Место проведения:
Мир искусства
ул. Долгоруковская, д. 33, стр. 3
+ 7 (499) 978-66-19
Web:
http://www.chronotop.ru/ 24 августа в 16:30 состоится кинопоказ документального фильма «Расширенное смотрение Михаила Матюшина».
Вход свободный.
Фильм о ближайшем друге Казимира Малевича
Михаиле Матюшине, создателе органического направления в искусстве русского авангарда. Художник, музыкант, скульптор, композитор, педагог, теоретик цвета, он с помощью специального мистического тренинга ("расширенное смотрение") хотел научить художников расширить угол зрения, то есть учил их видеть затылком.
Михаи́л Васи́льевич Матю́шин (1861, Нижний Новгород[1] - 14 октября 1934 года, Ленинград) - русский художник, музыкант, теоретик искусства, один из лидеров русского авангарда первой половины 20 в. Композитор футуристической оперы «Победа над Солнцем», 1910, прославившей Казимира Малевича.
ИССЛЕДОВАНИЕ ЦВЕТА ("эзотерика цвета"):В 1911 г. Матюшин прочитал книги математика-теософа П. Д. Успенского, передающие целостный метод восприятия и познания мира, Вселенной, человека. Это произвело переворот в его творческом сознании, все созданное Матюшиным впоследствии отражает и разрабатывает идеи, содержащиеся в трудах Успенского.
Пётр Демья́нович Успе́нский (5 мая 1878, Москва - 2 октября 1947, Лайн-плейс, Суррей, Англия) - русский философ, теософ, эзотерик, журналист и писатель, математик по образованию, сподвижник мистика
Г.И.Гурджиева (система Гурджиева-Успенского: "четвертое (духовное) измерение). Проявлял интерес к метафизическим (космологическим) идеям четвёртого измерения, применяя логико-аналитический подход к изучению Мистицизма. Одним из первых высказал идею плодотворности синтеза идей Психологии и Эзотерики, ведущего к более высокому уровню осмысленности жизни человека.
В живописи начиная с середины 1910-х годов Матюшин развивал идею
«расширенного смотрения», возникшую под влиянием теории «четвертого измерения» математика-теософа П. Д. Успенского. Вместе со своими учениками он организовал группу «Зорвед» (от «вЗОР» и «ВЕДать»). Помимо духовного аспекта теория расширенного смотрения включает в себя идею объединения сумеречного (угол зрения до 180 градусов) и дневного (угол зрения около 30-60 градусов) зрения для обогащения впечатлений и знаний о натуре.
В период работы М. В. Матюшина в ГИНХУКе (Государственный Университет Художественной Культуры) группой «Зорвед» проводились исследования в области воздействия цвета на наблюдателя, в результате которых были открыты формообразующие свойства цвета - то есть влияние цветового оттенка на восприятие формы наблюдателем. При длительном наблюдении за свойствами восприятия цвета и формы были сделаны некоторые выводы об общих закономерностях изменяемости цвета и формы: что теплый цвет «смягчает», округляет острую форму, холодный цвет округлую форму - заостряет.
Творчество, по определению Матюшина, есть не что иное, как "собранность интеллектуальных и физических способностей человека в одном усилии воли и толчка, порождающем наибольшую ценность из всего, что существо способно произвести". Такое понимание творческого процесса подвело Матюшина изучению законов физиологии человека. Опыты и наблюдения его "школы" велись в направлении взаимодействия "осязания, слуxa, зрения и мысли".
Второй составляющей теории "расширенного смотрения" стало учение о трех взаимодействующих цветах, создающих ощущение гармонии в восприятии человека. Речь идет о том, что каждый основной цвет в нейтральном пространстве вокруг воссоздает в нашем восприятии второй цвет, контрастный основному, и вместе они создают третий, дополнительный ("цвет индукции").
Это - цветовой «трепет» самой Природы, рассматриваемой как органическая часть Вселенной. «Видимое небо не пустое пространство, а самое живое тело Мира, плотность которого мы не чувствуем, но которое превосходит все. Земля и солнце только светящие точки огромного тела. Земная орбита - не след движения земли, а самое тело земли; тело солнца проходит сквозь тело земли».
ИССЛЕДОВАНИЕ ЗВУКА ("эзотерика звука"):
Исследование звука шло в нескольких направлениях: звук в соединении с окружающей средой, в соединении с разной формой, с движением цветной среды, с движением разных форм, с движением окрашенной среды и окрашенной формы, и с контрастом, возникшим вокруг этой формы.
Эти направления работы над звуком аналогичны работе над цветом. Матюшин сопоставляет семиступенную гамму в звуке с цветом. «...Звучание есть та же волна колебания, что и цвет - писал он в 1926-27 гг. - И слова «малиновый звон», тонкий звук, густой, прозрачный, блестящий, матовый, определяют, ясно показывают, что наш глаз как бы и наше ухо как бы ». Как и в цвете необходимо найти связь основы и среды при помощи закономерно появляющегося «сцепляющего» звука. «Аналогия цвета и звука - моя работа по цвету: основа, среда, сцепление, дает мне указание как действовать в анализе звука» - писал Матюшин в 1933 году.