Храмы в честь Входа Господня в Иерусалим

Apr 09, 2012 01:25

Поздравляю православных христиан с прошедшими праздниками! На этот раз я решил посвятить свою запись преимущественно архитектуре, а не живописи.

Посвящение престола Входу Господню в Иерусалим кажется редким, но на самом деле есть целый ряд весьма знаменитых храмов с таким посвящением. Здесь следует упомянуть и приделы, так как любой придел тоже полноценный храм! Вот с них и начнем.




Итак, всем известный собор Покрова на рву, возведенный в 1555-1561 годах, первоначально не был одним цельным храмом. Это 9 отдельных церквей, поставленных однако на едином основании и композиционно связанных. Позднее к ним был добавлен 10-й придел св. Василия Блаженного. Лишь когда открытые проходы между храмами были превращены в закрытые галереи, собор стал восприниматься одним зданием. Входу в Иерусалим посвящен один из четырех больших столпообразных приделов, расположенный с запада, т. е. со стороны кремлевской стены. Он завершен красно-зеленым куполом.




С 16 века известно так называемое "шествие на осляти" - крестный ход, изображающий Вход Христа в Иерусалим. В 16 столетии он проводился лишь на территории Кремля. Расцвет этого обычая пришелся на 17 век, когда шествие стали начинать на Красной площади именно от придела Покровского собора. Ехавшего "на осляти" патриарха сопровождал сам царь. Обычай сохранялся до конца 17 века, пока не исчез в правление Петра вместе с упразднением патриаршества. Подобные ходы некоторое время проводились и в других крупных городах России.




Почти одновременно с храмом на Красной площади придел Входа в Иерусалим появился и внутри Кремля (где первоначально совершался крестный ход). В 1560-е годы был расширен придворный царский Благовещенский собор, ставший пятиглавым (первоначально трехглавый) и получивший четыре угловых придела, поставленных сверху на кровле галерей храма. Входу в Иерусалим посвящен юго-западный придел, расположенный со стороны Москва-реки и Большого Кремлевского дворца.






Перейдем теперь к самостоятельным храмам. Наверное самый известный из них, хотя и не играющий теперь никакой литургической функции (храм не действует) - надвратная церковь построенного патриархом Никоном Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря в Истре.




Высокий многоярусный ступенчатый храм в духе украинской архитектуры 17 века встречает всех при входе на территорию монастыря. Напомню, что все постройки монастыря и даже окружающий его ландшафт были превращены в своего рода икону Святой Земли с отмеченными на ней местами всех евангельских событий. На основной монастырской территории располагается главный Воскресенский собор - точная копия храма Гроба Господня в Иерусалиме со всеми его приделами, зимняя церковь Рождества Христова и поставленная над воротами Входоиерусалимская церковь, отмечающая таким образом символическое место самого события - Золотые врата Иерусалима.




Еще один входивший в большой архитектурный ансамбль храм существовал на территории Детинца в Великом Новгороде. Исторически огромный Софийский собор был окружен множеством небольших церквей, входивших в состав примыкавшего к собору Владычного двора - резиденции архиепископа. Здесь билось сердце новгородской государственности. С южной стороны собора проходило вече, а в одной из палат Владычного двора происходило заседание новгородской аристократии. В 1336 году с южной стороны Софии при входе на территорию двора был построен каменный храм Входа в Иерусалим, расписанный через 2 года неким гречином Исаией, о чем сообщает Первая Новгородская летопись. Это одно из немногих свидетельств первой половины 14 века о создании монументальных росписей, получивших распространение лишь во второй половине столетия так же во-многом благодаря приезжим мастерам.




Старый небольшой храм был заменен в 18 веке на новый барочный, сохранившийся до нашего времени, хотя и потерявший в 20 веке во время войны купол.




Большой неожиданностью стало недавно произошедшее открытие первоначального храма, сохранившегося под землей примерно на 1 метр высоты стен. Как оказалось новое здание церкви в 18 веке было поставлено не поверх старого, а рядом с ним. Сохранившиеся фрагменты храма 14 века были исследованы археологами, на последних Лазаревских чтениях был сделан специальный доклад. Основания здания предполагается законсервировать и открыть для осмотра (пока храм зарыт обратно в целях сохранности). Увы, но никаких серьезных фрагментов фресок гречина Исайи не нашлось: только мелкие фрагменты, дающие, однако, представление о цветовой гамме росписи.




На мой взгляд эдакий балканский колорит с преобладанием холодных сиреневых тонов.

Фресочки не сохранились, зато есть два образа Входа Господня в Иерусалим, созданных в Великом Новгороде в те же годы. Во-первых, это икона из праздничного чина иконостаса Софии, предположительно 1341 года.




Иконы из Софийского собора так же скорее всего написаны не новгородцами, а какими-то выходцами с Балкан, уже хорошо знакомыми со стилем живописи палеологовской эпохи. Этот неплохо известный памятник на самом деле еще совершенно не исследован. А надо бы. Его обычно ругают за слабый ритм и пестроту колорита. Действительно, эти недостатки в нем есть. Рисунок иногда вялый или откровенно кривоватый. Вместе с тем, иконы столь импозантны, по-своему красивы и торжественны, что сразу привлекают к себе внимание и хорошо запоминаются. (Чего стоит хотя бы золотой ассист, положенный сразу и на красные, и на синие одежды!)







Современником новгородского Входоиерусалимского храма являются созданные в 1336 году врата Софийского собора, т. н. Васильевские, оказавшиеся в результате исторических обстоятельств в Александровской слободе. На сей раз это именно новгородское произведение, причем одно из немногих сохранившихся от того времени и очень характерное. Имеющаяся на вратах композиция - яркий образец стиля этого памятника.




Посмотрите, как величественно восседает на ослике Христос! Его фигура сверху обрамлена контуром горки, похожей на стрельчатую арку. Напротив, изображенный здесь ослик подчеркнуто слаб и смиренен, выражая немощь человеческой природы, исцеляемой Христом. Доведенная до гротеска фигура ослика - неумирающая даже через полтора столетия память о маньеристическом стиле позднего 12 века. Как всегда за спиной Христа жмущиеся в страхе апостолы, идущие во враждебный им Иерусалим.

А теперь главное - кто изображен встречающим Спасителя? Если приглядеться, то становится понятно, что здесь нет обычной толпы торжествующего народа: старцев с покрытыми головами, женщин с младенцами, юношей и мужчин, несущих поднятые пальмовые ветви, многочисленных радующихся детей (ребенок здесь только один, робко прижавшийся с края композиции). Христа встречают трое юношей в античных одеждах (как у апостолов, за которых их и принял В. Н. Лазарев), а между ними некий старец, указывающий на свиток в своей руке. Последний персонаж представлен в иконографии пророка. Отсутствие надписей не позволяет определить, кого именно здесь хотели изобразить новгородцы, но можно думать, что Христа символически встречают некие ветхозаветные персонажи. Только какие? Другие подобные примеры иконографии праздника мне пока не известны.

Важно, что подобная оригинальность - правило для исполнившего данную сцену художника. В довершение картины, можно рассмотреть изображение Иерусалима, не лишенное пространственности, но одновременно и совершенно фантастичное. Над вратами города изображен поясной архангел! Подобные христианские детали обстановки, не соответствующие исторической канве изображенного сюжета, встречаются и во фресках Дечан того же времени (в сцене усекновения главы одного из мучеников). Хотя техника золотой наводки по меди требовала довольно неудобного процарапывания рисунка по лакированному листу, художник не боялся вставить в свою композицию самые неординарные подробности, даже если не мог их достаточно тонко отрисовать!

Углубившись таким образом во всю большую древность, я понимаю, что следует закругляться. Стоит заметить, что посвященные Входу Господню в Иерусалим храмы есть и во многих других городах России, хотя по распространенности они несомненно уступают Благовещенским церквям. В этом году Благовещение пришлось на предшествующий день - на субботу Воскрешения праведного Лазаря. Вот такой вот тройной праздник!

А теперь - Bye!

Вход Господень в Иерусалим, праздник, диссертация, искусство, история, храмы

Previous post Next post
Up