Достань-ка календарь... (III)

Dec 18, 2024 17:40

Хроника гимназического образования: его рост, уничтожение и призрачное посмертие с 1868 года до наших дней
(из книги П. Хитченса о разгроме английской школы, продолжение, 1970-1997)

Лейбористский министр образования Фред Маллей провел пять лет в германском плену и за это время, с 1940 по 1945 годы, выучился заочно на бакалавра экономики в Лондонском университете.

1970. После того, как консерваторы в июне отвоевывают здание на Даунинг-стрит, закрытие классических гимназии при министре образования Маргарет Тэтчер лишь набирает темп. Партия тори, особенно на местах, не имеет скоординированной политики противодействия всеобучу, а сама идея остается популярной среди родителей из буржуазных классов. Они, похоже, рассчитывают, что при внедрении всеобуча удастся и сохранить гимназический уровень, и одновременно избавить их чад от вступительных экзаменов. Популярна она и у местных консервативных властей, которые оппортунистически считают ее и экономной, и эффективной.
Г‑жа Тэтчер издает «Циркуляр №10/70», который ослабляет нажим на местные органы власти с требованием двигаться к идеалу всеобуча, но не мешает им туда следовать самостоятельно. Она заявляет, что главная цель циркуляра состоит в нейтрализации принудительного воздействия циркуляров №10/65 и №10/66. Местные власти при желании вольны и далее воплощать в жизнь одобренные проекты неизбирательного среднего образования в духе всеобуча. Г‑жа Тэтчер заявляет, что «с удовольствием рассмотрит» любые представленные планы. Также она указывает, что по ее мнению, в одиннадцатилетнем возрасте еще слишком рано принимать окончательное решение о судьбе ребенка.
На данном этапе многие школы всеобуча сохраняют у себя внешне солидные атрибуты классической гимназии вплоть до учительских мантий. Радикалам от образования это не по душе, и они надеются это искоренить. Еще в 1966 году [марксисты - V.S.] Брайан Джексон и Деннис Марсден писали, что

у тех, кто занимается всеобщей школой, и мысли не возникнет, будто борьба уже закончена. Прогресс, безусловно, имеет место, но слишком часто внешние признаки, будь то латинский девиз, староста в мантии, гребные состязания или погоня за рейтингами Оксбрилджа, напоминают нам, что даже здесь усвоение буржуазных манер все еще безнадежно перемешано с трансляцией всей культуры, а ведь это самое главное. Пока всеобщая школа не упраздняет классическую гимназию, а вбирает ее в себя.

В начальный период после своего введения школы всеобуча еще строго соблюдают разбиение на уровневые потоки, как того, вероятно, мог бы пожелать и Энтони Кросленд, хотя довольно быстро старомодная селекция уступает здесь место менее внятным различительным процедурам вроде «распределения» [banding], а позднее (после периода реакции на смешанные классы в 1970-х)  - предметного «профилирования» [setting]. К тому же разбиение на потоки по способностям станет играть менее важную роль, как только получит распространение селекция по стоимости домовладения, что позволит лучшим всеобщим школам избегать приема учеников из бедных семей.
Доклад Доннисона призывает к закрытию школ с государственной субсидией, провозглашая, что они должны либо стать всеобщими, либо полностью приватизироваться. Для их закрытия нет здравых причин помимо того, что школы с государственной субсидией являются отклонением от нормы и вряд ли удержатся после отмены в государственной начальной школе переходного экзамена [11-plus]. Левые, разумеется, этому только рады. На данный момент в Англии и Уэльсе остается 178 таких школ; все они, кроме двух, принимают учеников только одного пола. Восемьдесят одна школа обучает мальчиков, 95 - девочек. В них числятся примерно 3% всех учащихся средних школ, но 10% всех шестиклассников [это выпускной класс  - V.S.] Они сильно различаются по размеру. Большинство расположено в городских районах, многие - на севере Англии, причем 46 из них - в Ланкашире. В Йоркшире их 19, в Большом Лондоне - 20, семь в Бристоле и шесть в Ньюкасле. На территории Уэльса их всего четыре. Среди абитуриентов преобладают выпускники государственной школы. В 1968 году в таких школах проходили обучение 101 236 старшеклассников (51 263 мальчика и 49 973 девочки). Местные органы образования оплачивают обучение 60% от общего числа (60 550) учеников. В докладе Доннисона признается, что почти 80% бюджетных мест занимают выпускники государственной начальной школы. Но Доннисон недоволен: «Школы с государственной субсидией - это учебные заведения преимущественно для буржуазии. Их общий характер очевиден. Три четверти учеников имеют родителей-служащих; у трех из пяти отцы - лица свободных профессий либо руководители. Лишь каждый тринадцатый приходит из семьи неквалифицированных или малоквалифицированных рабочих». Иными словами, примерно четверть учеников  имеет родителей из рабочей среды, а у 40% родители не относятся ни к лицам свободных профессий, ни к руководству. Можем ли мы сегодня назвать хотя бы одну подобную школу соответствующего уровня?
Единственное рациональное зерно в докладе Доннисона, которому шестью годами позже будет рабски следовать новое лейбористское правительство, состоит в том, что подобные школы полностью опираются на принцип отбора по способностям. Поэтому они несовместимы с системой, которая, в общем и целом, его не придерживается. Поэтому их необходимо либо перевести во всеобщие, либо приватизировать. В самих по себе школах с государственной субсидией нет ничего дурного; совсем наоборот. Единственная претензия - то, что они не принимают в достаточном количестве на бесплатные места учеников из семей неквалифицированных или малоквалифицированных рабочих. Предложение Доннисона идеально демонстрирует главенство идеологии над результатом, характерное для всего периода реформ.
В итоге обе партии разделят верование общественности в то, что Революция Всеобуча удалась - или хотя бы удалась настолько, чтобы тема отбора по способностям была объявлена отныне исчерпанной навсегда. Данная заявка заставит многих видных политиков испытать душевные содрогания в связи с образованием собственных детей. Реализацию доклада Доннисона отложит - но не задушит окончательно - проигрыш лейбористов на июньских выборах. Ширли Вильямс, бывший замминистра по делам школ при Энтони Кросленде и будущий министр образования с 1976 по 1979 годы, вскоре решит отправить свою дочь Ребекку именно в такую школу - «Годольфин и Латимер». Позднее это приведет к проблемам как для самого политика, так и для ее ребенка.
В июне консерваторы возвращаются к власти, но назначение Маргарет Тэтчер на должность министра образования, несмотря на несколько ослабшее давление из центра, нашу Революцию Всеобуча нисколько не тормозит. Премьер-министр Эдуард Хит перемены определенно поддерживает - как и многие консервативные органы власти на местах.
Количество всеобщих школ с 1 250 в 1970 году вырастает до 2 677 в году 1974-м. В период между 1971 и 1978 годами закрывается 650 классических гимназий. Доля гимназистов с 25% в 1964 году к середине 1970-х падает до десяти и опускается ниже 5% к концу 1970-х. По завершении процесса в Англии уцелеют всего 163 гимназии, в Уэльсе - ни одной. Лишь десять местных органов образования (из 151, распоряжающегося средними школами) сохраняют систему отбора в полном объеме. К 2016 году в Англии останется 120 школ, подпадающих под рубрику «нового типа». Многие станут называться «академиями» и прежнего названия более не используют.

1971. В книге «Новая анатомия Британии» Энтони Сэмпсон утверждает: «Приток гимназистов в Оксбридж превратился в потоп… [И]нтеллектом и честолюбием они уверенно состязаются с мальчишками из частных школ». Социал-либерал Сэмпсон в различных выпусках «Анатомии Британии» фиксирует стремительность и мощь этой революции с самого начала 1960-х. В его устах данная констатация является самой выразительной за все годы. Но к тому времени, как эти слова были опубликованы, они уже перестали отражать реальность.
В исследованиях отмечается, что около 35% школ всеобуча используют «смешанное группирование первоклассников в той или иной форме». Доля тех школ, которые сохранили у себя традиционное разбиение по способностям, упала до 5%.
Романист Саймон Рейвен, сам выпускник Чартерхауса [одной из девяти знаменитых частных школ-пансионов Англии - V.S.] и великий сноб, в качестве любопытного подтверждения той точки зрения, что многие старинные частные школы давали не самое лучшее образование, в романе «Труби отбой» рисует следующую картину, взятую из 1940-х годов. Консервативный парламентарий сэр Эдвин Палтус посещает британское офицерское училище в Индии.
«- Эй, ты, - гавкнул он в лицо третьему по счету курсанту, - кто выиграл Битву при Пла̀си? [более известна по-русски как Битва при Плесси - V.S.]
- Клайв, сэр, - ответил ему курсант, который, к счастью, оказался из гимназического взвода и обладал поэтому сносным представлением об истории».

1972. Минимальный выпускной возраст поднимают до 16 лет - примерно через четверть века после того, как его подняли до 15 лет.

1974. В школах Манчестера и Шеффилда, недавно преобразованных во всеобщие, наблюдается резкое падение числа поданных заявок на выпускной экзамен начального уровня [O-level]. Как утверждается, школы с государственной субсидией и избежавшие реорганизации католические школы в тех же районах этой тенденцией не затронуты. Как сообщают, экспериментальное совмещение ЭГА начального уровня и ЭСО, которое 12 лет спустя превратится в ЭГАС, уже идет полным ходом по инициативе Школьной комиссии, «прогрессивной» бюджетной неправительственной организации той эпохи. В манифесте к октябрьскому голосованию на вторых в этом году всеобщих выборах лейбористы обещают закрыть все школы с государственной субсидией. Лейбористский политик и рыцарь всеобуча Ширли Вильямс, чья дочь Ребекка на тот момент как раз и посещает всеобщую школу, идет под этим лозунгом в парламент. Во влиятельных печатных органах ощущаются первые отблески сомнения по поводу всеобуча: как в «Таймс» (статья Рональда Батта), так и в «Гардиан» (статья Джилл Твиди).

1975. Система оценок на ЭГА начального уровня (GCE O level) пересматривается в сторону облегчения. До 1975 года соперничающие коллегии оценивали экзаменационные работы по-разному. Некоторые выставляли оценки от «A» до «H», причем «F», «G» и «H» считались неудовлетворительными и не давали права на аттестат. Другие ставили оценки от «1» до «9», где считались неудовлетворительными и не давали права на аттестат оценки «7», «8» и «9».
После реформы оценок остается всего пять: «A», «B» и «C» становятся эквивалентами бывших удовлетворительных отметок от «1» до «6» и от «A» до «E». Но аттестат теперь выдают и тем, кто получил новые оценки «D» и «E». Они примерно соответствуют прежним неудовлетворительным отметкам. В номере «Дейли мейл» Линда Ли-Поттер сокрушается: «Правительство упраздняет понятия “сдал”-“провалил”, так как считает ошибкой сообщать детям, что они “провалились”».

1976. Лейбористский министр образования Фред Маллей [который провел пять лет в германском плену и за это время, с 1940 по 1945 годы, выучился заочно на бакалавра экономики в Лондонском университете!!! - V.S.] окончательно принуждает школы с государственным субсидированием выбрать между полной приватизацией и преобразованием во всеобщие. Из 154 существующих на тот момент школ с государственным субсидированием 51 соглашается стать всеобщей в рамках государственного сектора. Большинство же, в том числе «Годольфин и Латимер», становятся частными. К уцелевшим примерам подобных школ, ныне ставших полностью платными, можно отнести «Школу им. Латимера для старшеклассников» (которую когда-то еще бесплатно посещал будущий актер Королевской шекспировской труппы Алан Рикмен, сын маляра и обойщицы), Оксфордскую среднюю школу для девочек, школу при колледже св. Магдалины в Оксфорде и Манчестерскую классическую гимназию - одни из лучших средних школ Англии. Бывший директор одной такой школы лорд Джеймс заявляет в палате лордов:
- Будь я не фабианским социалистом, а махровым тори - таким тори, какого уже не встретишь даже на газетных карикатурах, тем тори, что̀ искренне  верит  в привилегии и презирает низшие классы - первым делом я избавился бы от классических гимназий и, самое главное, просто рукоплескал бы нашим сегодняшним с вами успехам по уничтожению школ с государственной субсидией.
В жизни нового министра образования Ширли Вильямс (она сменила Маллея в сентябре 1976 года), получившей платное образование, складывается неловкая ситуация. Она активно участвует в ликвидации того типа школ, какую посещает ее собственная дочь. После некоторых семейных треволнений Ребекку Вильямс переводят в Камденскую школу для девочек, бывшую государственную гимназию, весьма удаленную от ее дома в Хаммерсмите, которую недавно объявили всеобщей, но которая все еще имеет гимназический класс.
Через эту промежуточную стадию проходят многие классические гимназии - хотя и не все, ни тогда, ни потом. Будущий консервативный парламентарий Анна Субри [Soubry], дочь мелкого бизнесмена, посещает классическую гимназию им. Генри Хартленда - редчайшее учебное заведение подобного рода, открытое в 1962 году, - когда в 1970 году та вдруг становится всеобщей на третьем году ее пребывания в стенах школы. В этот переходный период учиться в классической гимназии доводится и двум другим позднее известным школьницам. Будущий премьер-министр Вликобритании Тереза Брейзир [Brasier], дочка викария, учится в классической гимназии для девочек «Холтон-Парк», куда она поступила в 1969 году в возрасте 13 лет. В своей биографии об этом факте она предпочитает не упоминать. Она назовет ее «Всеобщей школой в Витли-Парке», но так она станет называться лишь к концу срока обучения Терезы. В 1971 году основанную в 1949 году гимназию сольют со школой «нового типа» «Шотовер». Но гимназический класс в ней сохранится, так что будущий премьер Тереза Мэй все же сможет выиграть для себя бесплатное место в Оксфорде.
Будущий генсек Британского совета профсоюзов Франсес О’Грейди, дочка цехового уполномоченного на автомобильном заводе в Каули, ходит в школу «Милемский брод», классическую гимназию для девочек в Оксфорде. Это бывшая частная школа для девочек, которую выкупил городской совет Оксфорда. Официально гимназией она стала в 1944 году  - напоминание о том, насколько дряхлой была система среднего образования в Англии до 1944 года. В 1973 году, вскоре после поступления туда г‑жи О’Грейди, школа становится всеобщей. Перед тем, как ее окончательно закроют в 2003 году, она будет оставаться последней в Оксфорде государственной школой только для девочек.

1979. К концу года доля учащихся всеобщих школ в государственной системе среднего образования вырастет до 85.9% по сравнению с 68.6% в 1975 году. Перемены идут гигантскими темпами. Только в 1974-75 годах открывают 400 новых всеобщих школ. Уникальный случай в истории школьных реформ двадцатого века: перемены касаются не только создания новых школ, которые гадательно еще смогут или не смогут оказаться хорошими, но и уничтожения множества классических гимназий, в хорошем качестве которых никто даже не сомневается.

1980. В этом году происходит окончательное исчезновение школ с государственной субсидией. Многие из них предпочитают стать независимыми и платными, завершая тем самым долгую и счастливую эпоху сотрудничества государственного и частного образования. Политики, представляющие все партии, часто заявляют о желательности подобного взаимодействия.  Однако, пока оно существует, его уничтожают лейбористы и не спасают консерваторы. Правительство Тэтчер даже не пытается спасти или воскресить школы с государственной субсидией, предпочтя им недолговечную, сравнительно мелкую и подверженную частым злоупотреблениям (ибо она основана на оценке заявленной потребности [mean-tested]) программу «Бесплатные места» [Assisted Places]. Согласно этому плану расходы по обучению небольшого числа учеников независимых школ берет на себя налогоплательщик. В 1997 году правительство Блэра поспешно закроет этот узкий и плохо обоснованный обходной маршрут.

1983. В докладе Каролины Кокс и Джона Маркса «Уровень образования в школах Англии» приводится анализ экзаменационных оценок у 350 000 детей из 2 000 школ. Исследование показывает, что учащиеся школ «нового типа» и классических гимназий на экзамене ЭГА начального уровня получают более высокие оценки, чем ученики школ всеобуча - как в национальном масштабе, так и в границах конкретных общественных групп. Особенно хорошо проявляют себя школы «нового типа». Образовательное ведомство при поддержке прессы пытается опорочить выводы доклада, но в конце концов его реабилитируют.

1988. Закрывается последняя гимназия в Уэльсе. После долгих проволочек наконец-то вводят ЭГАС - экзамен на государственный аттестат о среднем образовании. Эта система в действительности рассчитана как раз на школы всеобуча и соединяет в себе ЭГА начального уровня и ЭСО подобно тому, как ранее «соединили» классическую гимназию и школу «нового типа». Оценки варьируются в диапазоне от «A» (в 1994 году после жалоб на легкость, с коей выдаются оценки «A», введут оценку «A+») до «G». Отметки «F» и «G» соответствуют прежним отметкам «4» и «5» на ЭСО и верхней половине отметки «U» («смотрено») ЭГА начального уровня после 1975 года. В 2017 году в Англии (но не в Уэльсе) оценки будут идти от высшей «девятки» вниз до «единицы». Отдельные частные школы считают систему ЭГАС неудовлетворительной и используют вместо нее «международный» ЭГАС, который, по их утверждениям, отчасти сохранил строгость старого ЭГА. Но в целом данные перемены идут на пользу платным школам, которые мгновенно обнаруживают, что при новой системе их ученики получают самые высокие оценки, причем с куда меньшими усилиями, чем прежде. Инфляция валюты позволяет реально мелким купюрам выглядеть крупнее.

1992. Консервативный министр образования Кеннет Кларк, учившийся в платной средней школе Ноттингема по стипендии, объявляет нейтралитет по отношению к различным типам государственной школы. Он заявляет: «Правительство не собирается навязывать школам конкретную организационную форму. В деле открытия школ я верю в разнообразие и готов рассмотреть любую заявку на изменение вида школы, представленную местными образовательными органами».

1994. Получивший частное образование вождь лейбористов Энтони Блэр (он посещал привилегированную платную школу Феттис в Эдинбурге) вызывает пересуды, отправляя одного из своих детей в лондонскую римско-католическую школу «Проповедник» на западе Лондона, расположенную довольно адлеко от его дома в Ислингтоне. Он предпочитает ее ближайшим к дому всеобщим школам, действительно пользующимся дурной репутацией. Левые нападают на него за пренебрежительное отношение к соседним школам. Консерваторы нападают на него за пользование служебными привилегиями, которые сочетаются у него с претензией на близость к простому человеку. Когда ваш автор в газете «Дейли экспресс» критикует чету Блэр за манкирование системой всеобуча, которую они навязывают всем остальным, чета Блэр выражает протест. В итоге они соглашаются с моим уточнением, в котором ваш автор признаёт, что «Проповедник» - всеобщая школа в той же ровно мере, в какой здание по адресу Даунинг-стрит, 10 [резиденция британского премьера - V.S.] является жилым домом в спальном районе. Событие это возвещает наступление новой эпохи, когда политики из крупнейших партий разыгрывают из себя сторонников системы всеобуча, в то же время пытаясь увильнуть от нее на практике. В это время элита из числа «новых лейбористов» испытывает многочисленные трудности, касающиеся вопросов образования. Некоторые (католики по религии) в поисках хорошей государственной школы избирают блэровский путь. Другие же перебираются в дорогие зоны охвата престижных (и, по крайней мере, частично раздельных) государственных учебных заведений Лондона вроде школы им. Вильяма Эллиса и Камденской школы для девочек. Друг Блэра и будущий министр финансов Чарльз Фальконер не проходит на предварительном слушании по выдвижению в парламент, так как отказывается забрать своих детей из платных школ. Чтобы позволить другу занять министерское кресло, Блэр производит его в пэры. В 2007 году тогдашний министр образования Руфь Келли забирает своего сына из государственной школы и посылает его в частную платную школу по причине его «особых потребностей» [британский эвфемизм для умственно или физически недоразвитых - V.S.], каковые, по всей видимости, государственная система образования предоставить не в состоянии. В 2003 году станет известно, что парламентарий от лейбористов Диана Эббот, сама посещавшая классическую гимназию, отправила своего сына в платную школу в Сити, а не в местную всеобщую школу. Она согласится с тем, что это ее решение «не имеет оправданий». Другая видная деятельница Лейбористкой партии Гарриет Хармен, сама обучавшаяся в платной школе для девочек св. Павла, как выяснится позднее, отправила одну из дочерей в школу «Серое пальто» - англиканское учебное заведение для девочек, куда позднее обратит свой взор и министр-консерватор Майкл Гоув. Также она направляет одного из своих сыновей в [католическую] лондонскую школу «Проповедник», а другого - в [англиканскую] школу св. Олафа, чудом выжившую классическую гимназию в Кенте. На какое-то время этот выбор дает пищу пересудам, которые, однако, ни к чему не приводят. Освещение в прессе, и левой, и правой, сосредоточивается на лицемерии отдельных лиц, а не на гигантской пропасти между официально провозглашаемой догмой всеобуча, под которой подписались все политические деятели страны, и суровой действительностью - которая заключается в том, что всеобщая школа не так уж и хороша.
Пресс-секретарь и старший советник Блэра Аластер Кэмпбелл в 2001 году испечет термин «захолустный всеобуч», заявив (вероятно, слишком самонадеянно): «Время захолустного всеобуча прошло». Большинство поймет его так, что он имеет в виду те самые школы, с которыми вынуждены ежедневно мириться едва ли не все голосующие за лейбористов.

1997. Предвыборный манифест Консервативной партии обещает, что правительство тори «поможет школам стать гимназиями в каждом крупном городе, где этого захотят родители». На всеобщих выборах побеждают лейбористы.

(Окончание следует...)

verba magistri

Previous post Next post
Up