Воскресение Христа Спасителя

Apr 04, 2010 21:13

Мои поздравления с рано наступившей в этом году ПАСХОЙ!
Христос воскресе!



Икона из Воскресенского собора Коломны, конец XIV века, Третьяковская галерея.



Так сложилось, что центральным образом пасхального торжества в православной иконописи стало изображение сошествия Христа во ад. Не отрицая значения апокрифических сочинений, во многом определивших изображения этого сюжета в искусстве, следует подчеркнуть его прочное место в церковном предании и важнейшую роль в учении о спасении человечества Христом. Помимо прямых упоминаний в книгах Нового Завета (например здесь: Деян.2:30-31; 1Пет.3:19-20; Еф.4:8-9), описание и осмысление сошествия умершего Христа во ад, в то время как Его тело на протяжении субботы лежало в гробнице, можно найти у многих святых писателей христианской Церкви. Каждый раз в пасхальную ночи за богослужением читается "Слово огласительное" святителя Иоанна Златоуста. Что касается богослужения, то его тексты преимущественно посвящены разрушению Христом ада и упразднению смерти.

В отличии от искусства западной Европы в православии не получили никакого распространения "исторические" сюжеты восстания Христа из гроба. Иконой Воскресения сделалось именно символическое изображение сошествия во ад, раскрывающее сокровенный смысл произошедшего со Христом и людьми. Впрочем, иконы, называемые сейчас «Сошествие во ад» традиционно подписывались не иначе как "Анастасис" - «Воскресение».

Что же именно передает образ "Воскресения - Сошествия во ад"?

Привычное нам изображение сошествия во ад сформировалось очень поздно, распространившись только после иконоборчества (с IX века). Но уже в раннем христианском искусстве у него были свои протитипы.

Миниатюра Хлудовской Псалтири, IX век.



Ранние изображения сошествия во ад были торжественны и лаконичны. Спасение человеческого рода передавалось в них только посредством изображения фигур прародителей - Адама и Евы, которых воздвигает Христос. Вторым, неотъемлемым смыслом этих сцен был триумф Христа, одержавшего победу над смертью и поправшего ад. Христос величественно держит орудие Своей победы - Крест.

Мозаика монастыря Осиос Лукас в Греции. 1030-40-е гг.



Если формально мотив триумфа и попрания врага был заимствован из изображений императорских побед и триумфов (с которыми и сравнивали победу Христа церковные писатели), то непосредственным источником таких изображений были слова 90 псалма: "На аспида и василиска наступишь; попирать будешь льва и дракона" (Пс. 90:13).

Мозаика в архиепископской капелле в Равенне. Конец V -начало VI века.



Именно этот мотив - попрание сатаны Христом - можно найти на многих изображениях IX - XII вв.
Может быть, наиболее точным описанием некоторых изображений сошествия во ад будет старый, дониконовский вариант текста пасхального тропаря: "Христос воскресе из мертвых, смертию на смерть наступи и гробным живот дарова".

Мозаика монастыря Дафни. Греция, около 1100 года.



Фреска в пещерном храме XIII века в Гёреме в Каппадокии (Темная церковь или иначе Каранлык килисе).



Однако, чем дальше, тем сильнее художники стремились передать момент нисхождение Христа, стремящегося скорее вывести, освободить людей, томящихся в безрадостном царстве Аида. Господь стремительно спускается в темную бездну и хватает за руку бессильного подняться Адама. За ним в надежде устремляются и другие ветхозаветные люди, между которыми стоит и умерший прежде Христа Его пророк и предтеча - Иоанн.

С безудержной динамикой передано сошествие во ад на фреске знаменитой на весь мир церковь св. Георгия в селе Курбиново в Македонии 1191 года.



Хотя искусство конца XIII - XIV века предпочитало монументальные формы, даже в этих классических по духу произведениях через статику пробивается мощное физическое движение, которое как нельзя лучше выражает духовный порыв.

Фреска церкви богоматери Перивлепты в Охриде. Художники Михаил Астрапа и Евтихий. 1295 год.
(поправьте меня, знающие люди, если я ошибся, и это не оттуда)



Мозаичная икона первой четверти XIV века.



Встречаются и особые произведения, объединяемые в так называемое "экспрессивное направление".
Именно таким ансамблем были фрески церкви Успения на Волотове под Великим Новгородом 1363 года.



В некоторых иконах и росписях этот мотив получает поистине вселенское звучание. Христос не нагибается уже к одному только Адаму, но протягивая обе Свои руки, возносится вверх, возводя вслед за Собой сонмы усопших от начала истории людей. Замечательным примером такого изображения является показанная выше икона из Коломны (Третьяковская галерея).

Вместе с тем, изображается не просто попрание сатаны Христом, а полное и бесповоротное разрушение ада. Его совершенное упразднение.

Русская икона XIV века из частного собрания (примитивная по исполнению, но замечательная по содержанию). Ангелы связывают сатану.



Фрагмент иконы из Вологодского музея. Середина XVI века. Как и на иконе из Коломны, здесь показывается низвержение демонов ангелами, носящих соответственно имена пороков и добродетелей.



Псковская икона конца XV - начала XVI века. В то время как Христос возводит от гробов людей, ангелы связывают диавола.



Характерными деталями всех этих изображений стали сломанные двери ада, попираемые Христом. Образ врат несомненно взят из Псалтири: "Возмите врата, князи, ваша, и возмитеся врата вечная: и внидет Царь Славы", по русски: "Поднимите, врата, верхи ваши, и поднимитесь, двери вечные, и войдет Царь славы!" (Пс. 23:7)

(Под словом "князи" многие привыкли понимать ангельские силы, хотя в переводе известной исследовательницы церковно-славянского языка Ольги Александровны Седаковой это ни что иное как детали ворот).

Сошествие во ад в искусстве средневековой Европы.

Не придавая ему, наверное, того же догматического значения, сошествие во ад изображали и в Европе. Может быть, наибольший интерес представляют ранние и простонародные памятники, тем ни менее убедительно передающие мысль о спасении заключенных в аду людей.

Tiberius Psalter, XI век.
(Никак не разберусь, как это называется по-русски, очень известная миниатюра)



Псалтырь святого Альбана, XII век.



Роспись кирхи на острове Готланд. XIII - XIV вв.



Испанская картина из Santo Sepulchro, Сарагоса, XIII век.



Воскресение Христа в европейском искусстве и его влияние на русскую иконопись.

Сам по себе момент Воскресения, восстания Христа из гроба никакого распространения в православии не получил, сделавшись в то же время обязательным для искусства западноевропейского. Исключение составляют только XVII - XIX века, когда изображение восстания Христа из мертвых прижилось и на русской почве, впрочем, повторяя уже имеющиеся европейские прототипы. Европейские картины и росписи на тему Воскресения Христова изображают Господа выходящим из гроба или возносящимся из него. Вокруг гроба лежат, пораженные громом, стражники, либо же они в панике разбегаются, видя возносящегося вверх Христа.

В качестве примера, можно привести три образа северной ренессансной живописи (попробуем избежать излишне приевшейся итальянской).

Нидерландский живописец Дирк Боутс, 1455 год.



Часть знаменитого Изенгеймского алтаря работы Маттиаса Грюневальда, 1512-1516 гг.



В отличии от картины Боутса, художник явно старался подчеркнуть не историчность события, а его мистическую составляющую. Иначе, по-своему необычно ощущение сверхъестественного чуда получилось передать у великого Альбрехта Альтдорфера.
1518 год.



В картинах и росписях итальянцев можно встретить те же варианты трактовки сюжета. Хотя, если мастера эпохи ренессанса предпочитали ясность происходящего и, если так можно выразиться, стабильность мироздания, то их преемники эпохи барокко стремились к безудержной экзальтации. Может быть, самым лучшим примером, более приятным православному глазу, будет работа Эль Греко.

Галерея Прадо, 1595-1600 гг.



Как было сказано выше, через некоторое время неизвестная раньше форма изображения проникает и в правосланую иконопись.

Фреска в церкви Воскресения, Ростов Великий, 1670 год.



Можно убедиться, что на протяжении многих веков православное искусство старательно избегало воображаемой исторической сцены. Описание самого момента Воскресения отсутствует в Евангелии, да и может ли оно быть описано? Единственно, что могли видеть сторожившие гроб воины, это ангела, отвалившего камень от уже опустевшей пещеры:

"По прошествии же субботы, на рассвете первого дня недели, пришла Мария Магдалина и другая Мария посмотреть гроб. И вот, сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем; вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег; устрашившись его, стерегущие пришли в трепет и стали, как мертвые; Ангел же, обратив речь к женщинам, сказал: не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого; Его нет здесь - Он воскрес, как сказал. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь". (Мф. 28: 1-6)

Жены-мироносицы.

Напротив, образ восседающего на камне ангела, указующего женам, пришедшим помазать Христа миром, на опустевший гроб и лежащие в нем пелены, сделался излюбленным сюжетом именно православного искусства. Это было конечно связано с особым празднованием памяти жен-мироносиц на второе воскресение после Пасхи, хотя и песнопения самого дня Воскресения изобилуют упоминаниями о них.

Фрески Мирожского монастыря, исполненные греками. Псков, 1130-40-е гг.
Рядом с видением ангела представлено и явление Самого Господа женам, идущим возвестить о Его воскресении апостолам.



Особой знаменитостью пользуется вот этот ангел, изображенный на фреске сербского монастыря Милешево. 1220-е гг.
Хотя рядом с ангелом изображены сами жены, его взгляд и жест кажется адресованным именно предстоящему зрителю.



Так как ранние итальянцы многому научились именно у византийских мастеров, хорошие примеры этой иконографии можно втретить у Дуччо ди Буонисенья. Фрагмент Маэста, 1308-1311 гг.
Придав изображению некоторую пока еще слабую натуралистичность, в целом художник остался верен православному прототипу.



Встреча у гроба с пустыми пеленами жен-мироносиц и ангела, возвестившего им радостную весть о Воскресении Христа, продолжает вдохновлять и современных иконописцев. Редкую авторскую трактовку при грамотном соблюдении того, что принято называть "каноном", показывает работа знаменитого современного греческого иконописца Георгиоса Кордиса.




иконы, Воскресение Христово, праздник, фрески, искусство, Пасха, Жены-мироносицы

Previous post Next post
Up