МАРКИЗ, ЗАГЛЯНУВШИЙ НА 200 ЛЕТ ВПЕРЁД

Sep 13, 2022 21:00


Астольф де Кюстин  «Россия в 1839 году »

«Сохранить рассудок после двадцати лет пребывания на российском престоле может либо ангел, либо гений».

Наверное, вы подумали, что речь о спятившем подполковнике КГБ, грозящем миру из глубокого подземелья ядерным оружием. Но это написал 183 года назад о Николае I французский путешественник маркиз де Кюстин. Читая его книгу «Россия в 1839 году», то и дело теряешь ориентацию во времени: кажется, что выводы и наблюдения автора сделаны в наши дни. Привожу только малую их часть. Судите сами:

«Российская империя - это лагерная дисциплина вместо государственного устройства, это осадное положение, возведённое в ранг нормального состояния общества.»

«Империя эта при всей необъятности - не что иное, как тюрьма, ключ от которой в руках у императора; такое государство живо только победами и завоеваниями, а в мирное время ничто не может сравниться со злосчастьем его подданных.»

«В сердце русского народа кипит сильная, необузданная страсть к завоеваниям.»

«Народ, мечтающий о мировом господстве, и заискивающий перед нами в ожидании, пока он сможет нас завоевать…»

«Россия видит в Европе свою добычу, которая рано или поздно ей достанется вследствие наших раздоров; она разжигает у нас анархию, надеясь воспользоваться разложением, которому сама же способствовала, так как оно отвечает её замыслам.»



«Русские смогут на какой-то миг одолеть всех с помощью меча, но никогда с помощью мысли; а народ, которому нечего передать другим народам, тем, кого он хочет покорить, недолго будет оставаться сильнейшим.»

«Подлинное могущество не нуждается в хитростях. Отчего же вы хитрите без устали?.. Сколько уловок, сколько неловких обманов приходится вам пускать в ход, чтобы утаить хотя бы часть ваших целей и оставить за собою незаконно присвоенную роль! Вы намерены вершить судьбами Европы?! Мыслимое ли это дело? Ещё недавно вы были ордой, скованной страхом, ещё недавно повиновались приказам дикарей, - а нынче вы вознамерились отстаивать цивилизацию от народов сверхцивилизованных!»

«Русские гораздо более озабочены тем, чтобы заставить нас поверить в свою цивилизованность, нежели тем, чтобы стать цивилизованными на самом деле.»

«Дух беззакония спускается вниз по общественной лестнице и до самых основ пронизывает это несчастное общество… Из такого произвола рождается то, что здесь называют общественным порядком, то есть мрачный застой, пугающий покой, близкий к покою могильному; русские гордятся тем, что в их стране тишь да гладь.»

«В России единственный дозволенный шум суть крики восхищения.»

«В России разговор равен заговору, мысль равна бунту.»

«Покорство у русских - добродетель врождённая и вынужденная.»

«История составляет в России часть казённого имущества, это моральная собственность венценосца; её хранят в дворцовых подвалах вместе с сокровищами императорской династии и народу из неё показывают только то, что сочтут нужным. Память о том, что делалось вчера - достояние императора; по своему благоусмотрению исправляет он летописи страны, каждый день выдавая народу лишь ту историческую правду, которая согласна с мнимостями текущего дня.»

«Мало того, что русский деспотизм ни во что не ставит ни идеи, ни чувства, он ещё и перекраивает факты, борется против очевидности и побеждает в этой борьбе!»

«Лгать в этой стране означает охранять общество, сказать же правду значит совершить государственный переворот.»

«Русское православное духовенство всегда являло и будет являть собою своего рода ополченцев, лишь мундиром своим отличных от светских войск императора. Подчинённые императору попы и их епископы составляют особый полк клириков - только и всего.»

«Одному Господу - да ещё русским - известно, велико ли удовольствие присутствовать на параде! В России любовь к смотрам не знает границ.»

«Их армия, блистающая на парадах отменной дисциплиной и выправкой, состоит, за исключением нескольких избранных частей, из людей, которых публике предъявляют в красивой форме, а за стенами казарм содержат в грязи. Цвет лица измождённых солдат выдаёт их страдания и голод - ибо поставщики обворовывают этих несчастных, а те получают слишком скудное жалованье, чтобы, тратя его частично на лучшую пищу, удовлетворять свои потребности.»

«Воровство укоренилось в их нравах, а потому воры живут с совершенно чистою совестью, и физиономия их до конца дней выражает безмятежный покой. На память мне то и дело приходит поговорка, непрестанно звучащая у них в устах: «И Христос бы крал, кабы за руки не прибили».

«Всякий губернатор знает, что ему, как и большинству его собратьев, грозит провести остаток своих дней в Сибири. Если, однако, за время своего губернаторства он исхитрится наворовать довольно, чтобы в нужный момент защитить себя в суде, то он выпутается; если же (случай невозможный) он остался бы честен и беден, то пропал бы. Замечание это не моё, мне доводилось слышать его от нескольких русских, которых я считаю достойными доверия, но воздержусь называть их имена.»

«Кто скажет мне, до чего может дойти общество, в основании которого не заложено человеческое достоинство? Я не устаю повторять: чтобы вывести здешний народ из ничтожества, требуется всё уничтожить и пересоздать заново.»

«Когда над Россией взойдёт солнце гласности, весь мир содрогнётся от высвеченных им несправедливостей - не только старинных, но и творимых каждодневно и поныне.»

«Если народ живёт в оковах, значит, он достоин такой участи; тиранию создают сами нации.»

Приводить подобные цитаты можно долго. Эта книга в четырёх томах отвечает на множество вопросов в адрес нынешней России.

Почему миллионы её граждан верят запредельно лживой пропаганде? «Для русских слова важнее реальности», объясняет де Кюстин.

Почему так называемая элита страны трепещет перед плюгавым диктатором и превозносит его? «Обо всех русских, какое бы положение они ни занимали, можно сказать, что они упиваются своим рабством».

Почему большинство россиян приветствуют агрессивные действия и планы нового фюрера? «Коленопреклонённый раб грезит о мировом господстве, надеясь смыть с себя позорное клеймо отказа от всякой общественной и личной вольности».

Лучше не скажешь…

О МАРКИЗЕ И ЕГО КНИГЕ

Де Кюстин был убеждённым монархистом, и это вполне понятно: его деда и отца казнили на гильотине во время Французской революции 1789-1799 гг. В Россию он отправился в надежде найти сильные доводы в пользу монархии, но увиденное там его ужаснуло. Свою книгу он заключил словами: «Если сын ваш будет недоволен Францией, скажите ему: «Поезжай в Россию». Такое путешествие пойдёт на благо каждому европейцу; повидав своими глазами эту страну, всякий станет доволен жизнью в любом другом месте. Всегда полезно знать, что есть на свете государство, где нет никакого места счастью, - ведь человек, по закону природы своей, не может быть счастлив без свободы».

«Тягостно влияние этой книги на русского, голова склоняется к груди, и руки опускаются; и тягостно оттого, что чувствуешь страшную правду, и досадно, что чужой дотронулся до больного места» (Александр Герцен).

«Прочёл целую книжку Кюстина. Много есть ужасающей правды о России… За изображение действий деспотизма, для нас часто неприметных, я готов поклониться ему в ноги» (историк Михаил Погодин).

Именно из-за «страшной, ужасающей правды» книга де Кюстина в течение полутора столетий фактически была под запретом и в царской России, и в СССР. Её впервые полностью издали на русском языке лишь в 1996 году! Издали, потому что хотели верить: она о безвозвратно ушедшем прошлом, - ведь в стране, казалось, победила демократия! Но деспотизм никуда не делся, а всего лишь взял на десять лет тайм-аут. В России не может быть иначе: «Тиранию создают сами нации», - пишет Кюстин.

Для справки. Эта книга состоит из тридцати шести пространных писем автора. В Сети есть урезанный более чем на треть вариант с тем же названием «Россия в 1839 году». Ищите полный.

О жизни в России

Previous post Next post
Up