Александр Зеличенко 30 июль 2015 г. ·
Камо грядеши?
Политическая философия власти и политическая философия оппозиции, обе базируются на определенных исторических, или, если хотите слово красивей, историософских представлениях. О попытках философов от власти пятиться в будущее говорить не очень интересно - головы там заняты не интересами народа и не будущим. А вот об историософии оппозиционеров (я говорю, естественно, о либеральной части оппозиции) поговорить стоит. Потому что она не просто ошибочна теоретически, но и к выводам практическим ведет к самым опасным.
Аксиомы (они же мифы) в основе этой историософии лежат такие.
Первая - есть столбовая дорога истории, которой идут все народы.
Вторая - столбовая дорога ведет к общественному устройству современных западных демократий. Ну, или чуть дальше. Там конечная точка.
Третья - Россия шла столбовой дорогой пока ее не столкнули с верного пути в 17-м году, после чего она всё никак на столбовую дорогу не выберется. В общем, сбились мы, бес нас попутал и кружит по сторонам.
Где ошибки? Их несколько.
Первая - никакой столбовой дороги нет. Есть несколько троп, идущих Наверх, - в направлении вершины горы. В направлении, но не к самой вершине. Каждый народ (или точнее - сверхнарод, суперэтнос) поднимается своей тропой до того уровня, до которого его тропа позволяет подняться. "Подняться" имеет смысл психологический - стать лучше: умнее и добрее, главным образом - умнее; другие добродетели здесь производны от сложности сознания.
Пройдя свою тропу, народ исчезает. Исчезает как народ. Так исчезли, например, шумеры, или древние египтяне, или древние греки, или инки, или китайцы Конфуция. Биологические потомки людей народа при этом, естественно, остаются, но народом они быть перестают. Хотя могут при определенных обстоятельствах со временем стать новым народом (что, минимум, трижды случалось с китайцами), или влиться в новый народ (как это произошло с греками), а иногда - и в несколько новых народов (судьба египтян).
Разными тропами можно подниматься до одинакового уровня, но при одинаковости уровня развития сами формы ментального устройства и общественного устройства у идущих разными тропами могут быть совершенно разными. Такую одинаковость высоты при разности ментально-социальных форм мы видим, например, когда сравниваем буддистов и христиан, или греков середины первого тысячелетия до нашей эры с современными им китайцами. То же самое мы видим, сравнивая с мусульманами времени Руми ранних европейцев, догонявших по уровню развития мусульман, но следующих при этом не мусуьманской, а своей собственной, западноевропейской тропой.
Вторая ошибка. Хотя нам трудно смотреть вперед, особенно на века: мы там просто почти ничего не видим - но весь наш опыт учит тому, что кажущееся непревосходимо высоким современникам для их потомков оказывается давно пройденным этапом. Так что никакого идеала в общественном устройстве западных демократий нет. Оно - самое совершенное, но только из известных нам форм. Вместе с тем, совершенно очевидны и его недостатки или даже пороки. Писать о них на русском языке сегодня, когда наше общество горячечно бредит собственным величием, пожалуй, "непедагогично", но они есть, и не нужно сверхзоркости, чтобы их видеть.
Ошибка третья. Тропа России - это не тропа Европы. Россия следовала двести лет за Европой, хотя опять-таки - не той же тропой, а параллельной. Но с начала 20-го века дороги наши стали расходиться.
Этот тезис можно и нужно разбирать подробней, анализируя все этапы нашей истории: дохристианский, домонгольский, монгольский, московский, имперский и советский - но, занимаясь таким анализом, очень важно не утонуть в деталях, не потерять лес за деревьями. "Лес" же заключается в том, что у нас свой путь: не европейский, не исламский, не китайский - свой. И на этом пути советское семидесятилетие не было блужданием вдали от накатанной дороги. Оно было прокладыванием новой тропы - тропы, которая вела сначала резко вверх, а позднее - в яму, где мы и пребываем сегодня.
Но яма эта тоже еще не конец нашего пути. И мало того, что не конец - это еще даже и не начало. Всю нашу тысячелетнюю историю роль России в мире второстепенна. Наш вклад в мировую культуру начал обозначаться только в последние 200 лет. Всё это тысячелетие было нашей предысторией, такой же как предысторией Европы было время между Юлием Цезарем и Карлом Великим. История же наша, когда мы в самом деле станем ведущими актерами исторической мистерии, еще только впереди. Пока мы только рождаемся. В грязи и боли. И, как всякого новорожденному, прежде чем мы научимся ходить, нам предстоит хорошенько отмыться и отучиться пачкать пеленки.
И наконец, последний вопрос - что же эта за вершина, куда поднимает человечество его история? Эта вершина - иной уровень сознания (и общественной организации, конечно, тоже, но она - следствие высокого сознания). Сознание будущего человека отличается от нашего тем же, чем наше отличается от сознания наших далеких предков: оно гораздо более сложное, гораздо более полно отражающее реальность, и, как следствие, гораздо более мудрое и доброе.
Это и есть наше "камо грядеши". Понимание этого "камо" и позволяет ответить на вопросы, что нам нужно делать и как.