Оригинал взят у
mari_ya_77 в
Гениальные российские изобретения, оставшиеся невостребованными
В январе 1891 года русский ученый Дмитрий Менделеев получил пироколлодийный порох. Однако об этом открытии вскоре позабыли: чиновники предпочли покупать бездымный порох за границей.
ПИРОКОЛЛОДИЙНЫЙ ПОРОХ
Пироколлодийный порох - это вид нитроцеллюлозного пороха, в состав которого входит хорошо растворимая нитроклетчатка и растворитель, дополнительными компонентами являются различные присадки, предназначенные для стабилизации газообразования. Название «пироколлодийный», придуманное Менделеевым, происходит от открытого им же вида нитроклетчатки - «пироколлодий».
Главный инспектор артиллерии морского флота Адмирал Макаров дал высокую оценку пироколлодийному пороху - испытания 1893 года показали пригодность нового бездымного зелья для использования в орудиях всех калибров.
Однако в то время власти придавали мало значения отечественным изысканиям, и, вместо развития их, предпочитали покупать иностранные привилегии и патенты. В результате право на «авторство» и производство пороха Менделеева присвоил себе младший лейтенант ВМФ САСШ (США) Джон Бернаду. В 1900-м году он получил патент на «Коллоидную взрывчатку и её производство». Из-за этого Россия в Первую мировую войну в огромном количестве покупала этот порох в Америке, а его изобретателями до сих пор указываются лейтенант Бернаду и капитан Конверс.
ПОДВОДНАЯ ЛОДКА ШИЛЬДЕРА
Это цельнометаллическая подводная лодка, созданная в 1834 году русским генерал-адъютантом Карлом Шильдером. Представляла из себя комбинированный носитель для доставки мин и ракет. С неё впервые, в присутствии российского императора Николая I, совершен пуск ракет из подводного положения.
Конструкция лодки учитывала все недостатки лодок предшественников: Бюшнеля, Дреббеля, Джонюна, Фультона и других. Лодка имела форму обтекаемого тела длиной около 6 м, шириной 1,5 м и высотой 1,8 м. Водоизмещение составляло 16,4 т. Корпус был склепан из листов котельного железа толщиной 4,8 мм и подкреплялся пятью шпангоутами. Это по расчетам автора позволяло погрузиться на глубину до 12 м - больше, чем это допускала лодка Фультона.
Преимуществом лодки было и наличие двух высоких (до 1 м) входных рубок с иллюминаторами, что позволяло плавать в свежую погоду и давало возможность ориентироваться. Для движения применили поворотные складывающиеся гребки, напоминающие утиные лапы.
Однако в 1847 году разработки были остановлены бюрократическими процедурами. Упоминается негативное влияние на проект со стороны военного министра светлейшего князя Чернышева и императорского протеже, начальника Морского ведомства, светлейшего князя Меншикова. Подобные тенденции действуют и сейчас. Новым технологиям и схемам работы не доверяют представители власти, они вызывают опасения, как показано
в обзоре, и у широких слоев населения. Но все это преодолимо, прогресс, как известно, остановить невозможно.
САМОЛЁТ МОЖАЙСКОГО
Самолёт Можайского или «Воздухолетательный снаряд» - самолёт, спроектированный и построенный русским морским офицером Александром Фёдоровичем Можайским в последней четверти XIX века.
Считается, что именно этот «снаряд» был первым в мире самолетом. Именно самолёт Можайского первым отделился от земли с человеком на борту. Внешне самолет Можайского был не очень похож на современные лайнеры и джеты. Однако, по мнению историков авиации, самолёт Можайского отличался продуманной и для своего времени технически грамотной конструкцией. Некоторые эксперты считают, что по схеме он был более совершенным, чем все предшествующие ему проекты и все самолёты, построенные как в России, так и за рубежом вплоть до 1907 года.
После смерти Можайского его сыновья, «не имея средств для самостоятельного продолжения дела и не желая передавать его в частные руки», обратились в Военное министерство с предложением купить у них самолёт. Однако министерство отказалось покупать самолёт, и гениальное
изобретение оказалось невостребованным.
ПАРОВАЯ МАШИНА ПОЛЗУНОВА
Ученый Иван Иванович Ползунов с января 1764 года начал строить на барнаульских заводах воздуходувный насос в виде сдвоенной (двухцилиндровой) пароатмосферной машины непрерывного действия. Его установка работала с 7 августа по 10 ноября 1766 года, уже после смерти изобретателя. Её остановили из-за легкой поломки, которую не стали устранять, хотя за три месяца работы машина окупила себя почти в два раза.
В дальнейшем паровая машина Ползунова была забыта, а развиваться стали аналогичные машины, сделанные в Англии, Германии и других странах Европы.
ПАРАШЮТ КОТЕЛЬНИКОВА
В 1910 году Глеб Евгеньевич Котельников под впечатлением от гибели лётчика Льва Мациевича (Мациевич стал первой жертвой авиационной катастрофы в Российской империи) занялся разработкой парашюта.
До Котельникова лётчики спасались с помощью длинных сложенных «зонтов», закреплённых на самолёте. Их конструкция была очень ненадёжна, к тому же они сильно увеличивали вес самолёта.
Парашют РК-1 имел круглую форму, укладывался в металлический ранец, расположенный на лётчике при помощи подвесной системы; человек прикреплялся к парашюту в двух точках. На дне ранца под куполом располагались пружины, которые выбрасывали купол в поток, после того как прыгающий выдергивал вытяжное кольцо. Эксперты отмечали, что парашют превосходит прежние аналоги по всем статьям. Однако Главное инженерное управление русской армии не приняло его в производство из-за опасений начальника российских воздушных сил, великого князя Александра Михайловича, что при малейшей неисправности авиаторы будут покидать аэроплан.
Зимой 1912-1913 года парашют РК-1 конструкции Котельникова был представлен коммерческой фирмой «Ломач и К°» на конкурс в Париже и Руане. 5 января 1913 года студент Петербургской консерватории Владимир Оссовский впервые прыгнул с парашютом РК-1 в Руане с 60-метровой отметки моста, перекинутого через Сену. Парашют сработал блестяще. Таким образом, русское изобретение получило признание за рубежом.
http://ribalych.ru