ПОВЕСТЬ О ДВУХ ИИСУСАХ

Apr 07, 2014 21:44

Оригинал взят у iov75 в ПОВЕСТЬ О ДВУХ ИИСУСАХ
Опубликованное в мировой сети исследование Андрея Безродина «Конкордация» (согласование), смутило и озадачило многих. Безродин в литературной форме проинтерпретировал евангельские разночтения, исходя из посылки, что синоптики (т.е. евангелисты Матфей, Марк, Лука) и евангелист Иоанн описывают двух разных людей, двух разных Иисусов из одного и того же Назарета.
Можно сказать, что идея эта витала в воздухе. Так Хаим Коэн в своей книге «Иисус - суд и распятие» замечает по поводу канонических евангелий: «Разногласий и противоречий много, и некоторые из них касаются предметов столь существенных, что подчас кажется, будто речь идет о совершенно различных происшествиях и личностях. Временами Иисус в Евангелии от Марка ничуть не похож на Иисуса в Евангелии от Иоанна: они говорят иначе, действуют иначе, умирают иначе».

А Михаил Розин в книге «Дракон, пожирающий Израиль» пишет: «Новый Завет предлагает читателю двух разных Иисусов. Иисус синоптиков и более поздний Иисус Иоанна - это два несхожих персонажа. Первый (если отбросить легенду о творимых им чудесах) близок к реальному человеку. Он отнюдь не считает себя богом. На обращение юноши “Учитель благий” Иисус отвечает: ”Что ты называешь Меня благим? Никто не благ как только один Бог” (Матф. 19:16-17). Иоаннов Иисус, напротив, не страдает излишней скромностью: “Я - свет миру”, “Я - дверь овцам”, “Я есть пастырь добрый”, “Я - хлеб жизни”, “Я есть воскресение и жизнь”, “Вы называете Меня Учителем и Господом и правильно делаете”, “Видевший Меня видел Отца” и т.д. Более того, в Евангелии от Иоанна Иисус - главное божество: ”Все через Него начало быть, и без Него ничего не начало быть”; “Отец любит Сына, и все дал в руку Его”; “Ибо Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну” (Иоан.1:3; 3:35; 5:22). Однако, поскольку христианские фундаменталисты говорят, что все четыре евангелия “богодуховенны” и что везде речь идет об одном и том же “богочеловеке”, нам приходится рассматривать этот собирательный образ как единое целое».

Но вот Безродин пошел прямо противоположным путем. Он представил именно «богодуховенные» Евангелия, как описывающие двух разных персонажей! Сюжет получился достаточно любопытный, хотя до конца непонятно, шутит Безродин, или всерьез так уверовал


В любом случае, христианам действительно трудно ужиться с идеей двух Спасителей, и то, что сама «богодуховенность» вставляет такие палки в колеса, особого восторга у них вызвать не может.

Аналогичная идея, была, правда, высказана в начале ХХ-го века основателем антропософии Рудольфом Штайнером, но она касалась лишь расхождений между синоптическими евангелиями в вопросе родословных.

В своей книге «Пятое Евангелие» Штайнер утверждает, что при Ироде Великом в Назарете жили два Иисуса, родителей которых звали Йосиф и Мария. Один Иисус, по мысли Штайнера, происходил от сына Давида Соломона (родословная которого находится в Евангелии от Матфея), а другой от сына Давида - Натана (родословную которого приводит евангелист Лука).

Это удивительное предположение, разрешающее противоречие в родословных, в то же время было положено Штайнером в основание совершенно фантастической теории о воплощении души Заратустры в Иисуса потомка Соломона, с последующим ее перевоплощением в тело Иисуса потомка Натана, после смерти первого в 12-ти летнем возрасте. Таким образом, Иисус потомок Натана (который, по мысли Штайнера, и описан в Евангелии), заполучил целых две души!

Для человека, не прошедшего всех уровней оккультных заморочек, такую версию спасения принять всерьез очень трудно. Между тем последователи Штайнера обнаружили в храмах и картинных галереях немало изображений, как будто бы подтверждающих существование двух младенцев и даже отроков Иисусов!

Так, автор книги «Детство и юность Иисуса» Эмиль Бок пишет: «В Берлине, в Далемской картинной галерее, висит картина Рафаэля «Мадонна с тремя мальчиками». Один из мальчиков - маленький Иоанн. А два других - один сидит на коленях у Марии, и второй стоит рядом, прильнув к ней. Нельзя утверждать, что Рафаэль имел ясное, осознанное представление о двух мальчиках Иисусах, хотя исключать подобную версию тоже не следует. Быть может, это связано с некой тайной традицией художников: вдохновенное чутье мастера сумело уловить духовно верный образ далекой истории. Быть может, художник даже не вполне отдавал себе отчет в том, что изображает, но сознавал правду образа.

В музее романской церкви Амвросия в Милане мы видим сверкающую яркими красками картину Боргоньоне (1455-1523): двенадцатилетний Иисус в храме. В центре на месте учителя сидит отрок с одухотворенным ликом; ученые книжники - у его ног. Слева на переднем плане - окутанный тенью второй мальчик».

Если не принимать в расчет фантастических объяснений Штайнера, то «Конкордация» Андрея Безродина, похоже, действительно объясняет, как на полотнах европейских художников могли появиться столь странные сюжеты.

О том, как Безродин пришел к своим нестандартным идеям подробно описывается в книге Ури Шахара «Мессианский квадрат», опубликованной в минском издательстве МЕТ.

Автор: Арье БАРАЦ - израильский писатель, автор религиозно-философских книг и статей, посвященных проблеме взаимоотношения иудаизма и тех аспектов европейской культуры, которые можно рассматривать как духовные эквиваленты религии.

ReligioPolis

Previous post Next post
Up