Скажите, кстати, зачем он так не терпит знати? (дополнено)

Apr 14, 2024 17:08



Шари Дери

Еще одним дурацким щелчком по человеческому достоинству венгров стала затеянная Ракоши в апреле-мае 1951 года массовая депортация из городов «буржуазных и враждебных» элементов. На то, чтобы собраться, жертвам выселения давались одни сутки. Поклажи с собой разрешалось взять меньше, чем берет в рейс пассажир современных авиалиний; направляли их в самые отдаленные и незавидные районы Венгрии.

Чем заслужила высылку Шари Дери, одна из самых красивых молодых актрис Будапешта? Тем ли, что супругом у нее был граф, или же она с излишней дерзостью отвергла ухаживания какого-нибудь «чинуши»? Ее выжили из столицы и травили, заставляли работать уборщицей, посудомойкой и кухаркой и наконец сгубили, не оказав ей вовремя медицинскую помощь. Она умерла от аппендицита. 



Алиса за рулем рядом отцом графом Яношем Эстерхази, матерью, урожд. графиней Ливией Шереньи, и старшим братом Яношем, ок. 1934 года

А вот еще одна врагиня Ракоши. Мы встречаем ее во врачебном кабинете д‑ра Джорджа Девере из Корнеллского университета. Ей 24 года, она дочь графини Шереньи и племянница князя Пала Эстерхази, владельца огромных поместий. Отец ее возглавлял борьбу с фашистами в Словакии, но в 1945 году его схватила Красная армия.
Сегодня эта милая девушка изучает экономику в Нью-Йорке. В каждом ее слове сквозит благородное происхождение.


- Я пряталась в подвале нашего имения, так как еще одну девочку изнасиловали, и всех нас ограбили. Маме прострелили бедро, отца отправили в Сибирь. Месяц назад он умер в тюрьме.
- В Сибири?
- Нет, в 1949 году он вернулся в Венгрию.


Она рассказывает, как в 1945 году вместе с матерью и братом пробиралась в Будапешт и как они отстроили свой разрушенный городской дом только для того, чтобы в 1948 году коммунисты его национализировали. К ним подселили еще три семьи. Поскольку ей как классово чуждому элементу запретили поступать в университет, она работала машинисткой, пока в апреле 1951 года их не настигло последнее несчастье - высылка.
Вместе с матерью-графиней их отвезли в удаленное село и вместе с другими классово чуждыми повесили на шею крестьянской семье. Три года они прожили в страхе, что их вышлют еще дальше на восток - в Россию. Графиню мучили кошмары, frász napok, и она начинала визжать, когда в дверь кто-то стучал. В 1952 году ее поместили в психиатрическую клинику, где она и умерла, а дочь бросили за решетку как представляющую «угрозу для государства».
В лагере девушка встретила бывших парламентариев, представителей аристократии и жен экспроприированных капиталистов. Целая маленькая страна забытых имен.

За окнами врачебного кабинета стоит нью-йоркская весна, сегодня 18 апреля 1957 года.
А в кабинете внезапно оживает хрустальный мир австро-венгерской аристократии.

Психиатр Девере, который изучает извивы сердца этой молодой женщины, потрясен ее реакцией на стандартный вопрос об эротических сновидениях. Она говорит ему:
- Как я представляю себе, если не имеешь сексуального опыта, настоящие сексуальные сновидения невозможны - только сны о поцелуях. Именно такие эротические сновидения бывают и у меня.
Д-р Девере теряет дар речи. Он интересуется, почему, в отличие от большинства двадцатичетырехлетних женщин, у нее нет сексуального опыта.
- Мне с детства внушали, что его и не должно быть до брака, - объясняет она с мягким упреком. - Кроме того, с 1951 по 1953 годы я провела в тюрьме и не была подвержена сексуальным искушениям.
- Конечно, я больше не в тюрьме, - хладнокровно продолжает молодая графиня. - Но я все равно не стану этого делать. Сберегу себя до свадьбы. Дело в том, что раз уж я смогла пережить трудные времена и остаться честной девушкой, то побуду ею еще немного.

Это совершенно непостижимо, когда современное марксистское государство смертельно боится подобных «врагов»; но с другой стороны, возможно, что, в конце концов, это совершенно логично.

(От переводчика: Здесь мы можем поправить Алису Ливию Марию Елизавету Эстерхази, р. 1.11.1932. Она ошиблась, но непреднамеренно. Как это было принято у СССР и его сателлитов, о судьбе арестованных родственникам ничего не сообщали и запрещали любые контакты. Густав Гусак, когда Эстерхази в 1945 году обратился к нему по поводу судьбы венгерского меньшинства, велел его схватить и передать НКВД. В Москве ему дали десять лет принудительных работ. В Сибири граф заболел туберкулезом. В 1947 году Верховный суд Словакии заочно приговорил его к смертной казни через повешение. В апреле 1949 года советские власти передали Эстерхази Чехословакии. Смертный приговор заменили пожизненным заключением. Умер он в моравской тюрьме Миров 8.03.1957. Ок. 2020 года Католическая церковь начала процедуру его беатификации.


Четырнадцатого марта 1970 года, т.е. в возрасте 37 лет, Алиса вышла замуж за барона Джоаккино Мальфатти ди Монтетретто. В 2018 году она была еще жива.


Алиса Эстерхази-Мальфатти и президент Польши
)

Но было и хорошее.
По злой иронии судьбы этот новый Красный Террор не разбирал чинов и рангов. Дошла очередь и до Яноша Кадара. В конце 1950 года главарь СГБ Габор Петер просеменил в камеру к Сакашицу, размахивая какой-то бумажкой.
- Мы разоблачили Кадара как агента империализма, - воскликнул он. - И вы дадите на него показания!
- Пусть сожрут друг друга! - решил этот социал-демократ и подписал документ.


Кадар



Розенкранц и Гильденстерн И. Ковач и Кишш

Для Яноша Кадара это был жестокий удар. Он исполнял всё, что требовалось от истинного коммуниста. После разрыва с Тито он вернул югославские правительственные награды и помог инсценировать процесс над своим ближайшим другом Райком.
В апреле 1951 года его арестовали и бросили в тюрьму без суда и следствия. Главных партийных «чинуш» собрали в ЦК и сообщили, что ранее Ракоши обвинил Кадара в работе на империалистические разведки и что Кадар, само собой, попытался скрыться. Во дворе им показали настоящий изрешеченный пулями автомобиль, на котором Кадар, как утверждалось, пытался прорваться через границу. Свидетелями стычки между Ракоши и Кадаром, объяснили им, якобы стали два партийных чиновника, Кароль Кишш и Иштван Ковач. Для обоих этот рассказ стал новостью, но от опровержений оба они деликатно воздержались.



Фаркаш-мл. и Фаркаш-ст.
В заключении Кадара не щадили. Его пытали до бесчувствия, а приходил он в себя, когда полковник СГБ Владимир Фаркаш, сын одного из главных еврейских дружков Ракоши, мочился ему в лицо. Когда через три года Кадара окончательно освободили, сотрудник ЦРУ докладывал следующее: «Ногти на левой руке отсутствуют. Его допрашивали самым зверским образом, предположительно по личному указанию Михая Фаркаша».

"Восстание в Венгрии. 1956", новые главы в русском переводе (pdf)

Ирвинг, Венгрия

Previous post Next post
Up