Книга забавна стилем. Когда поток перестроечной публицистики подхватил серьезных советских ученых, и они тоже стали писать свои труды не занудно-сушеным языком, а как памфлеты: "Доколе
( Read more... )
Оффтоп, встретил описание начальной сов.экономики у молодого автора - как оцените, насколько адекватно:
Вопреки расхожему мнению, сверхамбициозных целей первых пятилеток предполагалось достигать не только методами «давай-давай» («энтузиазм трудящихся масс») и репрессий, хотя и они играли свою существенную роль.
Основным механизмом была ценовая политика. Государство закупало у предприятий продукцию по фиксированной цене, которая обеспечивала предприятиям минимальную прибыль. На эту прибыль можно было выплатить премии или оборудовать новую заводскую столовую. Единственный способ ее повысить - снизить себестоимость продукции. Теоретически, каждый рабочий заинтересован в том, чтобы найти способ это сделать, - вот вам стимул к инновациям.
Более того, время от времени закупочные цены планово снижались. Те, кто не внедрил никаких инноваций, снижающих себестоимость, оставался вовсе без прибыли. Чем дальше, тем выше была вероятность, что директор такого предприятия поедет на Колыму, а его сменит кто-то более рачительный - а что, тоже стимул.
Рабочих и специалистов передовых предприятий регулярно собирали на слеты, чтобы они делились там своими придумками. По их результатам выпускали книжки, которые рассылались по всем предприятиям соответствующей отрасли. Посылка сопровождалась предупреждением: скоро снизим закупочные цены; вот тут написано, как снизить себестоимость, чтобы сохранить рентабельность; не внедрите - пеняйте на себя.
В этом был институциональный смысл Стахановского движения: передовики находили способ снизить себестоимость и/или повысить выработку, а затем эти способы делались общеобязательными.
Эти механизмы замещали рыночную конкуренцию, которая стимулирует рост и развитие при капитализме, и при этом были свободны от ее ограничений, поскольку не было риска монополизации. По идее, себестоимость со временем должна была снизиться до пренебрежимо малых величин - это и должно было знаменовать наступление изобилия и, соответственно, коммунизма.
вполне адекватно, я сам примерно такими же словами про неё рассказывал. Но для честности нужны оговорки, что механизм этот заработал только с середины второй пятилетки (1935 год - стахановское движение, и, кажется, 1936 - образование фонда директора на предприятиях), а уже где-то с 1939 года упор пошёл на рост интенсивности труда (вторые смены и т.п.) т.к. одного "пряника" не хватало, плюс чем дальше тем больше переориентация на производство военной продукции, которая населению, понятное дело, не продается и благосостояние не повышает. После войны (точнее после денежной реформы) механизм восстановили, он был в основе знаменитых снижений цен.
Вопреки расхожему мнению, сверхамбициозных целей первых пятилеток предполагалось достигать не только методами «давай-давай» («энтузиазм трудящихся масс») и репрессий, хотя и они играли свою существенную роль.
Основным механизмом была ценовая политика. Государство закупало у предприятий продукцию по фиксированной цене, которая обеспечивала предприятиям минимальную прибыль. На эту прибыль можно было выплатить премии или оборудовать новую заводскую столовую. Единственный способ ее повысить - снизить себестоимость продукции. Теоретически, каждый рабочий заинтересован в том, чтобы найти способ это сделать, - вот вам стимул к инновациям.
Более того, время от времени закупочные цены планово снижались. Те, кто не внедрил никаких инноваций, снижающих себестоимость, оставался вовсе без прибыли. Чем дальше, тем выше была вероятность, что директор такого предприятия поедет на Колыму, а его сменит кто-то более рачительный - а что, тоже стимул.
Рабочих и специалистов передовых предприятий регулярно собирали на слеты, чтобы они делились там своими придумками. По их результатам выпускали книжки, которые рассылались по всем предприятиям соответствующей отрасли. Посылка сопровождалась предупреждением: скоро снизим закупочные цены; вот тут написано, как снизить себестоимость, чтобы сохранить рентабельность; не внедрите - пеняйте на себя.
В этом был институциональный смысл Стахановского движения: передовики находили способ снизить себестоимость и/или повысить выработку, а затем эти способы делались общеобязательными.
Эти механизмы замещали рыночную конкуренцию, которая стимулирует рост и развитие при капитализме, и при этом были свободны от ее ограничений, поскольку не было риска монополизации. По идее, себестоимость со временем должна была снизиться до пренебрежимо малых величин - это и должно было знаменовать наступление изобилия и, соответственно, коммунизма.
https://nplus1.ru/material/2019/11/06/communism-1
Reply
Но для честности нужны оговорки, что механизм этот заработал только с середины второй пятилетки (1935 год - стахановское движение, и, кажется, 1936 - образование фонда директора на предприятиях), а уже где-то с 1939 года упор пошёл на рост интенсивности труда (вторые смены и т.п.) т.к. одного "пряника" не хватало, плюс чем дальше тем больше переориентация на производство военной продукции, которая населению, понятное дело, не продается и благосостояние не повышает.
После войны (точнее после денежной реформы) механизм восстановили, он был в основе знаменитых снижений цен.
Reply
Очень всё розово, реальность была иной. Посмотрите статью Фельдмана здесь: https://российская-история.рф/archive/2023-4
Reply
Leave a comment