Горбачев и его затеи

Jan 01, 2025 14:21


  Каждая новая дата М.С.Горбачева показывает,что никто ничего не понял - и у его затеи и его самого полно поклонников

------------------------------------------------

После первых же публичных заявлений Горбачева, декларирующих начало нового этапа развития СССР, Зиновьев мгновенно выступает с резкой, оглушающей критикой так называемой «перестройки». В своём интервью Пьетро Сормани для газеты «Il Corriere della Sera» Зиновьев утверждает, что принципы «свободы» и «демократии» в такой форме, как их понимают на Западе, никогда не будут реализованы в СССР.

«Горбачёв - говорит он, - постарается сделать нынешнюю систему более эффективной и совместимой с западной системой, чтобы преодолеть возникшие в стране трудности, но это не повлияет на самую систему».

Павел Фокин пишет об этой ситуации достаточно внятно: «В Горбачёве и горбачёвцах он [Зиновьев] видел лишь тщеславных и циничных карьеристов, подлинное лицо которых он хорошо знал по личному общению в СССР - многие из них, начиная с самого Горбачёва, были выпускниками МГУ, его «однокашниками». Он помнил, как они шли к «перестройке», он знал цену их «идеалов», он не обольщался относительно их целей.



«Никтожества» - говорил о них Зиновьев. «Пройдёт несколько лет, и „молодые“ советские руководители, дорвавшись до власти, постареют. И они окажутся лицом к лицу с объективной реальностью, которую не изменишь постановлением ЦК и демагогическими лозунгами. Огромная страна с многомиллионным населением всё равно будет жить так, как ей позволяют условия и законы социального бытия, а не так, как ей приказывают не в меру активные и тщеславные партийные карьеристы. Последние же наперегонки бросятся делать то, что делали их „старые“ предшественники - украшать себя орденами, присваивать себе чины, произносить речи и удовлетворять свои собственные растущие материальные потребности».

«Перестройка» обречена на неудачу. Причём, как по «субъективным», так и по «объективным» причинам.

Фокин пишет, что Зиновьев в этот период «не устаёт повторять, что ни у Горбачёва лично, ни у его окружения, ни у подведомственных ЦК аналитических структур нет ясного научного представления о сущности того строя, который они намереваются реформировать. Поэтому все кампании и инициативы - лишь [попытка] замаскировать свою беспомощность перед лицом реальных проблем…».

«У горбачёвского руководства - говорит Зиновьев, - хватило ума признать очевидные всем и общеизвестные недостатки советского общества и констатировать проблемы, от которых уже нельзя было дольше уклоняться. Но у него не хватило ни ума, ни мужества для того, чтобы допустить научное понимание самой сущности социальной системы, реальных причин очевидных недостатков и тех возможностей и „невозможностей“, которые лежат в самой системе. У него не хватило ни ума, ни мужества для того, чтобы выработать программу действий в соответствии с природой руководимой системы, а не с субъективными представлениями о ней и амбициями некоторой части партийных чиновников, дорвавшихся до власти».

С точки зрения Зиновьева, объявленная Горбачёвым «революция сверху» неминуемо обернётся новым насилием над жизнью, следствием которого будет ухудшение и без того скудных условий существования [населения], рост социальной напряжённости, нравственная и культурная деградация.

Фокин справедливо отмечает, что, «как и следовало ожидать, резкая атака [со стороны Зиновьева] на Горбачева и его окружение вызвала удивление, недоумение, возмущение, протест. Многие представители русской эмиграции разных поколений, западные и российские интеллектуалы видели в политике «гласности» и «перестройки» стремление к положительным преобразованиям, связывали с ней надежды на гуманизацию советской системы, обретение советскими людьми духовной свободы.

Быть «противником перестройки» значило быть ретроградом и консерватором. Самые «добрые»… объясняли критику Зиновьева его чудаческим стремлением всё время удивлять и эпатировать окружающих своими нестандартными мнениями и взглядами. Менее снисходительные просто объявили его сумасшедшим».

В январе 1987 года Зиновьев пишет [в частном письме]: «Сейчас я пишу много статей о горбачевизме и о настроениях, порождённых им. И как обычно, моё мнение вступает в конфликт с идиотизмом, охватившим планету. Люди упорно не хотят слушать правду, когда она актуальна. Они признают её постфактум, когда она теряет смысл, причём - признают, чтобы помешать новой актуальной правде»

СССР

Previous post Next post
Up