Съездили с Захаром
zahmuh по тому же маршруту, по которому 10 лет назад ездили с Димой Крюковым
modelman Попробовали съездить, если точнее.
Маршрут простой: от Москвы с Казанского почти 4 часа на электричке до станции Торфопродукт, дальше в прошлый раз по узкоколейке через торфяники до Гуся-Хрустального, а в этот раз до того же Гуся-Хрустального, но на электричке и дизеле, т.к. за прошедшие 10 лет у нас усилилась безопасность и антитеррор, поэтому руководство торфопредприятия в последний момент сдало назад и катать нас отказалось.
За эти 10 лет я стал ленивей и менее впечатлительным, поэтому большой фотоотчёт писать не хочу, тем более что в посёлке, кажется, почти ничего не изменилось.
Можете почитать прошлый отчёт,
vas-s-al.livejournal.com/189271.html, а затем этот апдейт)
В посёлке то же ощущение потерянности, из-за которого, видимо, Александр Солженицын и решил в 1956 году, что это место, несмотря на невеликую отдалённость от Москвы, и является той самой "нутряной Россией", в которую его тянуло учительствовать.
Строчки про "нутряную Россию" я прочёл на памятнике Солженицыну, который, кажется, является единственным изменением в жизни посёлка за эти годы. В школе, где он учительствовал, теперь есть его музей, а во дворе - памятник и новодельный сруб, который объявили "домом Матрёны". Той самой, из "Матрёнина двора".
Сам бюст, кстати, талантливый.
О посещении надо договариваться заранее, но нам открыли. Директриса грозилась созвать детей, вроде бы они там проводят экскурсии, но к счастью от этого удалось отказаться.
Вообще, мне без всяких шуток хотелось бы узнать, каково это - учиться в солженицынской школе? Явно ведь как с любой "местной" достопримечательностью там должны проходить какие-то "солженицынские уроки", может даже "солженицынские линейки".
Девушка, которая открыла нам дом Матрёны, уклончиво ответила, что они проводят уроки о Солженицыне не как о гражданском деятеле, а как о литераторе.
Ещё в посёлке появилась "Пятерочка" и 1-2 новых богатых дома. И много заброшенных и сгоревших, но может они и раньше были?
После такого начала экскурсии и с учётом эстетики места как-то уже ожидал увидеть на воротах торфопредприятия лозунг "Труд освобождает", но в "ЦРММ" он никак не складывался.
На предприятии нас никто не ждал, поэтому мы обошли его, немного поглазели сзади на кучи торфа и зарытые в них весёленькие вагоны (появление у местных подростков баллончиков с краской - тоже отличие от 2009 года).
Поглазели и пошли пить чай.
А потом поехали в Гусь, благо у Захара был план "Б": 2 остановки на электричке до Нечаевской, там пройти километр до меридионального направления и дизелем уехать в Гусь-Хрустальный с платформы 77 км.
По деревням много домов с красивыми наличниками, к сожалению часто заброшенных.
А на Нечаевском доме культуры обнаружилась ничуть не уступающая им мозаика, правда тоже уже частями разрушенная.
А ещё там на платформе 77 км модные фонари на солнечных батареях.
Если в прошлый раз в Гусе мы были в действующем цеху по росписи бокалов (правда, как я думаю, подпольном), то в этот - пошли в музей хрусталя, который там расположен в Георгиевском соборе.
Хрусталь в пространстве храма производит волшебное впечатление.
Таня сказала, что вообще пересмотрела своё отношение к тому, что есть хрусталь, каким он может быть.
В руках мастеров он становится средством выражения, ничуть не худшим, чем холст или мрамор.
Бонусом идёт картина Васнецова "Страшный суд" и мозаика, выполненная по его эскизу.
В общем, музей совершенно прекрасен, и хотелось бы, чтоб Гусевцы остальной город сделали ему под стать, но увы.
Ничего из ряда вон в глаза не бросилось, но обычная российская неухоженность печалит взор.
В Гусе есть милое кафе-мороженое "Умка", где проводят время подростки. Это очень мило, мы тоже там ужинали.
Почему-то самое пронзительное чувство безнадежности накатывает именно во Владимире.
В отличие от прошлого раза, мы остановились там на ночь, чтоб погулять по Владимиру второй день.
Я был во Владимире раза 4, последний - 8 лет назад, и каждый раз он казался мне депрессивным.
За прошедшие годы стало лучше, появились парки в оврагах, пешеходные улочки со множеством скульптур, множество кафе, почему-то особенно блинных, но при всём при этом от прогулки осталось чувство, что разрыв в качестве жизни с Москвой только увеличился. По-прежнему буквально в ста метрах от Большой Московской начинаются какие-то кривые деревянные заборы, всё облупленное, чувство, будто город в каком-то безвременье, яме, живет по инерции.
На этом давящем фоне отдельные туристические "красивости" выглядят примерно как эта тачка в этом дворе.
Для меня лучшим местом Владимира является букинистический магазин "Эйдос", я запомнил его с прошлого раза и был очень рад, что магазин живёт и здравствует. Новой находкой стал расположенный прямо под стенами Богородице-Рождественского монастыря на Коммунальном спуске по дороге к вокзалу ларёк, в котором торгуют краеведческой литературой, но советской, а из современной держат не однотипные путеводители "по золотому кольцу", а книги местных краеведов. Ужасно милые места, в обоих спустил кучу денег, надеюсь это чуть поможет развитию Владимира.
Ради копания в книгах я отказался от поездки к церкви Покрова на Нерли, куда отправились остальные члены группы.
Знаю, что у них гвоздём программы стало возвращение от церкви в Боголюбово на лошадке.
Ехали по жухлым полям и пили шампанское. Такой вот безумный русский туризм.
В Москву возвращаешься как в другой мир.
Всегда остается щемящее чувство от поездок по соседним областям.
Жалко этих людей и неловко за себя.
В группе была девушка из Екатеринбурга - она сказала, что Владимир - очень позитивный и живой город. На фоне Зеленодольска.
This entry was originally posted at
https://vas-s-al.dreamwidth.org/841283.html. Please comment there using
OpenID.