Петр Николаевич Савицкий и его наследие

May 15, 2015 13:13

Один из самых крутых политологов России Олег Матвейчев, урождённый новокузнечанин, постит диссертацию земляка-новокузнечанина Андрея Полухина. Я уже пробовал читать сей труд и заверяю: чтение трудное, но полезное. Как, впрочемЮ, всё достающееся трудом.
Диссертацию Полухин защищал в Томском госуниверситете у известнейшего историка-мидеивиста Бориса Могильницкого. Это знак качества.
Признаюсь, я учился в Томском универе и знавал Могильницкого в пору его замдеканства на историко-филологическом факультете, а сам Могильницкий был однокурсником моего старшего брата на том же факультете...
Блин, если вдуматься, то все сибиряки - родня. Хотя бы идеологически...

Короче, нижеследующий текст категорически рекомендую.

Оригинал взят у matveychev_oleg в Петр Николаевич Савицкий и его наследие
Оригинал взят у an_poluhin в Петр Николаевич Савицкий и его наследие
К 120-летию рождения Петра Николаевича Савицкого (15 мая 1895 - 13 апреля 1968) - творца Евразии, идеолога современной России

Часть I. Целостность России-Евразии

Имя Петра Николаевича Савицкого мало известно широкой публике, но зато его идеи знают все граждане России. Он автор проекта Россия-Евразия, употребления термина «Евразия» по отношению к области российского мира. Эта плодотворная идея пришла ему на ум на родине, в Малороссии (а он был малороссийским дворянином с многовековой историей, чем весьма гордился), в Полтаве, в разгар Гражданской войны, осенью 1919 г. Всю свою бурную жизнь этот ученый создавал сложную систему научного россиеведения. Именно последнее является самым выдающимся его вкладом. На этом следует остановиться более подробно.



Благодаря его исследованиям Россия впервые предстала целостной системой («картина-система» в его словоупотреблении, его труд на чешском с характерным названием «Россия как целое» говорит о многом). Причем эта целостность была обоснована научными данными и закономерностями. В 1927 г. в Праге вышла его знаменитая монография «Географические особенности России. Ч. I. Растительность и почвы». Этот сугубо географический, климатологический, почвенно-ботанический труд заложил фундаментальную основу научного обоснования единства России-Евразии и области российского мира. Эту малоизвестную и до сих пор не переизданную работу следует поставить выше такого россиеведческого труда как «Россия и Европа» Н.Я. Данилевского (последнему не хватало базы прикладного научного анализа страны, особенно из сферы естествознания). Понимание сущности России должно базироваться на сумме научных фактов. Эти изыскания Савицкого с восторгом были приняты специалистами в СССР. Сразу же последовала благожелательная рецензия в ленинградском журнале «Природа». А идея «периодической системы» природных зон Евразии Савицкого была изложена на Родине в фундаментальном труде 1948 г. «Ботаническая география СССР» академиком Н.В. Павловым. При этом П.Н. Савицкий уже три года как отбывал свой срок заключения. Он был арестован СМЕРШом в победном мае 1945 г. в Праге. В эмиграции он был создателем и руководителем антисоветского движения евразийцев, которое ставило целью переродить советскую власть, не разрушая государства заменить в нем безбожную коммунистическую идеологию на правильную евразийскую. Евразийцами предпринимались практические шаги по достижению желаемого. Но даже такие аспекты не помешали его почитателям в СССР, в том числе знаменитому учёному, академику Л.С. Бергу, членам Географического общества СССР, ходатайствовать перед властями о его освобождении. Эти ходатайства возымели определенное действие: видимо, этим объясняется пребывание П.Н. Савицкого в столь «курортных», по зековским меркам, лагерях для политзаключенных и деятелей науки и культуры, где не было уголовников.







Следует отметить, что методология П.Н. Савицкого, его идейные наработки в области истории и геополитики существенно повлияли на позднего П.Н. Милюкова (идея П.Н. Савицкого о месторазвитии стала методологическим каркасом очерков Милюкова по истории русской культуры) и на известного историка Г.В. Вернадского (сын В.И. Вернадского).

Так в чем же заключается самозаконность и своеобразная самодостаточность русского мира? Для этого надо посмотреть целостно на систему частей Старого Света. В этих общих наблюдениях П.Н. Савицкий частично повторял идеи других авторов, но они также важны для воссоздания всей картины.

Старый Свет состоит из окраинно-приморских миров, это Европа и Азия, и особого внутриматерикового историко-географического мира России-Евразии. Каковы их характеристики? В окраинно-приморских мирах либо очень влажно, либо весьма засушливо, там нет резких перепадов температур. Европа - это сплошная полоса леса, где северные бореальные леса плавно переходят в субтропические, иные природные зоны там присутствуют эпизодически и не носят системного значения. Также Европа - это зона преимущественно неполивного земледелия. Азия же зона поливного земледелия. На востоке Азии, в районе Тихоокеанского побережья также наблюдается практически непрерывная цепочка перехода северных лесов в южные, хотя они, безусловно, несравнимы с европейскими.

Область российского мира Евразия - это сочетание трех-четырех равнин: Беломорско-Кавказской (как назвали её евразийцы), Западно-Сибирской и Туркестанской, а также продолжением ядра Евразии является Среднесибирское плоскогорье. При этом Урал, как внутренняя перегородка, и Арало-Иртышский водораздел никакими природными, историческими и геополитическими границами не являются. Эти все евразийские равнины лежат на берегах Северного Ледовитого Океана, утверждал П.Н. Савицкий, повторяя красивый образ Д.И. Менделеева.

На этих равнинах и далее на восток наблюдаются большие перепады температур, зимой стабильный снежный покров (как образно выразился П.Н. Савицкий, «русский мир есть область «русской зимы»»), а весной половодье (всех этих важных признаков нет в Европе и во многом на Дальнем Востоке). Континентальность Евразии подчёркивается тем, что она получает осадков менее 600 мм. в год, но не меньше чем 300 мм. (в Европе и в Азии либо больше, либо меньше). В России смешенная форма поливного и неполивного земледелия. Присутствует лишь эпизодический выход к теплым морям.

Но не только эти элементарные критерии (на существование которых важно указать) являлись основными элементами, которые создавали прочную основу для обоснования единства русского мира. Россия-Евразия имеет удивительную природно-географическую симметрию. Центральная часть российского мира - лесостепная полоса, которая непрерывно идет от Карпат до Алтая (восточноевразийская возвышенная степь в Монголии имеет разорванный характер, но это не отменяет единства евразийского мира). Это хребет евразийского мира. Здесь наблюдается наибольшее разнообразие видов животных, растений, почв, а также людских сообществ, стабильно собирались наибольшие урожаи. На этой линии расположены важнейшие и часто крупнейшие города евразийского мира: Киев, Чернигов, Нижний Новгород, Казань… Добавим, что Москва через участки ополья примыкает к этой линии, а все крупные сибирские города четко стоят на ней.

Такая уникальность лесостепной полосы объясняется благоприятным и оптимальным сочетанием тепла и влаги в области евразийского мира. К северу тепла меньше, влаги больше. Поэтому природный и человеческий фон тускнеет. Всё заканчивается безжизненными пустынями Арктики. На юге тепла больше, а влаги не хватает. Человеческий и природный фон там также становится менее насыщенным. Всё это, как правило, упирается в безжизненные пустыни и горное окаймление с редкими плодородными оазисами. Таким образом, перед нами вырисовывается стройная система вытянутой в широтном плане Евразии: с насыщенной лесостепной полосой в центре и своеобразными «пустынями» на севере и юге.

У Евразии есть и другое, присущее ей деление, которое формирует её основное тело. Как писал П.Н. Савицкий, Евразия есть область четырехполосных флагоподобных природных зон: тундры, леса, степи и пустыни. Они во многом соответствуют географическим и геополитическим границам России. Ученый обосновал методологию нахождения четких границ этих природных зон, что получило определенное признание в науке. Сформулировал критерий «юго-северных» и «центро-периферических» правильностей (об этом подробней в его работах «Географические особенности России. Ч. I. Растительность и почвы» и «За творческое понимание природы русского мира»).

Классическая граница историко-географического мира России-Евразии у П.Н. Савицкого выглядит следующим образом. На западе естественная граница между Европой и Евразией совпадает с границами Русской империи и Польши (Польша и Прибалтика были инородными включениями в составе Российской империи, что порождало, по его мнению, много проблем в последний период её существования). Эта граница проходит в районе черноморско-балтийской перемычки (междуморье) по течению рек Неман - Западный Буг - Сан - устье Дуная. На этом пограничном 5° меридиане от Пулкова выклинивается степь, заканчивается тундра. Восточная Галиция (та часть Галиции, которая впоследствии вошла в состав СССР, а Западная Галиция ныне находится в составе Польши), Волынь и Подолия являются частью Евразии. На северо-западе граница пролегает между Балтийским морем и побережьем северной Норвегии. Тундра как сплошная полоса начинается в районе Мурманска на российско-норвежской границе и идет далее на восток. В Норвегии тундры как сплошной полосы нет. Она эпизодически присутствует лишь в горах. Поэтому русско-норвежскую границу, которая в истории мало менялась, следует считать естественной. Финляндия по фактору наличия половодья и пойменных лугов является частью евразийского мира, но часто принадлежность Финляндии к Евразии самими евразийцами ставилась под сомнение.

У этой западной границы России-Евразии очень много природных, геополитических и цивилизационных свойств. Она является отправной точкой двух волн колонизации, идущих одна на Запад другая на Восток и сталкивающихся в районе Берингова моря. «Черноморско-балтийское междуморье» является, в том числе, границей внутри славянского мира, принадлежащего различным культурно-историческим мирам. Западная граница Евразии совпадает с рядом ботанико-географических границ: например, восточные границы произрастания тиса, бука и плюща. Лесная зона к западу от этой границы имеет непрерывный сплошной характер, к востоку данная зона разделяется на степную на юге и лесную на севере.

На Дальнем Востоке также граница Евразии и Азии пролегает «в долготах выклинивания сплошной степной полосы при ее приближении к Тихому океану, т.е. в долготах Хингана». Русский Дальний Восток, область восточнее 90° восточной долготы от Пулкова, принадлежит Азии и не является частью Евразии, что есть пример несовпадения политических и географических границ, так как они не всегда параллельны. В Китае граница между азиатским и евразийским географическими мирами проходит по Великой китайской стене и по горным хребтам провинций Чжили, Шаньси, Шэньси и Ганьсу. Как очевидно, здесь тоже наличествует несовпадение геополитических и реальных границ.

На юге Евразию окружают иранские и тибетские нагорья. Положение Тибета у П.Н. Савицкого двойственно. Тибет, как видно из исследования, преимущественно окаймлял Евразию своими хребтами. В работе 1930 г., как и в статье 1931 г., из описания природы Евразии следует, что плоскогорья Тибета также являются принадлежностью Евразии. Границы на юге и севере, как это отмечал П.Н. Савицкий, весьма условны - все зависит от места, где провести границы. В окрестностях Кушки южная граница равняется 35° северной широты, а северная граница заходит за 70° северной широты.

Ученого интересовала глобальная геополитическая специфика, региональная, местоположение городов. Вот как он характеризует систему нахождения столиц в области евразийского мира. Столица России Москва занимает особый для хода истории район: «лесополевая» область на оси «треугольника» смешанных лесов, который имеет вершину на востоке «(на Волге между Нижним Новгородом и Казанью) и основание на западе (приблизительно по линии: устье Невы - Киев)». В лесных районах область смешанных лесов больше годится для распашки. Эта область смешанных лесов есть путь от Москвы на запад, так как в рамках природы она близка к европейским условиям. Если от Москвы глядеть на северо-восток и на юго-восток, то там лежат области «внеевропейские» - тайга на севере и лесостепь, переходящая в Дикое поле, на юге. В момент опасности князь уезжал как раз на северо-восток собирать войско.

Следует заметить, что подчеркивание П.Н. Савицким геополитической важности соседства тайги с Москвой, где была зона укрытия (добавим, что во время «Стояния на Угре» Иван III казну и семью укрыл в Кирилло-Белозерском монастыре, в те краях уходили в случае опасности), обнаруживает общее значение болотистых районов, таежных мест для характера самобытности и уникальности России. Ведь уникальных стран мало. Известно, что США и Великобритания - это «геополитические острова», они как бы всегда в стороне от основных потрясений Старого и Нового Света, находясь как бы в тылу событий. Такое положение им дает естественное преимущество. Такая же уникальность есть и у России. У неё всегда есть тыл, место укрытия, которыми всегда служили непроходимые тайга и болото. Именно в этих местах застряло немецко-финское наступление под Ленинградом в 1941 г. Такой ситуации способствует немного и Арктика, но она позволяла иностранцам в истории доходить по морю и до устья Енисея. Арктика не остановила высадку интервентов в Мурманске и Архангельске во время Гражданской войны и не мешала сражениям с фашистскими кораблями в Карском море во время Великой Отечественной войны (была и атака на Диксон в августе 1942 г., и попытка блокировать этот порт в 1943 г.). Тайга и болота - только они могли их остановить. Это естественный тыл России, делающий её уникальной страной.

Сам П.Н. Савицкий отмечал, что русские, освоив тайгу, сделали её стихией соразмерной степи, что сформировало русский «континент-океан». Присоединение Россией Сибири явилось первоосновой русской мощи, что поставило «Русь вообще вне круга всех прочих держав мира». Россия выступает новой исторической силой и наследует объединительную роль в Старом Свете, что приведет к созданию органического целого и к снятию противопоставлений между Востоком и Западом. В последнем моменте ученый развивал общую для евразийцев идею, согласно которой Старый Свет может гармонично и полноценно духовно развиваться, когда есть такой евразийский посредник между окраинно-приморскими мирами. В противном случае, особенно, когда торговые пути сместились на океан, окраины старого света (Европа и Азия) в духовном плане приходят в упадок. Заметим то, что в XX в. Советская Россия/СССР были как раз проводниками многих идей, которые широко распространились и пустили корни в мире.

Санкт-Петербург расположен в зоне сочетания различных разноодарений, что предопределило появление здесь столицы. Тут «стык моря с водными путями», связывающие город с внутренними районами страны, богатая древесная растительность, хорошие глины, гранит и строительный камень, природные высоты, залежи железа и торфа, рыбные богатства и гидроресурсы. Такое сочетание обуславливает появление в подобных местах крупных городов и, безусловно, столиц.

Сарай и Пекин тоже имели в Евразии неслучайные местонахождения на границах растительно-почвенных рубежей. Так, один из Сараев, расположенный на левом берегу реки Ахтубе, находится на рубеже пустыни и степи. При этом Сарай показывает северо-западный угол нахождения внутриконтинентальной пустыни, которая служила основным коридором сношений в рамках Монгольской империи. Данное подчеркивалось непрерывностью дороги от Сарая до столицы империи Хан-Балыка (Пекин). Столица династии Юань (период монгольской династии в истории Китая) Хан-Балык своим пограничным месторасположением (восточная окраина пустыни) была симметрична западному Сараю. Сухопутные транспортные коридоры дополнялись в районе столицы Золотой Орды водными путями. Речные пути, Волга и близкорасположенный Дон, соединяли Сарай с Русью, Приазовскими землями, Причерноморьем и болгарскими областями.

Петр Николаевич отмечал следующее наблюдение. Четыре важнейшие столицы, из которых управлялось пространство евразийских равнин (два Сарая, Москва и Санкт-Петербург), пребывают на карте на одной прямой, что есть «ось развертывания» почвенно-ботанических зон доуральской России. С XIII в. до XVIII в. столица евразийских низменностей-равнин передвигалась с юго-востока к северо-западу от более ранней до более северной (от Сарая до Санкт-Петербурга). В XX в. столица вернулась в Москву, что означало начало нового процесса в обратном направлении.

П.Н. Савицкий вместе с евразийцами настаивали на существовании особой общности на пространстве Евразии, которая объединяла жителей четырех природных зон: тундры, леса, степи, пустыни. Это единый исторический мир с особыми свойствами и закономерностями. Следует заметить, что тема борьбы и взаимодействия леса и степи в истории России красной нитью проходит через всю российскую классическую историографию. В евразийской научной литературе эти аспекты борьбы и взаимодействия наиболее показаны в работах историка Г.В. Вернадского.

Жители Евразии испытывают друг к другу сродство душ, взаимную симпатию, у них есть монгольское чувство континента, которое соразмерно европейскому ощущению океана. Евразийцы даже пытались по известным им параметрам крови нащупать единство евразийского мира. Им здесь не хватало современного материала по ДНК-генеалогии. В описанном евразийцами ядре Евразии от Карпат и Львова до Саяно-Алтайской горной страны преимущественно живут народы, говорящие на разных языках, но имеющие во многом общую ДНК-генеалогию (у П.Н. Савицкого русский народ, расселившийся на просторах Евразии, в этническом плане скреплял это пространство). Практически у всех есть предположительно индоарийская гаплогруппа R1а1 (у русских, украинцев, белорусов, шорцев, телеутов, алтайцев, киргизов, некоторых групп хакас эта гаплогруппа составляет от 48 % до 60 %, а татары, башкиры, марийцы, мордва, чуваши, коми имеют её в коридоре от 20 до 40 с лишним процентов, казахи 18 %…). Также многие народы Евразии имеют гаплогруппу, которую условно можно связать с народами Западной Европы, R1b. Где-то от 10 % у русских и до 43 % у башкир и осетин. Неотъемлемой частью гаплогрупп многих народов Евразии является финская N (14-19 % у русских, 10 % у белорусов, у татар 18 %...). Безусловно, есть разные исследования и разные результаты, наука эта находится лишь в стадии становления. Однако несмотря на наличие разных исключений, общая картина более или менее ясна: народы Евразии часто во многом имели один и тот же набор гаплогрупп, который у них складывался в разных пропорциях. Это и не удивительно: скифы, половцы/кыпчаки… издревле кочевали от района Алтая до Карпат. Не поэтому ли звериный стиль древности, как указывал тот же П.Н. Савицкий, объединял народы Евразии, а русский деревянный дом был известен от Украины и до Монголии. Это вовсе неслучайно существование у народов Евразии единства жизненного уклада. Ведь Россия-Евразия - это не Восток и не Запад и не их сумма, а особый самобытный историко-географический мир.

Классические границы России-Евразии подтверждаются аналогичными границами евразийского языкового союза (смотрите работу: Савицкий П.Н. Оповещение об открытии (Евразия в лингвистических признаках) // Евразия в свете языкознания. Прага, 1931). Здесь евразийскими авторами были такие глыбы мирового языкознания как князь Н.С. Трубецкой и Р.О. Якобсон. Их выводы весьма интересны. Различные языки, даже абсолютно генетически неродственные, довольно часто группируются в одном географическом регионе, где они существуют на правах соседей. Сходство между неродственными языками существует благодаря «продолжительному соседству и параллельному развитию». В языках евразийского географического мира для дифференциации словесных значений употребляется различение согласных по твердости и мягкости (например, быт - быть, волна - вольна, вес - весь и т. д.). Эти особенности языка в Евразии распространены везде от северного самоедского языка и наречия Подкарпатской Руси до языка каракиргизского на Памире и монгольского в Ордосе. Народы Европы и Азии в своих языках эти различия не знают. Для них данные различия в русском языке представляют наибольшую сложность. Поэтому евразийским народам проще учить евразийские даже неродственные по происхождению языки, чем языки европейские и азиатские. Возникновение в Евразии языкового союза у славян, связанных с евразийским кругом, и монголов началось в начале второго тысячелетия. Существование Монгольской империи как раз было подготовлено и связано с этим процессом. У народов урало-алтайской группы - гунны, первоначальные тюрки - подобные процессы в первом тысячелетии были связаны с возникновением их держав в данное время. Славяне и венгры, расселившиеся в Европе, стали терять эти свойства языка. То же касается османских турок, обосновавшихся в средиземноморье, и финнов, и эстонцев в Европе. Все эти языки перерождаются в языки «периферического типа».

По мнению П.Н. Савицкого, с проблемой «языкового союза» связана проблема «этнографического союза», который построен по подобию первого. Важно изучать эти «этнографические союзы», основанные на продолжительном соседстве и параллельном развитии, а не на родственном происхождении.

Продолжение
Кандидат исторических наук, А.Н. Полухин

Up