Дочитал книжку "А.И. Анчишкин в воспоминаниях сокурсников и соратников". Не ту, которую выкладывал
http://vas-s-al.livejournal.com/441766.html, а другую, её в бумаге подарили.
Раздумываю, стоит ли её сканировать. С одной стороны, у меня самого из заметок однокашников полноценный образ Анчишкина как-то не складывается. Умный, дипломатичный, осторожный (выучка от отца, который был партицем у Кирова и со слов родственников был им чуть не насильно выслан "в науку", чтобы спасти от грядущей чистки. UPD: по данным другого автора сборника, отец Анчишкина служил не у Кирова, а в аппарате ЦК у Ежова в бытность того наркомом транспорта (Вики подсказывает, что Ежов был назначен по совместительству наркомом водного транспорта 8 апреля 1938 года) и как раз Ежовым был "сослан" в науку со словами "Я уже погибший человек, а ты ещё можешь уйти. Уходи, Ваня, пока не поздно"). Все отмечают, что часто ошибался в людях, считая их лучше, чем они были на самом деле.
С другой стороны, в книжке есть несколько интересных наблюдений, а также 4 последние работы Анчишкина, из которых, как я понимаю, 3 относятся к подготовке пленума ЦК КПСС от 25 июня 1987 года, взявшего курс на развал централизованной экономики. Одна не датирована, но по всей видимости это 1982 год, докладная записка кому-то о трудностях в советской экономике и путях её преодоления.
Докладная записка отличная, по сути выжимка из тома 3.1. КП НТП до 2005 года, если буду сканить книжку, то ради неё.
Обращает на себя внимание следующее.
С одной стороны, в записках 1987 года весь набор реформ, которые впоследствие привели к развалу. За исключением шоковой либерализации цен. Однако с тем набором предпосылок (полноценный рынок предметов потребления и ограниченный - средств производства, косвенное регулирование независимых экономических агентов через монетарную политику и т.п.) к этому бы всё равно пришли.
С другой стороны, главная записка помечена 19-м июня, а 24 июня Анчишкин умер в возрасте 53 лет, что как бы намекает, что, видимо, многое из написанного давалось ему нелегко. Плюс в одном месте у него интересная ремарка: "Названные выше формы осуществления экономической политики социалистического государства, стержнем которой остается общегосударственной планирование, диктуется самой логикой начатых преобразований. Они, по сути дела, уже предопределены, если до конца проводить в жизнь принцип полного хозрасчета, самоокупаемости и самофинансирования объединений и предприятий. Они предопределены также развитием, хотя бы в ограниченных рамках, оптовой торговли средствами производства, укреплением хозяйственной самостоятельности колхозов и совхозов, расширением кооперативных и индивидуальных средств труда".
Под определенным углом зрения эту цитату можно понимать как "я принял спущенный сверху курс как данность, и просто пытаюсь продумать, как сделать его более последовательным".
В КП НТП 1983 года упор был сделан на необходимость борьбы с несбалансированностью развития.
К 1987 году (последняя КП НТП до 2010 года) акцент сместился на необходимость срочно вернуть людям трудовую мотивацию. Для этого предполагалось использовать все возможные средства, в том числе закупки ширпотреба за рубежом, дифференциацию доходов, ограниченную торговлю основными фондами, короче - срочную борьбу с дефицитом, который обессмысливал работу за зарплату.
Представляется интересным вопрос, в какой мере разработка комплекса рыночных мер была вызвана именно предыдущим 20-летним неудачным опытом решения этих проблем в рамках централизованного планирования.
Мне схема идеологического дрейфа видится следующим образом:
1. Обнаруживаем диспропорции в развитии, вызванные ускоренным развитием одних отраслей за счет других.
2. Их сущестование возможно только в том случае, если голос используемых отраслей не слышен при составлении планов.
3. Рапортуем. Пытаемся сдвинуть планы в сторону учета интересов обделенных отраслей (то самое "участие трудящихся в управлении").
4. На нас 20 лет кладут с прибором.
5. От идеи "включить нужды обделенных в план" приходим к идее "сделать обделенных независимыми от плана".
Таким образом, дрейф в сторону "социалистического рынка" в значительной мере вызван неучастием трудящихся в управлении, игнорированием потребностей отдельных групп населения при составлении директивных планов.
В некотором смысле, "реальный социализм" сам породил своих могильщиков (с).
Остается неясным, как ученик Цаголова, которого и сейчас бывшие сослуживцы неоднократно характеризуют как марксиста, не понимал (во всяком случае письменно), что предлагаемый комплекс мероприятий приведет к созданию у части коллективов антиобщественных интересов.
Возможно, тут сказалась черта, отмеченная почти всеми, кто писал воспоминания - Анчишкин регулярно думал о людях лучше, чем они есть.
А еще из статей косвенно указывается, что планы по снижению себестоимости не утверждались уже очень и очень давно. Интересно было бы узнать, наконец, себестоимость исчезла в ходе реформы 1965 года, или ещё раньше?