Книга про, возможно, самый важный вопрос всей советской экономики: как стимулировать трудящихся работать на общее благо, а не пытаться построить свое персональное светлое будущее за счет соседа?
Это сборник статей, сам ещё не читал, возможно что окажется тягомотной позднебрежневской жвачкой.
ЛЕНИНГРАДСКИЙ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ
(
Read more... )
"Во главе с В.И.Лойчиковым - начальником комплекса «А» (т.е. отряда лётчиков-испытателей). На прополку картошки и уборку свёклы выезжали Герои Советского Союза, заслуженные лётчики-испытатели и т.п. и т.д. Я рассказал про этот факт не только для того, чтобы удивить читателя. Мне хотелось лишний раз показать чисто человеческие качества этих людей, а главное подчеркнуть, что наши лётчики совсем не были избалованы льготами и так называемым бытом. Вернее было бы сказать: наше государство (в лице власть имущих) не слишком утруждало себя заботой о лётчиках.
Да и заработок у лётчиков был неадекватен их трудозатратам. В представлении советской публики лётчики-испытатели "гребли деньгу лопатой", но это совсем не так. Я имел возможность в этом убедиться, т.к. некоторое время (с семьдесят седьмого по восемьдесят третий год) получал зарплату по одной ведомости с лётчиками-испытателями ЛИИ и порой невольно видел цифры, означающие заработок лётчика. Цифр называть не буду, но для сравнения скажу, что шахтёры в Инте получали тогда в два, а то и в три раза больше.
Конечно, были отдельные суперсложные высокооплачиваемые программы (испытания палубных истребителей или отработка бездвигательных посадок), но это испытания уникальные, они доставались единицам. В то же время любой рядовой испытательный полёт требует и мастерства, и напряжения от лётчика, не говоря уж о риске. Кстати, категория сложности испытаний, порой, занижалась финансовыми службами, чтобы не допустить перерасхода фонда зарплаты. И это тоже не радовало лётчиков. … Я лично слышал от Валентина Петровича Васина, (начальника Лётно-испытательного центра ЛИИ) такую прибаутку: «Отчего-то мне плохо летается, и не мил мне домашний уют… Потому, что везде причитается, но нигде, ничего не дают!» А ведь именно из-за этого «отчего-то» повышалась аварийность…
От Адамовича я с удивлением узнал, например, такой факт, что нет документа, регламентирующего такую профессию, как лётчик-испытатель МАП (Министерства авиационной промышленности). Таким образом, обязанности, а главное - права лётчиков-испытателей не были зафиксированы на государственном уровне. Поясняю: в перечне профессий не было такой профессии, как лётчик-испытатель и по своему социальному статусу лётчик-испытатель считался РАБОЧИМ(!) И это при том, что подавляющее большинство из них имели высшее образование (а то и два!), даже кандидаты наук были. А уж решать сложнейшие научно-прикладные вопросы лётчику-испытателю МАП приходилось непрерывно! Думаю, читатель не заподозрит меня в пренебрежении к рабочему классу; дело не в названии, а в сути. Например, по существовавшим законам рабочий не мог получать персональную надбавку к окладу, не мог читать лекции в ВУЗе и т.п. мелкие, но неудобные для лётчиков последствия такого их статуса.
После упомянутого письма никаких положительных сдвигов не произошло, но зато последовали «оргвыводы». А вот безопасность лётных исследований стала обеспечиваться способом, который сами же лётчики выразили в кратком полушутливом лозунге: «Отсутствие полётов - залог безаварийности!» P.S. На фото группа лётчиков-испытателей ЛИИ на совхозном поле. (Снимок автора)"
Reply
интересно было бы сравнивать как изменился заработок и трудозатраты после прихода рынка. если судить по отрывочным сведениям, то стало сильно хуже, за редким исключением.
Reply
Reply
Leave a comment