Заметки об исторической политике в Турции

Apr 20, 2021 22:29

В марте я съездил в Каппадокию. Поездка была велосипедной с элементами пешего и культурно-познавательного туризма, у нас был целый один экскурсионный день, но небольшого общения с турецким гидом хватило, чтобы заметить некоторые любопытные особенности, восходящие, видимо, к исторической политике в Турции.

Поскольку мы смотрели церкви 5-11 веков, римские руины и скальные деревни ещё более древних времен, рассказ гида тоже как бы «обнимал» всю историю Турции, перескакивая через эпохи.

При упоминании троянской войны гид сказала, что поражение в ней было первым столкновением с Европой, а победа под Галлиполи была вторым столкновением с Европой, когда турки отыгрались за первую встречу.

Надеюсь, не надо объяснять, что возводить современных турок к троянцам мягко говоря некорректно, между троянской и первой мировой войнами было ещё множество столкновений народов Малой Азии с народами Европы, с разным итогом, победа под Галлиполи принципиального влияния на ход мировой войны не имела и Османскую империю от поражения не спасла, и вообще за пределами Турции большинство людей о ней не слышало.

Но в победе под Галлиполи впервые ярко проявился полководческий талант Мустафы Кемаля, впоследствии Ататюрка, что послужило ему трамплином в политику. Видимо, идея, что Галлиполи - это реванш за Трою - дело рук кемалистов.

Также примечателен был рассказ про Александра Македонского. Якобы тот, дойдя с войсками до Индии, проникся индийской культурой и понял, что надо не насаждать везде эллинизм, а устроить микс культур Запада и Востока, но был отравлен за эту идею своими менее открытыми миру генералами. Тут, конечно, явно прослеживаются нотки чувства неполноценности своей культуры, желания найти какие-то исторические примеры, что культура востока (а значит и турецкая) не хуже западной, и лучшие западные умы это понимают.

Если рассказ про Турцию отметился вышеописанными несуразностями, то рассказ про историю христианства в Каппадокии меня приятно удивил своим нарочитым материализмом. Я уважаю церковную архитектуру и считаю церковные ценности важнейшим вкладом в культуру, достойным изучения и любования. Но в России по монастырям мне ездить неприятно из-за приторно-сладкого тона большинства экскурсоводов, которые всю поездку кормят тебя духовностью и чудесами, пока они не полезут у тебя из ушей. В Турции рассказ про утверждение христианства был начисто лишён этой слащавости. Вот запомнившиеся мне трактовки:

Превращенный в музей монастырь под Гёреме функционировал по уставу святого Василия (жил в IV веке), который свой сан получил как раз за реформу монастырских уставов.


До него монастыри устраивали в пустошах вдали от мирских поселений, а монахи занимались почти исключительно молитвой, питаясь чем бог пошлёт. Василий потребовал строить монастыри рядом с поселениями, заниматься хозяйственной деятельностью и в трудные времена поддерживать мирян. В монастыре под Гёреме даже сохранилась трапезная конвейерного типа, где нон-стоп кормили нуждавшихся.


Эти изменения, разумеется, привели к тому, что монастыри стали богатеть (ради Господа надо работать максимально усердно и вдобавок бесплатно), а миряне стали их любить гораздо больше, чем раньше.

С разделом Римской империи на две половины перед Константином и Еленой встал вопрос, как управлять восточными землями. Их населяло множество народов, у которых не было ничего общего, кроме христианства. Чтобы понравиться местной знати и тем самым упрочить свою власть, Константин и принял христианство.

С дальнейшим ростом богатства церкви её влияние стало беспокоить знать, которая постаралась ограничить темп роста богатств с помощью движения иконоборцев. Какое-то время шла кампания, что церкви не нужны такие дорогие фрески, иконы, оклады, культовые предметы и т.п. Кампания шла в 9 веке всего 70 лет и закономерно закончилась провалом, но этого времени хватило, чтобы уничтожить более древние росписи, поэтому в церквях 6 века можно видеть росписи самое раннее 11 века. При этом не сказать, чтоб иконоборцы агитировали вообще за голые стены. Но вместо «комикса» со сценками из жизни святых они пытались рисовать абстрактные идеи. Например, самоповторяющийся орнамент символизировал идею бесконечности бога.


Мне эта мысль «рисовать абстракции» кажется очень, очень интересной, я уже месяц прошу жену найти мне что-нибудь по этой теме. Но малограмотным прихожанам абстрактное искусство закономерно было менее близко, чем «комиксы» с чудесами святых.

Волны почитания Девы Марии наша экскурсовод тоже объясняла экономическими причинами. По её словам, её культ особую силу имел, когда христиане были гонимы, т.е. до принятия христианства Римом и после завоевания Каппадокии мусульманами. Мать, защищающая дитя, должна была защитить «детей церкви» от невзгод.

Святой Варваре была посвящена одна из церквей монастыря. Отец запер её в доме, когда уехал на административную должность в Рим, а вернувшись узнал, что дочь взаперти приняла христианство, за что полагалась смертная казнь. Чтоб сохранить свою репутацию, отец лично вызвался убить дочь, за что был сам убит молнией. Удивительным образом Варвара с такой судьбой стала защитницей от морских бурь. Экскурсовод отметила, что это - один из примеров когда святые достаточно рандомно подменяли языческих божеств т.к. у кого-то просить помощи хотелось, а поклоняться старым божествам после принятия христианства не дозволялось.

Я жалею, что не удалось послушать рассказ экскурсовода про какую-нибудь мечеть. Интересно, про ислам в Турции рассказывают так же материалистично?

зарисовки, Турция, общественное

Previous post Next post
Up