Всегда безумно интересно видеть выставку художника, прошедшего длинный творческий путь в 50-60 и даже более лет. Таким художником был Павел Кузнецов, известный в первую очередь своими символистскими картинами 1910-х гг. Но спасибо Третьяковской галерее, которая сейчас показала нам не только его "сны наяву", но и то, что художник писал с 1930 года по конец жизни. Обладателем нескольких сотен его полотен, переданных наследниками, теперь стал Саратовский художественный музей имени А. Н. Радищева. И чего там только нет: обработка туфа и строительство новых кварталов в Эревани, сбор гусениц с капусты и другие эпические картины колхозного труда, соцреалистические натюрморты со "спящим" лесом на заднем плане и коровами вместо любимых ранее азиатских верблюдов, почти реалистический портрет брата-военного и многое другое. Но только не думайте, что вся эта "советская живопись" действительно написана в духе реализма. Ага, счас! Выдохните и смотрите!
Вот, например, что общего может быть между Павлом Кузнецовым
и Александром Дейнекой?
Футбол конечно!!
У Дейнеки разумеется изображен характерный жизнерадостный парень-крепыш, "ломающий" ногой мрачную колокольню, а вот у Кузнецова происходит что-то совсем невероятное. По меньшей мере хождение по водам.
Ну или "Сотворение мира", как у Айвазовкого...
Вот так и получается, что сперва работы Павла Кузнецова не были приняты в качестве росписей храма в Саратове, а потом стали ненужны при соцреализме. Остались лишь всем памятный идиллический Восток с бесконечными горизонтами степи и приснившийся в тени листвы фонтан...