Атака и оборона крепостей 17 века: любопытные детали

May 18, 2019 13:14

На основе книг "Книги о атаке и обороне крепостей" маршала Вобана(?1686-1691 г.) и "Обязанностей губернатора крепости" мессира Антуана де Вилля(1639 г., "преподанная согласно всем современным требованиям, что применены в лучших крепостях Европы, и поверенная синусами и логарифмами"). Логарифмов в книгах нет, обман, однако.

В центре - мортира, по ее бокам краны для метания бомб, далее мины, скатывающиеся по полозьям.



Располагаем батареи и подводим ко рву систему траншей - по ней войска могут перемещаться без потерь от огня обороняющихся.





«Желая произвести пролом [в стене], начинают прежде выбивать на стене две перпендикулярные борозды, заключающие в себе часть стены, назначенной для разрушения; потом разбивается она также вни­зу в 4-х, 5-ти или 6-ти футах над дном рва, для сделания глубокой горизонтальной борозды; когда борозды сии будут довольно глу­боки, тогда стреляют сильными залпами в самую стену, то выше, то ниже, пока вся одежда и бруствер не обрушатся в ров...»



Для прохода вала и рва сооружается крытая галерея.



Если ров заполнен водой - галерея строится на основании из фашин.



Расчет порохового заряда мины.





Профили траншей.











Инструменты.



-

"Еще в крепостях исключительно необходимы аркебузы или мушкеты с крюком. Пусть даже атакующие первых рядов об­лачены в противомушкетные доспехи и прикрываются рондашами, защита их не устоит против мушкета с крюком, заряжа­емого пулей в четыре унции[120 г.] весом, и, когда они получат сполна, у остальных пыла поубавится. Таких флейт лучше запасти сотни три, чтобы заставить врага, идущего на штурм, поплясать как следует."

Аркебузы или мушкеты с крюком (фр. arquebuses ou mousquets à croc) - виды ручного огнестрельного оружия, для стрельбы из которых, из-за их большого веса, использовали под­ ставку в виде вилки, козел или крюка, - дальнобойные, почти равнявшиеся по мощности малым артиллерийским орудиям (ка­либр до 30 мм, общий вес - до 16-20 кг), с фитильным замком. В полевых условиях использовались редко, однако на вооружении гарнизонов состояли еще в последней четверти XVIII в., хотя, как отмечают авторы «Методической энциклопедии», «лишь в ка­ких-нибудь старых крепостях за неимением пушек»

-

Я беру ору­дия общим числом пятьдесят; каждое стреляет раз по десять в день - стало быть, пятьсот выстрелов ежедневно. Если опосредо­ванно приравнять друг к другу малые и большие орудия, понадо­бится, скажем, фунтов десять пороху на один выстрел, - следо­вательно, пять тысяч фунтов, сиречь пятьдесят квинталов[квинтал - около 49 кг] в день. На три месяца, то есть на сто дней, выйдет пять тысяч квинталов, но поскольку палить по пятьсот раз в день в течение трех меся­цев - дело для крепости невиданное, стоит ограничиться поло­виной, а другую половину оставить про запас или пустить в ход, если осада, против ожидаемого, затянется дольше.

-

Для подрыва ворот и подкопов используют направленные заряды - петарды. Петарды (фр. pétards) - здесь: артиллерийские орудия, предназначенные не для метания снарядов, а для осуществле­ния направленного взрыва; с их помощью обрушивали непри­ятельские подкопы и галереи, взрывали ворота и т.д. Петарды представляли собой короткий, обычно колоколообразный, ствол, из железа, чугуна или бронзы, наполнявшийся порохом и за­креплявшийся дулом вниз на поддоне специального станка - мадрильной доски.

Чтобы нельзя было приложить петарду, ворота с внешней стороны делают ребристыми.

"Чтобы при подрыве ворот герса или опускные брусья упали сами по себе, нужно дважды обвить верев­ку, которая их удерживает, вокруг блока, а на конце ее привязать тонкую бечевку, проходящую через кольца на тыльной стороне ворот: стоит подорвать ворота, как бечевка обязательно лопнет, а герса или брусья - рухнут вниз. Приемов подобного рода, рав­но как и тех, благодаря которым можно избавиться и от петар­ды, и от петардиста, немало."

Опускные брусья (фр. orgues, буквально - «органы») - за­градительное инженерное приспособление в воротном проеме крепости: «суть длинные и массивные деревянные брусья, кото­рые подвешиваются поверх городских ворот на небольшом рас­ стоянии один от другого, каждый на своей веревке, таким обра­зом, чтобы при внезапной атаке врага они, отпущенные, падали бы отвесно в проем ворот и перегораживали таковой» Опускные бру­сья, в отличие от цельносоставной герсы, нельзя было во время падения остановить при помощи упора, так как тот, в лучшем случае, не позволил бы упасть лишь одному или двум брусьям.

-

Петрарии со съемной каморой (фр. ориг. pierriers à boëte) - малокалибер­ные казнозарядные артиллерийские орудия из категории пушек. Заряжались ядрами, щебнем, картечью, мушкетными пулями вроссыпь, использовались в морских и полевых сражениях вплоть до конца XVIII в. «Камора для петрарии - это корпус цилиндрической формы, обыкновенно чугунный, с порохом внутри, служащий для заряжания петрарии: камору вкладывают в специальное отверстие на казенной части ствола и закрепляют чекой, чтобы не выскочила при выстреле». Само орудие представляло собой ствол длиной до 20 калибров с открытой сверху казенной частью, ко­торый при помощи вилки-вертлюга крепился на легком лафете; камора, напоминавшая формой пивную кружку, вставлялась пе­ ред выстрелом в открытую часть ствола ручкой вверх, а отверсти­ем - к метательному заряду и фиксировалась в таком положении клином-задвижкой; казенную часть продолжала рукоятка-штырь, использовавшаяся для наведения петрарии на цель.

"Наилучшим вооружением в этом случае я считаю маленькие корабельные петрарии из железа или чугуна: они заряжаются с казенной части съемной камо­рой, легки в использовании и перемещении, отменно годятся для частой стрельбы и наносят противнику большие потери. Когда постройка захвачена, то [при отступлении] их без труда можно за­ брать с собой, да и заряжаются они быстро: достаточно лишь вста­вить с казенной части камору и клин. Снаряд составляют мушкет­ные пули либо картечь, и хотя петрарии бьют не слишком далеко, однако ничуть не проигрывают из-за этого - ведь во внешних постройках, где защита очень короткая, особая дальность стрель­бы и ни к чему."

-

Чтобы узнать, что представляет собой гарнизон, губернатору незачем ждать такого исхода: пусть доищется, кто на что способен, как только примет свою долж­ность, - а для этого, не скупясь ни на подарки, ни на деньги, ни на обхождение, привлечет к себе нескольких человек из тех, кому доверяет, и, улещивая по-всякому, соблазняя хорошим столом и выпивкой, вытянет из них все, что им известно, или даже сделает соглядатаями и заставит следить за каждым шагом, каждым чи­хом остальных, вскрывать и читать письма, которые те получают или пишут сами, а потом, запечатав, возвращать, не вызывая ни у кого подозрения (поэтому губернатору неплохо бы знать, как можно вскрывать письма и снова их запечатывать

-

Сперва я решил было обойтись без этой главы, дабы внушить губернаторам, что сдаваться они не должны ни при каких обстоятельствах и менее всего нуждаются в знании этого предмета и наставлениях, которые его касаются. Но поскольку, может статься, даже после достойного сопротивления, оказанно­го крепостью, государь, в силу тех или иных причин, все-таки воз­намерится сдать ее или же она вынуждена будет капитулировать из-за нехватки земли для ретраншементов и мест для их возведе­ния, либо живой силы для их обороны, либо провианта для пропи­тания, либо боеприпасов, чтобы давать врагу отпор, - я расскажу, что надлежит делать накануне капитуляции и после того, как она заключена.

история

Previous post Next post
Up