Мечети Иерусалима

Sep 06, 2012 03:34

Избавляемся от путаницы. Я не зря решил сверить названия. Так вот.

Мечети Омара, Аль-Акса и Купол Скалы - три разных сооружения, которые не следует путать. Впрочем, два последних составляют единый комплекс Храмовой горы, т. е. стоят на месте разрушенного Иерусалимского храма.




Мечеть Омара расположена с южной стороны храма Гроба Господня (Воскресения Христова), в его внутреннем дворе. Ее возникновение связано с эпизодом, произошедшим при взятии Иерусалима арабами в 637 году. Халиф Омар (Умар ибн Хаттаб) был приглашен на молитву патриархом Софронием, но как мусульманин не пожалал молится в христианском храме и совершил молитву снаруже во дворе. На этом месте и была воздвигнута мечеть, получившая современный вид в 1193 году. Ее высокий минарет относится к еще более позднему времени. Перейдем к следующей постройке.






Мечеть Аль-Акса (араб. Отдаленная мечеть) расположена на Храмовой горе. Первоначально здесь был молитвенный дом халифа Омара, отсюда и возможная причина путаницы. Теперь это внушительное сооружение, вмещающее 5000 человек. Со стороны михраба над мечетью поставлен сравнительно скромный свинцовый купол. Тем ни менее именно ЭТА мечеть является третьей по значению святыней мусульман после Мекки и Медины. Но ее не следует путать с более видным, архитектурно выделяющимся сооружением - Куполом Скалы (Куббат ас-Сахра).






Великолепное центрическое здание, увенчанное огромным золотым куполом, было возведено по повелению халифа Абд аль-Малика в 687-691 годах двумя инженерами Раджей бен Хайва из Бисана и Язидом бен Салям из Иерусалима. Внутри мучети под куполом находится выступ скалы, где пророк Мухаммед совершил свое вознесение (мирадж).






Не будет преувеличением сказать, что Купол Скалы является самым выделяющимся сооружением Иерусалима, опережая все мечети и даже храм Гроба Господня. Золотой купол можно даже увидеть на обложках церковных календарей, издатели которых видимо не слишком задумывались, что именно они помещают на обложку. Впрочем, история всегда сложнее. Так с 1099 по 1187 годы мечети Иерусалима были обращены крестоносцами в христианские церкви. После же взятия города Саладином напротив все храмы стали мечетями кроме храма Гроба Господня. Саладин не препятствовал христианским паломникам и вообще был уважаем крестоносцами как рыцарь.

Интересно отметить, что знаменитый русский паломник Даниил, посетивший Иерусалим в 1104-1106 года, писал о Куполе Скалы как о Святом Святых, т. е. о ветхозаветном Иерусалимском храме. Впрочем он отметил, что от прежнего храма осталось лишь основание, а ныне существующий воздвигнут Амаром (на самом деле позднее). Еще интереснее, что Даниил по-христиански интерпретирует находящуюся в мечети скалу. Это и место убийства пророка Захарии (отца Иоанна Предтечи), и место, где Иаков видел во сне лестницу, соединяющую небо и землю - прообраз Богоматери, и даже место, где молился и каялся царь Давид.

Читать хождение Даниила.

Вот таким образом в истории Иерусалима переплетаются христианские и мусульманские святыни. Добавлю еще, что современный вид Купола Скалы не вполне первоначальный. Яркие бирюзовые изразцы появились значительно позже, тогда как первоначально снаружи были мозаики, сохранившиеся теперь только внутри здания и в свое время столь потрясшие русского паломника.






искусство, ислам, христианство, история

Previous post Next post
Up