![](https://img-fotki.yandex.ru/get/6109/62991813.46/0_be9f0_45831b6d_L.jpg)
Датой основания Вологды, как и у Москвы, считается 1147 год, хотя сведения эти полулегендарны и не подтверждаются археологами. В древности город принадлежал Великому Новгороду. Он неоднократно оказывался объектом борьбы между Новгородом, Москвой и Тверью. В 1371 году недалеко от города у излучины реки Вологды (на прилуках) святым Димитрием, выходцем из Переславля-Залесского, был основан сохранившийся широко известный Спасо-Прилуцкий монастырь. Войдя в конце концов при Иване III в состав объединенного Русского государства, Вологда наверное оставалась бы непримечательным городком, если бы не прихоть Ивана IV, в 1565 году задумавшего сделать ее своей опричной столицей. На память апостолов от 70-ти Иасона и Сосипатра была заложена грандиозная крепость (Насон-город), внутри которой с 1568 года начал строиться большой каменный собор. Интересно, что до этого центр города располагался совсем на другом месте, известном теперь как городище. Некогда там стоял и старый деревянный Воскресенский собор.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/4009/62991813.48/0_beaf6_f238973a_L.jpg)
1 - Вологодское городище до 16 века.
2 - дорога в Спасо-Прилуцкий монастырь.
3 - Насон-город, заложенный Иваном Грозным в 1565 году.
4 - Софийский (Успенский) собор 1568-70 годов.
Синим обведен Архиерейский двор 17-19 веков, в котором в наши дни располагается музей-заповедник.
Вид со стороны Вологодского Кремля на место расположения первоначального городища.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/9817/62991813.46/0_be9ed_a9e44b73_L.jpg)
Пруд на месте крепостного рва 16 века, до сих пор обозначающий границы грозненской крепости.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/3010/62991813.46/0_be9ee_d8f18763_L.jpg)
Остаток крепостного вала.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/6732/62991813.46/0_be9ef_b16463db_L.jpg)
Софийский (Успенский) собор
Новый храм планировали освятить в честь Успения Богородицы - также как и главный собор Москвы. Как мы увидим, и с архитектурной точки зрения грозненский храм был задуман как повторение московского образца: вологодский собор стоит в ряду характерных для 16 века "копий" новых соборов Московского Кремля, построенных итальянцами в конце 15 - начале 16 веков. Между тем, в 1571 году царь неожиданно бросает строительство и уезжает из Вологды, оставив неоконченную крепость и неосвященный храм. Дальнейшая судьба огромного каменного собора развивалась постепенно. Лишь при царе Феодоре Иоанновиче в нем был освящен южный придел в честь Усекновения главы св. Иоанна Предтечи, конечно, в память об отце царя. Центральный престол был освящен еще позже. Для него было выбрано новое, необычное для позднего Средневековья именование в честь Софии Премудрости Божией - до этого Софийские соборы на Руси строились только в 11 веке по образцу Византии. Теперь же Вологда, являясь центром основанной при Грозном новой Вологодско-Пермской епархии, подчеркивает свое достоинство наравне с древним Новгородом. Впрочем в это время понятие Софии сблизилось не с образом Христа, а с Богоматерью, о чем нам расскажет фреска в алтаре храма (см. следующую запись).
Софийский (Успенский) собор 1568-70 годов.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/9093/62991813.46/0_be9f1_2f26f41a_L.jpg)
С этого ракурса Софийский собор особенно строен. На самом деле, это одна из самых высоких и легких построек 16 века - я имею в виду конечно из числа больших столпных соборов. Он хорошо смотрится и с луковичными куполами 17 столетия - в 16 веке купола были еще полусферическими. Другие повторения Успенского собора Москвы более широки и тяжеловесны. Таков Успенский собор Троице-Сергиевой Лавры (1559-1585), более точно, более буквально повторяющий кремлевский прототип, лишившись при этом легкости его интерьера.
На самом же деле Софийский собор огромен. Он особенно впечатляет после весьма небольших архаичных храмов Кириллова и Ферапонтова. Это довольно близкая реплика Успенского собора Фиораванти, сохраняющая общее впечатление, производимое оригиналом.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/16181/62991813.46/0_be9f2_6e6e9e9c_L.jpg)
С Успенским собором Москвы вологодский храм роднит в первую очередь мерный ритм полукруглых закомар, возрожденный в русском зодчестве 16 века. Сходства не нарушает даже различная ширина прясел. Революционным для Древней Руси новшеством московского собора стала его структура, состоящая из равновеликих ячеек - одинаковой ширины и высоты. Здесь же центральный неф и трансепт сделаны чуть-чуть шире, расширен и западный поперечный неф. Несмотря на это, интерьер собора получился просторным, цельным, близким к зальному с тонкими, стройными крещатыми столбами. Как мы увидим далее, в интерьере Софийский собор больше ориентирован на второй московский образец - Архангельский собор.
Необычно отсутствие на фасадах значимого элемента протографа - аркатурно-колончатого пояса. Объяснение этому я вижу в технологии строительства того времени, подробности которой можно прочесть у В. В. Кавельмахера. Оказывается здание строили без порталов и прочих деталей, а их встраивали в уже готовый остов. Исходя из этого можно предположить, что здесь колончатый пояс не был сделан в силу неожиданной остановки всего строительства - место для него на фасадах есть, это уровень окон первого ряда. В результате фасады собора получились непривычно пустыми - более лаконичными, чем какие-либо другие.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/9746/62991813.46/0_be9f4_d4e973fe_L.jpg)
Замечательно, что у собора повторено западное крыльцо - произведение Фьораванти, положившее начало традиции висячих гирек в русской архитектуре. Кстати, обратите внимание на пилоны крыльца с многопрофильными карнизами и филенками. Таких деталей нет у Успенского собора, зато они живо напоминают его собрата - Архангельский собор. Таком образом, можно заключить, что Успенский собор Москвы послужил для Софии главным иконографическим (типологическим) образцом, а Архангельский - источником пропорций и некоторых элементов декора. Близким аналогом вологодской Софии я бы назвал Смоленский собор Новодевичьего монастыря в Москве, построенный на рубеже 40-50-х годов 16 века (датировку этого храма см. в статье А. Л. Баталова).
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/6716/62991813.46/0_be9f5_6926edec_L.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/4701/62991813.46/0_be9f6_a3f72dd1_L.jpg)
Колокольня
Необычной частью ансамбля является колокольня, изначально представлявшая собой общераспространенную для 17 века шатровую постройку. Подобные ей колокольни до сих пор сохранились у нескольких вологодских церквей. Как правило, в 17 веке высота колокольни не превышала высоту самого храма, композиционно ему подчиняясь. Не так стало в архитектуре синодального периода, когда высота колоколен резко возрастает, и они начинают играть существенную роль в общем облике ансамбля, нередко выделяясь более, нежели купола храма. В 1869 году было решено, что соборная колокольня должна быть самой высокой в городе. Ее поручили перестроить губернскому архитектору В. Н. Шильдкнехту, что он и сделал, придав зданию черты псевдоготики, как нельзя лучше соответствующие высокому восьмигранному столпу. И все было бы ничего, если бы не русская глава, выдающая с головой эпоху эклектики. Впрочем крошечные главки между арками на ярусе звона тоже напоминают кое-что из древнерусской архитектуры.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/4507/62991813.46/0_be9f7_293f2875_L.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/16162/62991813.46/0_be9f8_68f43f_L.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/6516/62991813.46/0_be9f9_8677edce_L.jpg)
В непосредственной близости от соборной площади на другом берегу реки виден храм 17 века - церковь свят. Иоанна Златоуста - сохранивший старую форму колокольни. На переднем же плане стоит церковь благоверного князя Александра Невского, отстроенная заново во второй половине 18 века. Ее колокольня - образец провинциального барокко с граненным куполом, главкой и тонким шпилем - сочетание, излюбленное провинциальной архитектурой и часто встречающееся на Русском Севере. Конечно, в каждом конкретном случае его форма индивидуальна или отражает черты местной архитектурной школы.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/9798/62991813.46/0_be9fa_49c5ead8_L.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/5502/62991813.48/0_bf042_e232503a_L.jpg)
Воскресенский собор
С другой стороны у колокольни примостился Воскресенский собор - теплый храм, отстроенный в 1772-76 годах при архиепископе Иосифе Золотом. Его низкий, распластанный объем представляет хороший контраст не только столпу колокольни, но и Софийскому собору, который выглядит гораздо стройнее. Однако древнерусский собор несравненно проще по ритму, в то время как барочный Воскресенский храм не имеет ни одного ровного фасада за исключением западной части, примыкающей к комплексу Архиерейского дома.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/9502/62991813.46/0_be9fb_58d95c8_L.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/4527/62991813.46/0_be9fc_166ac60d_L.jpg)
Воскресенский собор представляет собой очень своеобразное провинциальное произведение стиля барокко, созданное в тот момент, когда столицы уже перешли к классицизму. Очень трудно описать форму вологодского храма. Это вытянутый овал, перекрытый огромным низким куполом. По "углам" к собору примыкают башенки с малыми декоративными главами, с востока криволинейный алтарь с прихотливо изогнутым карнизом, напоминающим лучковый фронтон с провисающей серединкой.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/9825/62991813.46/0_be9fd_367995bc_L.jpg)
Разделенные ордером на два яруса - цоколь и "бельэтаж" - фасады прихотливо изгибаются, непрерывно вибрируя, то выдвигаясь вперед, то вгибаясь вовнутрь.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/6200/62991813.46/0_be9fe_238fe69_L.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/3/62991813.46/0_be9ff_79c28cf6_L.jpg)
Смелый замысел сочетается с грубоватым исполнением, придающим зданию тяжеловесность. В особенности странно смотрится фонарь главного купола, покрытый рустом. Все это создает привкус еще не наступившего классицизма. Очень вероятно, что здесь сказался и ремонт эпохи ампира: если перекрасить храм в желтого в какой-нибудь еще - красный или зеленый - он сразу стал бы барочнее.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/5410/62991813.46/0_bea00_74fd7081_L.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/6112/62991813.46/0_bea01_71bcee19_L.jpg)
Купол собора украшен маленькими глухими имитациями люкарн. Чрезвычайно неожиданный эффект создают круглые окна низкого барабана, вероятно, случайно напоминающие константинопольскую Софию. Позднее в некоторых программных памятниках классицизма этот прием будет применяться сознательно: в Иосифовском соборе Могилёва, Софийском Вознесенском соборе Царского села. Здесь, надо полагать, этот прием возник в результате расширения купола и понижения барабана. Если представить себе барабан уже и выше, люкарны крупнее, а фонарь сделать световым, проступят формы известного римского прототипа. На самом деле Воскресенский собор строился по присланной столичной модели местным архитектором. Это объясняет сочетание в нем грубости деталей и смелого замысла.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/9745/62991813.46/0_bea02_34af2144_L.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/3606/62991813.46/0_bea03_468be409_L.jpg)
Фасады собора очень напоминают московский "Дом-комод", который кстати тоже был построен чрезвычайно поздно в тот момент, когда барокко уже выходил из моды.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/16145/62991813.46/0_bea04_52f977fa_L.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/3007/62991813.46/0_bea05_db9a1dbe_L.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/6203/62991813.46/0_bea06_f084b6d5_L.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/5804/62991813.46/0_bea07_6aeea924_L.jpg)
В этом году Воскресенский собор обещают сделать действующим, так как пока в нем расположена часть картинной галереи, посвященная 20 веку. Ей конечно найдут другое хорошее здание.
Архиерейский дом
У стен высокого Софийского собора как-то робко смотрится комплекс Архиерейского дома - "малого кремля", занимаемый сейчас экспозициями музея, кстати очень хорошего! Экспозиция природы вологодского края мне понравилась заметно больше экспозиции икон. Рядом в небольшом особнячке расположена первая часть картинной галереи с небольшой, но очень интересной коллекцией не только русских, но и европейских картин 17 - 19 веков.
В состав Архиерейского дома входят еще две церкви: надвратная Воздвиженская 1687-92 годов и Рождества Христова 1671-75, соединенная с дворцом. Оба храма образованы высокими бесстолпными четвериками с декоративными закомарами, напоминающими о традиционной структуре фасадов. Для позднего 17 века характерна регулярность членения фасадов, придающая даже небольшим постройкам большую монументальность. Впрочем, облик Рождественского храма сложился в результате перестроек 19 века: четверик сделали выше, оставив на нем лишь одну главу вместо первоначальных пяти. Это объясняет излишне строгий для 17 века облик завершения церкви.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15489/62991813.46/0_bea08_f3e303e_L.jpg)
Рождественская церковь является частью палат - Симоновского корпуса, построенного архиепископом Симоном, и представляющего собой поздний вариант узорочья 17 века. Окна нижнего яруса оформлены обычными стереотипными наличниками с московским килевидным кокошником, а верхние сложными, очень красивыми наличниками с многопрофильными карнизами и лучистыми завершениями кокошников.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15557/62991813.46/0_bea09_c0d475e3_L.jpg)
Вдоль здания на уровне второго этажа проходит открытая галерея - похожий прием есть, например, в Архимандритском корпусе Спасо-Евфимиева монастыря Суздаля.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15555/62991813.46/0_bea0a_dec8e1e1_L.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/6823/62991813.46/0_bea0b_9f1f9d27_L.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/5407/62991813.47/0_bea0c_bc6d6e2f_L.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/5644/62991813.47/0_bea0d_d79654a7_L.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/3414/62991813.47/0_bea0e_238b0479_L.jpg)
К Симоновскому корпусу примыкает новый, построенный в 1764-69 годах Иосифовский корпус, заказанный тем же архиепископом Иосифом Золотым, что и Воскресенский собор.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/6504/62991813.47/0_bea0f_8ec8c557_L.jpg)
Это очень специфическая постройка, использующая элементы барокко и маньеризма, вошедшего в русскую архитектуру в последних десятилетиях 17 века. В литературе указывается, что дворец строился зодчим из Санкт-Петербурга, но на мой взгляд в нем очень много провинциального. Если сравнивать с архитектурой круга Растрелли, это становится очевидным. Пилястры центрального ризалита прорезаны филенками. Наличники окон сливаются в единое плоскостное кружево, что как раз характерно для северного европейского маньеризма. В особенности бросаются в глаза "усики" окон цоколя. Формы настоящего барокко все-таки всегда обладали определенной тектоничностью. Избыточность декора усиливает раскраска, включающая имитацию бриллиантового руста между окнами и пилястрами. Ризалит увенчан огромным разорванным фронтоном - также детищем маньеризма. В московской архитектуре нарышкинского стиля конца 17 века подобные фронтоны были в разы меньше. Они известны прежде всего в составе орнаментального декора, хорошо известного как "петушиный гребешок".
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/3004/62991813.47/0_bea10_4c3bda3d_L.jpg)
В кадр не попало самое высокое и самое скромное здание - трехэтажная Славяно-латинская школа, в здании которой сейчас выставлена коллекция икон. Зато я запечатлел деревянный летний домик в центре ансамбля - самое позднее и самое приближенное к человеку сооружение на территории Дома. Сохранившиеся деревянные сооружения всегда украшают старинные архитектурные ансамбли, тогда как их утрата зачастую обедняет и мертвит облик русской каменной архитектуры.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/3501/62991813.47/0_bea11_ea5b1981_L.jpg)