Экскурсия в СибНИА. Часть 1

Feb 10, 2016 21:20

Оригинал взят у wizarden в Экскурсия в СибНИА. Часть 1
43 снимка | 20.12.2015

В конце декабря прошлого года мне с группой товарищей удалось посетить Сибирский научно-исследовательский институт авиации имени Сергея Алексеевича Чаплыгина (СибНИА им. С. А. Чаплыгина). Нам организовали интересную экскурсию по территории и корпусам института, рассказали об истории и сегодняшнем дне организации. Предлагаю вашему вниманию фоторепортаж об этом мероприятии.






Экскурсия началась с посещения аэродинамической трубы Т-203.



Аэродинамическую трубу привезли в Новосибирск в 1941-м году. Тогда из Москвы по постановлению Государственного Комитета Обороны эвакуировали около 500-т учёных Центрального аэрогидродинамического института во главе с академиком С. А. Чаплыгиным, организовав в Новосибирске филиал № 2 ЦАГИ.
Т-203 позволяет исследовать характеристики моделей самолётов в воздушном потоке, разгоняющемся до скорости 350 км/ч.



Размеры рабочей части установки - 4 х 4 м.



Во время нашего посещения для продувки была подвешена модель перспективной модификации самолёта  «Сухой Суперджет-100» (SSJ). Сотрудники института корректно обошли вопрос модернизации стороной, а центральная часть самолёта была завешена материей.



Работает установка примерно так: вентилятор, размещённый в аэродинамической трубе, разгоняет воздушный поток до заданной скорости. Модель подвешена в рабочей части на тягах, связанных с весами, с помощью которых можно измерять силы и моменты, действующие на модель, и пересчитывать их на реальный самолёт. На основании полученных данных делается вывод об аэродинамике самолёта.



На снимке внизу - рабочая часть аэродинамической трубы, в которой установлены весы с лестницей на их боковой поверхности, ведущей на верхнюю площадку.



Верхняя площадка аэродинамических весов с измерительным оборудованием.



СибНИА имеет две аэродинамические трубы. Вторая, Т-205М, более мощная и позволяет разгонять воздушный поток до скорости 2,0 Маха, но к ней мы в этот раз не ходили (находится на модернизации).



В соседнем помещении обнаружилась небольшая «очередь» моделей на продувку.



Вот эта похожа на SSJ.



А это Ту-334.



Модель ТВС-2ДТ с новой формой крыла.



Модель ТВС с одним крылом тоже ждёт своей модернизации.



Ещё какой-то винтовой самолёт.



Проходим дальше. Небольшой мемориал Р. Л. Бартини. Он работал в СибНИА с 26 мая 1952 года по 25 февраля 1957 года.



Рядом с портретом авиаконструктора установлена модель ВВА-14 - одного из последних его проектов.



Самолёт-амфибия задумывался с возможностью вертикального взлёта и посадки. Однако нужных для этого мощных и одновременно компактных двигателей в то время не сделали, и проект превратился в экранолёт. В этом качестве был построен опытный аппарат, который проходил лётные испытания в 1972-1975 гг., совершив 107 полётов с налётом 103 часа.



На каждом шагу в институте установлены различные интересные механизмы, например вот такой.



Или такой. Это получившие «вторую жизнь» аэродинамические весы, изготовленные в 30-х годах по заказу ЦАГИ в германском городе Гёттингене и привезённые в Сибирь в 1941 году.



Пройдемся немного по территории института. Напротив входа в корпус № 1 СибНИА установлен памятник основателю - академику С. А. Чаплыгину, здесь же, в глубине парка, находится его могила. Когда в 1941 году он приехал в Новосибирск, ему было уже 72 года, и осенью следующего года он скончался. По завещанию похоронили его на территории филиала № 2 ЦАГИ.



В глубине территории замечен остов немецкого «Юнкерс-52». Этот трофейный самолёт осуществлял грузоперевозки в Сибири после войны, а сейчас ожидает своей очереди на реставрацию.



Градирня.



Корпус № 1. Заложен ещё при С. А. Чаплыгине.



Следующая остановка в зале ресурсных испытаний ближне-среднемагистрального пассажирского самолёта «Сухой Суперджет-100», расположенном в корпусе № 2/6.
Наше внимание сразу привлёк киль космического корабля многоразового использования «Буран». Да, СибНИА участвовал и в этой космической программе! Здесь испытывались элементы конструкции этого грандиозного корабля.
Обратите внимание: левые створки верхней и нижней секций руля направления - воздушного тормоза демонтированы.



После развала СССР эта программа, как и многие другие, была заброшена. С тех пор здесь и остался этот киль.



Институт планирует передать его в создаваемый в Новосибирске технический музей.



На сегодняшний день в корпусах-стендах СибНИА на испытаниях находятся несколько типов летательных аппаратов, в том числе гражданские SSJ-100, Ту-204 и семейство военных самолётов.



К сожалению, показать испытываемые военные борты я не могу, так что посмотрим пристальней на SSJ.



На этапе создания и в течение периода эксплуатации самолёта проводятся прочностные (в данном случае - ресурсные) испытания, которые позволяют выявить проблемы в силовых элементах конструкции. Самолёты при таких испытаниях натурально ломают. По результатам испытаний делается вывод о надёжности конструкции.



Со стороны самолёт просто не видно, настолько много на нём различных рычагов, приборов, тяг и других элементов испытательного стенда. Трудно даже представить, как это всё устанавливается и работает в многолетнем режиме, какое количество данных снимается и обрабатывается ежедневно.



Для серийных самолётов ресурсные испытания проводятся так: Самолёт опережающими темпами относительно эксплуатируемого парка аналогичных машин подвергают с помощью специального стенда нагрузкам, которые он должен испытывать в полётах, имитируя налёт в течение всего периода эксплуатации. Например, этот «Суперджет» «налетал» в институте значительно больше, чем в авиакомпаниях самые эксплуатируемые (лидерные) самолёты этого типа. Таким образом, по результатам испытаний можно сделать вывод, какие элементы нужно отремонтировать или заменить у самолётов в ближайшее время, а что без проблем сможет пролетать ещё несколько лет.



В корпусе-стенде № 6 СибНИА в своё время испытывали легендарный сверхзвуковой пассажирский Ту-144. Из-за большой длины стенд теплопрочностных испытаний ЦИКЛ-1С не входил в существующее тогда здание, и его пришлось перестроить.



Кроме «Суперджета» (с которым мы расстаёмся) в другом зале на ресурсных испытаниях в СибНИА находится ещё Ту-204. Туда мы и направимся сейчас.



Ещё одно фото «Суперджета» снизу и мы покидаем этот корпус.



На лифте поднимаемся на силовой потолок соседнего корпуса-стенда № 6 статических и ресурсных испытаний натурных авиационных конструкций.



Отсюда видно кусочек Ту-204 в ресурсном стенде.



Так сегодня выглядит снаружи после реконструкции корпус-стенд № 6 СибНИА.



В следующем небольшом цехе изготавливают и собирают планёры первоначального обучения БРО-11М. Несмотря на выходной день, здесь идёт работа.



Планёры БРО-11М предназначены для обучения безмоторным полётам детей с 11-ти лет. В СибНИА разработана целая программа для детей, желающих летать. Этот планер - один из элементов программы.



В цехе можно встретить совсем молодых ребят.



Конечно, авиаподготовка школьников не является прямой задачей авиационного института, но хорошо, что здесь нашли возможность заняться и этим тоже.



Продолжение следует...

Previous post Next post
Up