Военно-морской музей в Санкт-Петербурге и "Акула"

Dec 12, 2013 11:32

Оригинал взят у oksa_sun в Военно-морской музей в Санкт-Петербурге и "Акула"
В новом здании  Центрального Военно-морского музея, в бывших Крюковых казармах, уже была несколько раз по делам парусным.
А вот пофотографировать эти великолепные интерьеры не было возможности. Поэтому на приглашение Паши upsya посетить торжественную церемонию передачи модели подводного крейсера проекта 941 типа «Акула» откликнулась не раздумывая.

Дальше можете и не читать, потому что главную мысль скажу сразу. В Военно-морской музей в Санкт-Петербурге сходить нужно обязательно, даже сейчас, когда после переезда представлена лишь малая часть экспозиции, хотя бы только потому, чтобы восхититься интерьерами.



В ознакомительной экскурсии участие приняли «морские» блогеры: fima_psuchopadt, nsergperiskop, upsya, xotaka, id77, minakovas и я, морская девушка.



Конечно, за полчаса вряд ли можно что-то действительно осмотреть, учитывая, что здесь, на берегу Крюкова канала, у музея больше 30 тыс. кв. метров площадей. Напомню, что в здании Биржи на стрелке Васильевского острова было всего 9 тысяч. Чувствуете разницу?

Больше 17 тысяч экспонатов хранится в запасниках музея. Но есть надежда, что значительную часть мы сможем увидеть на новых площадях. Сейчас, по словам директора музея Нехая Руслана Шамсудиновича выставлено не более 4% экспонатов. К открытию готовятся еще 19 залов.



Говорят, что этот музей будет значительно лучше морского центра Wellamo, что в городе Котка, Финляндия. Для меня, любительницы морских музеев, этот финский морской центр - образец того, каким должен быть современный музей о море.

В каждой морской стране я стараюсь посетить тематический музей: Эстония, Норвегия, Исландия, Италия. Есть с чем сравнивать. Не была я еще в Испании, а именно вместе с барселонским музеем наш питерский входит в пятерку лучших музеев мира. И почему-то не был упомянут финский.

Наш - один из старейших, основан в 1709 году, самим Императором Петром I. Иначе и быть не могло.



И, кстати, в одном из пока еще закрытых залов стоит первое судно, с которого начался российский флот. Ботик Петра. Оригинал. (То, что вы видите в Петропавловской крепости - реплика).



Музей пока еще в стадии размещения экспозиции. Поэтому далеко не все залы готовы. В больших, нет, гигантских пространствах, кажется, что слишком уж свободно, а экспонатов еще мало.





Дизайнеры просто великолепно поработали, вместе с отделочниками. Интерьеры такие, что уходить не хочется. А освещение прекрасно для фотосъемки. К примеру, в генуэзском музее моря я вечно страдала от полумрака. Понятно, что в средневековье, а именно в этих залах было напряженно со светом, люди жили еще в темноте. Но мне-то, как фотографу хочется света, иначе как же показывать читателям красивые и уникальные экспонаты. В нашем музее со светом все в полном порядке.

Пока что здесь представлены предметы далекой эпохи: модели парусников и судов, подлинные вещи Императора, картины морских сражений, оружие.













Опять же в закрытом еще зале миниатюрная подводная лодка, которая управлялась мускульной силой двух человек. Третий был капитаном и рулевым. Командовал одной из таких лодок брат автора «Лебединого озера» Ипполит Чайковский.



Оценить насколько Военно-морской музей действительно сегодня может конкурировать с крупнейшими подобными ему музеями мира пока невозможно. По объему коллекций лично мне не очень интересно сравнивать музеи. Я, как специалист в области коммуникаций, смотрю на другое - как посетитель может взаимодействовать с экспонатами. Лично я не люблю экскурсии. Обычно в отечественных музеях это что-то такое нудное, лекционное, поверхностное, отчего хочется заснуть. В зарубежных музеях я даже аудиогид беру редко. Прекрасно понимаю английскую речь, но... Во многих музеях просто не нужен помощник. Там все настолько понятно и доступно представлено, что говорящая голова рядом совершенно не нужна. И я считаю это правильным решением. Посетитель должен самостоятельно, наедине, в интимной, насколько это возможно обстановке, знакомиться с экспонатами. А для интерактивного общения сегодня есть все возможности.

Что-то в нашем музее уже реализовано - информационные интерактивные панели с тач-скринами, к примеру.



Кинотеатр, где можно смотреть тематические фильмы.



А вот его вход. Говорят, что в этих светящихся знаках хрусталь.



Лично я бы поставила второй знак зеленого цвета. Это было бы более по-морскому, нежели оранжевый. Зеленый и красный. Право и лево.

Уже приехали тренажеры-симуляторы, на которых можно проводить суда по Неве и гонять на катерах. Интересно, какие там будут программы-задания. В Wellamo, к примеру, нужно спасти человека за определенное время. И это очень круто, нежели просто вести судно куда-то в мирной обстановке.
В таллиннскомй музее, что в Гидрогавани, из зенитки нужно стрелять по самолетам противника - тоже круто.







Что еще должно быть в современном морском музее и чего не должно?

Меньше экскурсоводов, больше свободного общения с экспонатами.

В Генуе, к примеру, стоит галера в натуральную величину. Можно зайти в трюм, а там идет фильм на плазме, как оно было, на галерах-то. Можно подняться на палубу - там стоит капитан, стоят надсмотрщики за рабами, скамьи, место, где готовят еду и все такое. Поднимаешься на этаж проходишь вдоль галеры, и в каждом небольшом закутке - какие-то интересные детали - навигационные приборы, приспособления для составления и учета судового расписания, хозяйственные вещи - и это все можно трогать. А можно даже надеть кандалы, сесть на скамью и попробовать сдвинуть огромное весло. Провести эксперимент - смог бы грести на галерах, или предпочел бы быть отправлен к акулам.

Вот такие штуки должны обязательно быть и в нашем морском музее. Конечно не галеры, но что-то другое. Судно в натуральную величину, с разрезами, с возможностью забраться туда. Или, взять, к примеру, Фрам, легендарное судно, которое ходило трижды к полюсам Земли. Можно взойти на его борт, пройтись по помещениям, заглянуть в машинное отделение, постоять у штурвала, а в это время вокруг наступает ночь, зажигаются звезды, свистит ветер, и кажется, что палуба начинает покачиваться... Вот она истинная задача современного музея - не просто рассказать, а дать все в ощущениях.

А черт его знает, какого было командовать кораблем во время сражений... Так дайте же возможность это все ощутить, когда стоишь на палубе, вокруг тебя летают горящие ядра, из тумана выходит вражеская эскадра, а тебе, страшно, потому что сдохнуть не хочешь, и решения нужно принимать, и с врагом бороться, а тут ядра свистят, и волны разгулялись...

Или идешь на корабле, а тут, на тебе, и подлодку засекли... Не успели бросить глубинную бомбу, как она торпедный залп дает...



Пока писала текст, аж руки вспотели от переживаний.

И да, обязательно все, или почти все, в современном музее нужно трогать. Как иначе мир познать? По рассказам? Это вряд ли получится. И чтобы  ужасных табличек «руками не трогать» было как можно меньше. Это прошлый век.

Еще в современном музее должны быть разные игрушки интерактивные - чтобы можно было что-то сложить, собрать, подергать, выстрелить, взять наушник и послушать азбуку морзе вместе с какой-то историей, заглянуть в уголок и просмотреть минутный ролик на плазме и т. д. И чтобы детям было где полазить-порезвиться. Да и взрослым тоже. Времена степенных походов по залам а-ля Эрмитажа ушли в прошлое. Музей сегодня - активное общение с посетителями.

А если уж так необходимы экскурсоводы - то это должны быть красивые, высокие, молодые моряки в военно-морской форме, которые горят и болеют военно-морской темой. В таллиннском музее вспоминаю нашего экскурсовода - балдею. И все ж помню, что он там рассказывал. Интересно потому что, истории разные там...

И обязательно у каждого экспоната табличка с QR кодом. При желании щелк - и читаешь подробную информацию об экспонате или ролик смотришь. Понятное дело, что все это долго, дорого, трудно, сложно. Но музей еще только-только начинает осваиваться на новом месте. Быть может, что-то из этого и есть в планах у руководства, (все планы нам пока не раскрыли) а если нет - то пусть воспользуются подсказками посетителя. Деньги всегда можно найти у спонсоров, а крупных компаний достаточно.

И я даже не говорю о 3D экскурсии на сайте музея. Это нереально круто и это нужно обязательно сделать.

Но пока музей ведет учет переехавших экспонатов, размещает их в залах, наверняка подсчитывает убытки от переезда и занимается реставрационными работами.

Директор музея в личной беседе сказал, что музею просто необходимы экспонаты из современности. Старинных вещей много, а вот о современном флоте надо экспозицию расширять.

И сегодня на один предмет в хранилище музея стало больше.  В дар передали копию подводной лодки типа «Акула». Несет на борту 20 ракетс ядерными боеголовками, стреляет с интервалом в 15 секунд, дальность полетам ракет 10 000 км, но знающие люди сказали, что могла бы и спутники на орбиту запускать. И одной такой лодки хватило бы чтобы выиграть войну. Как по мне, так пусть лучше модель будет, а то страшно как-то от её мощи.

Модель выполнили специалисты из ООО "Бриг", финансировала работы ООО "АФК-Аудит".  Собрали пресс-конференцию по этому поводу, подписали все бумаги.









Конструкторы говорят, что собирали модель по фотографиям, потому что нет чертежей. Мне это показалось странным, тем более, что музей при Минобороны мог бы и договориться о чертежах для исполнителей.



Эту бы лодку, да в один из залов в значительно большем размере поставила, да открыть бы для посетителей. Но, понимаю, все упирается в деньги. Обожаю ходить внутри подводных лодок. Кстати, в Питере около Ленэкспо стоит дизельная подлодка «Народоволец» - филиал Военно-морского музея. Можно пройтись по ней.

После пресс-конференции был фуршет, и все расходились по домам.
А мне была интересна тема работы музея с молодежью. Директор сказал, что они в этом направлении действуют и музей преимущественно на молодежь и направлен: прошел уже конкурс всероссийский творческих работ на морскую тему; проведены викторины-конкурсы среди воспитанников военно-морских училищ. Но более интересны интерактивные большие мероприятия, которые охватывают активную молодежь и не только из училищ, какие-то реальные движухи, тусовки, обучалки. Столько же можно всего придумать. Надеюсь, что со временем это тоже реализуется.

На мой профессиональный взгляд, специальные мероприятия в музее должны быть более эмоциональными и антуражными. Чтобы
морская тема чувствовалась, на губах был привкус соли, а воображение рисовало натуральные картины военно-морской истории.

И вот напоследок очень эмоциональное завершение прогулки по музею. В уголочке под лестницей небольшая экспозиция детских работ. Я умилилась.



Сайт музея
Адрес музея: Санкт-Петербург, пл. Труда, 5
Посетителей здесь ждут с 11.00 до 18.00 каждый день, кроме понедельника и вторника.

Стоимость билета для россиян и граждан СНГ 150 р., льготные категории - 50 р. Очень хорошая стоимость.

А вот дополнительно еще нужно платить за фотосъемку аж 200 р.. И это неправильно. За границей часто в музеях стоимость фотосъемки входит в цену входного билета. И это классно. А в России почему-то фотосъемка получается дороже входа. Как понять эту страну?

И еще раз повторюсь, что ради хорошего настроения, вдохновения и прикосновения к военно-морской истории зайти в Центральный военно-морской музей можно уже сейчас.

Соленый и качающийся на волнах материал для velkoldin полготовила oksa_sun.

Понравилось? Расскажите друзьям, им может быть интересно побывать в Военно-морском музее.

Previous post Next post
Up