Чоргуньский акведук - мост-акведук через р. Черная в Крыму (Балаклавский район), построенный в 40-е гг. XIX века по инициативе адмирала М. П. Лазарева, и являвшийся частью самотечного водопровода длиной 18 км, подававшего воду в сухие доки Лазаревского Адмиралтейства в Севастополе. Ширина акведука 4,5 м, высота - 8 м. Длина моста-акведука - 12 м.
Со времен Крымской войны 1854-1855 годов утекло много воды, а некогда живописные берега Черной речки, видавшие пехотные и кавалерийские дивизии союзных войск, давно заросли заросли густым лесом, который скрыл уникальное сооружение для этих мест. Сооружение, по которому уже давно не течет вода истории - Чоргуньский мост-акведук, построенный в 40-е гг. XIX века по инициативе адмирала М.П. Лазарева, и являвшийся частью самотечного водопровода длиной 18 км, подававшего воду в сухие доки Лазаревского Адмиралтейства в Севастополе.
Вода по этому водопроводу подавалась чуть более 10 лет - до Крымской войны, после которой частично разрушенные сооружения так и не стали восстанавливать...
Водопровод, подававший воду в сухие доки Лазаревского Адмиралтейства на Корабельной стороне Севастополя, частью которых является и Чоргуньский мост-акведук, были сооружены в 40-е гг. XIX века. Он начинался у современного с. Хмельницкое и на протяжении около 18 км имел несколько тоннелей и акведуков. Проект в 1834 году разработал инженер-полковник Джон Уптон.
Во время обороны Севастополя 1854-1855 годов доки были повреждены, а затем взорваны уходящими из Крыма англичанами. После окончания войны водопровод восстанавливать не стали, а позже, при строительстве железной дороги, его часть была вообще уничтожена.
Остатки акведуков сохранились в Аполлоновой и Ушаковой балках Севастополя. В Аполлоновой балке сохранилось 9 пролетов (длина каждого 5 м), в Ушаковой - 6 пролетов полностью и 2 частично.
Единственным полностью сохранившимся участком водопровода является Чоргуньский мост-акведук.: 402px;">