Миша Шполянский, вот тут -
http://shpol.livejournal.com/136672.html произвёл, на мой взгляд, совершенно верную и правильную классификацию пяти ОСНОВНЫХ типов восприятия Христовой Экклесиа ПАДШИМ человеческим разумом.
________________________________________
Есть пять типов отношения к негативным явлениям в церковной действительности.
(Я не имею в виду «Типы религиозной жизни» вообще, а именно - отношение к негативу).
1. Ничего негативного нет и быть не может; все это есть обман (или видящий недостатки кем-то обманут, или обманывает себя в своей гордыне; в любом случае он в сетях лукавого).
2. Есть отдельные слабости, которые неизбежны в этом мире и, по сути, не имеют значения (как и в самой идеальной, самой любой любящей семье неизбежны ситуационные проблемы и непринципиальные трения).
3. Есть отдельные случаи греха, недопустимые в Церкви, и сама Церковь в лице её священноначалия должна таковые искоренять.
4. Церковь земная в конкретный исторический момент и в конкретных юрисдикциях погрязла во грехе («мерзость запустения на месте святе»), с этим нужно посильно бороться, и, главное, не допускать самому в сие впадать.
5. Эмпирическая Церковь еще с первоапостольских времен претерпела глубинные деформации, связанные с ветхозаветной сакрализацией сана и вторжением принципа права вместо принципа любви, уничижением царского священства народа Божьего, гнушением миром и «неверными», искоренением понимания свободы как уникального дара Христа («…не отдавайте никому вашу свободу, ибо вы куплены дорогой ценою»), глубоко укоренившимся цезарепапизм, и т.п, и т.п. Поведенческая реакция при такой позиции - от тотального отторжения сложившихся структур до самоустранения от церковной эмпирики.
________________________________________
От себя только добавлю, что Михаил упустил из виду ещё один - ПРАВИЛЬНЫЙ экклезиологический конструкт, который как раз и «обнимает» ВСЕ ОСТАЛЬНЫЕ, и реально СНИМАЕТ все совершенно неустранимые противоречия пяти им обозначенных.
Вот он:
Церковь (именно как Христова Экклесиа) есть совершенно ОРГАНИЧНАЯ часть Царства Божиего.
Никто иной, как Сам Господь СВИДЕТЕЛЬСТВУЕТ нам что - Царствие Божие ВНУТРЬ нас есть.
«Быв же спрошен фарисеями, когда придет Царствие Божие, отвечал им: не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк 17, 20:21).
Поэтому ЛЮБЫЕ попытки отыскать Христову ЭККЛЕСИА в этом дольнем мире, среди каких-то его ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ организаций и «структур» (любых), есть занятие совершенно, абсолютно бессмысленное.
ВОВНЕ нас самих, никакой «церкви» - НЕТ.
НИГДЕ.
Притом - НИКОГДА и НЕ БЫЛО.
Более того, после падения прародителей - и быть НЕ МОГЛО.
Именно МЫ САМИ, ВНУТРИ наших сердец и ЕСТЬ - Христова Экклесиа.
... или ... не есть.