об Истинно-Православной Церкви тем более ценно, что его нельзя обвинить ни в какой предвзятой симпатии к ней: для него она является «сектой» и, следовательно, заслуживает такого же уважения и свободы, как и всякая другая секта в современном Советском Союзе.

Первое цитируемое свидетельство Краснова взято из его заявления Комитету прав человека в Москве, опубликованного в «самиздате» 5 сентября 1974 г., пeред самым его отъездом из Советского Союза.

Вместе с его протестами против преследования униатов, баптистов, адвентистов, пятидесятников и «свидетелей Иеговы» в заявлении имеется глава о «гонениях на Истинно-Православную Церковь (ИПЦ)».

Вот что пишет в этой главе Краснов:

«В течение 47 лет подвергается гонениям эта Церковь». Далее следует историческая справка о Декларации митрополита Сергия 1927 г. и о протестах против нее ряда епископов; о том, как все епископы, принявшие участие в «расколе» 1927 г., погибли в концлагерях в тридцатых годах; о том, как им удалось рукоположить в концлагерях ряд епископов-преемников, от которых берет свое начало тайная иерархия Истинно-Православной Церкви.

Краснов продолжает:

«Число членов ИПЦ не поддается учету. Однако, по сведениям, полученным от членов этой Церкви, она имеет от 8 до 10 епископов, около 200 священников и несколько тысяч мiрян. Деятельность ИПЦ строго пресекается. Власть боится ее распространения» («Религия и атеизм в СССР», дек. 1974, стр. 2).

Краснов дал еще более подробные сведения об Истинно-Православной Церкви после своего прибытия на Запад, где он узнал, что часть либеральной русской интеллигенции снова радовалась «несуществованию» Катакомбной Церкви, на этот раз «доказанному» Солженицыным.

Вот что Краснов высказал в интервью русскоязычной парижской газете «Русская Мысль» (5 дек. 1974 г., стр. 5):

«Что касается катакомбной Церкви - она существует, это не выдумка.

По моим сведениям, имеется около десяти епископов.

Эти епископы ведут свое иерархическое преемство от иосифлян, от епископов, отколовшихся от митрополита Сергия в 1927 г. ...

В настоящее время имеется, насколько я знаю, не то 12, не то 8 епископов.

Все они рукоположены в лагерях теми архиереями, которые там были, все они свою деятельность развивают.

Имеется иерархия и священники.

Но все-таки очень небольшой слой населения.

Во-первых, все это так глубоко засекречено, что очень трудно узнать что-нибудь достоверное.

Я знаю одну монахиню, которая приходила к православному архимандриту склонять его на переход в «Истинную Православную Церковь».

Когда он стал ее расспрашивать более подробно, она ему ответила: «Когда вы перейдете к нам, вам все расскажут».

Знаю я, что есть подпольный митрополит Феодосий, это их глава, который, в связи с избранием патриарха Пимена, опубликовал свое воззвание, ходившее по Москве, Питеру, Киеву, за подписью «митрополит Феодосий», где от имени «Истинно-Православной Церкви» декларировалось отрицательное отношение к патриархии.

В частных разговорах они обычно говорят, что наиболее близким к себе течением они считают зарубежную православную Синодальную Церковь, так называемую «Карловацкую». Они обычно говорят: «Мы, собственно, не против власти. Мы монархисты, но мы не против власти, поскольку всякая власть от Бога».

Они только не могут принять официальную иерархию, поскольку она находится в зависимости от атеистов. Они считают Патриарха Тихона своим последним главой, почему их обычно в лагерях называют «тихоновцами».

Надо сказать, что их сторонники обычно пожилые люди, или выходцы из лагерей.

Их Богослужения, как правило, происходят в частных квартирах, присутствуют на этих тайных Литургиях 3-4 человека.

Истинно-Православная Церковь скрывается в подполье, она носит характер чего-то настолько тайного, засекреченного, что ее найти буквально никто не может, хотя, конечно, нельзя отказать в уважении этим людям, очень стойким, очень искренним».

И раньше нельзя было отрицать, по крайней мере, существования истинно-православных катакомбных христиан в России, о которых говорит даже советская печать; теперь же никакой безпристрастный наблюдатель не сможет отрицать и существования их «тайной церковной организации».

/ продолжение - http://vasia-tapkin.livejournal.com/113804.html /

В мире и веке сем, Две религии, Тексты друзей

Previous post Next post
Up