Оригинал взят у
kiselevi в
Национальные парки в США и в России: сравнение, проблемы и их причины Никита.
Россия - невероятно красивая страна. Но видим ли мы нашу страну? НЕТ! Мы сидим в Москве или Питере, мотаемся по командировкам и в отпуска уезжаем в Европы, Египты, Тайланды и тд - подальше. И никогда не видим России. Никто из нас никогда не путешествует по самой большой в мире стране, нашей стране. Мы знаем географию Европы лучше, чем географию России, и мы были в большем количестве европейских стран, чем российских регионов (не считая коротких командировок, в которые только и видишь, что аэропорт, гостиницу, работу и ресторан). Мы не знаем своей страны, но очень много о ней говорим.
Американцы очень много путешествуют по США. Вместо заграничных поездок они часто выбирают свой внутренний туризм, в том числе туризм природный. Американцы наслаждаются красотой своей страны, потому что эта красота перед ними раскрыта. Я говорю прежде всего об образцово организованных национальных парках США.
Я считаю, что национальные парки - это лучшее, что есть в США. Я говорю это абсолютно серьезно и спокойно, понимая, что национальные парки - это одно из того немногого американского, о чем я действительно буду скучать по возвращении на Родину.
О том, как посещение природных зон организовано в США, в сравнении с тем, как это бывает у нас в России, какие у нас проблемы, и почему это так, читайте далее.
Американцы много путешествуют по своей стране и любят ее красивую природу.
Как американец наслаждается природой США?
Американец собирается в отпуск. Или у него просто выдались, например, три выходных.
Он заходит на один из многочисленных профессионально организованных и хорошо оформленных сайтов (в том числе государственных), посвященных американским природных зонам, и выбирает, куда хочет поехать.
Он садится в машину и едет по отличному многополосному шоссе (многочисленные указатели на шоссе подсказывают ему дорогу) со скоростью минимум 120 км в час до места своего назначения - природной зоны.
Рядом с ней обязательно будет небольшой поселок с комфортабельными гостиницами и ресторанами.
Он размещается в гостинице, которую забронировал прямо в пути по интернету, и отдыхает с дороги.
Наутро он просыпается, завтракает в гостинце или в ресторане неподалеку, садится в машину и въезжает в природную зону, которая может иметь разные названия: национальный парк (national park), парк штата (state park), индейский парк (tribal park).
Первое, что ему встречается при въезде - пропускной пункт, где он, не выходя из машины, оплачивает посещение парка на 7 дней за 10-25 долларов с машины. Эти деньги идут на поддержание парка и его инфраструктуры.
Вместе с билетом он получает карту парка с указанием всех автомобильных дорог, пешеходных маршрутов, туалетов и других сооружений парка.
После пропускного пункта его сразу же встречает здание информационного центра парка (visitor center). Это довольно крупное здание с несколькими штатными сотрудникам, которые дают нашему американцу подробные рекомендации: куда ему съездить, куда сходить и что увидеть в парке, в зависимости от того, что он хочет посмотреть, сколько у него времени на посещение парка, какой у него уровень туристической подготовки, какое у него снаряжение.
В этом же центре ему показывают 15-20 минутный бесплатный фильм о парке.
Здесь же он может купить сувениры, книги, фильмы о парке и природе вообще, а также мелкое походное снаряжение, если у него чего-то нет (например, треккинговую палку для долгих подъемов в горы или шипастые калоши на ботинки для хождения по обледенелым горным тропам).
Поняв, куда он хочет пойти и что хочет увидеть, наш американец идет в теплый туалет (в самом парке везде тоже будут туалеты - пусть холодные, но цивилизованные), выходит из информационного центра, садится в машину и едет по отличной дороге, проложенной до любого пешеходного маршрута в парке.
Там он паркует машину и идет гулять по заранее подготовленным маршрутам ("трейлам" - trail) среди абсолютно дикой природы.
Он наслаждается восхитительными красотами разнообразнейшей американской природы: горами, лесами, каньонами, реками, водопадами, озерами, пустынями. Наблюдает самых разных животных в естественной среде обитания на расстоянии пары метров от себя. Видит необычные растения.
Напитавшись впечатлениями, он возвращается к машине и едет в ресторан, ужинает, после чего едет отдыхать в гостиницу или переезжает в следующую природную зону.
Все это мы испытали сами, потому что не раз побывали в роли этого американца в разных частях страны - и на северо-востоке на Ниагарских водопадах, и на северо-западе рядом с горой Раньер, и на юго-западе в Юте и Аризоне.
------------
А теперь о том, как посещение природных зон может происходить в России опять же на примере реальной истории - моей поездки в Сикияз-тамакский пещерный комплекс на Урале летом 2009 года. В то время я работал в Челябинске недалеко от тех мест.
Русский случайно выясняет у своего друга, что где-то в горах в нескольких часах езды от города находятся какие-то интересные пещеры, одни из крупнейших и наиболее важных в России.
Друг находит в интернете на каком-то форуме для спелеологов топографическую карту местности, по которой примерно понимает, где находятся пещеры.
Русские садятся в машину и едут по дороге в направлении тех мест.
На дороге нет никаких знаков, указывающих на пещеры.
В какой-то момент асфальтовая дорога заканчивается, и начинается грунтовая.
Через некоторое время грунтовая дорога обрывается густым лесом. Дальше дороги нет. Вообще никакой.
Глядя на топографическую карту, русские бредут полтора часа по лесу вдоль реки в направлении пещер.
Так как пещеры еще и находятся на другом берегу реки, русские надеются, что на пути встретят какую-нибудь переправу.
Русские находят место пещер по расположенному рядом с пещерами палаточному лагерю геологов и археологов, который виднеется на другом берегу реки.
Так и не встретив переправы, русские думают, как бы перебраться на другой берег.
Один из русских раздевается и переходит реку вброд, идет в лагерь и договаривается с археологами о том, чтобы использовать их лодку для переправы.
Там же он договаривается с ними о гиде, который сможет показать русским пещеры.
Русские переправляются на другой берег на лодке ахреологов.
После этого русские с археологом-гидом смотрят пещеры.
При этом начиная минимум со времени въезда на грунтовую дорогу русским негде было купить хотя бы чего-нибудь съестного.
Они наслаждаются восхитительными красотами разнообразнейшей российской природы.
После чего переправляются назад на той же лодке, снова идут полтора часа до машины и едут назад по грунтовой дороге, за все это время так ничего и не съев.
Они возвращаются в город, перекусив где-то вдоль асфальтовой дороги.
------------
Прямо вижу, как кто-то из вас скажет: "Так у нас же в сто раз круче даже по твоему рассказу!". "У нас - настоящее приключение, а у них - какой-то рафинад!". "У нас - незабываемо, а у них - рядовая поездка на отдых".
Да, друзья, у нас полная свобода и слияние с дикой природой так, как нам этого захочется, а у них - регламентированное посещение охраняемой природной зоны согласно правилам.
Но КОМУ у нас в стране это "захочется"? Кому у нас доступна эта наша полная свобода, кто ей пользуется?
Только молодежь, готовая на приключения, и заядлые походники старой школы.
В США рафинад, но он не затрагивает саму природу, он касается только организации её посещения. Человек сливается с такой же абсолютно дикой природой, как у нас, но за счет хорошей оргазинации возможность слиться с этой природой появляется у людей всех возрастов, всех полов, людей с любыми требованиями к комфорту и с любой спортивной подготовкой, людей с ограниченными возможностями.
У нас же даже из молодежи, готовой к приключениям, многие не доезжают до природных зон из-за того, что просто о них не знают - маркетинг природных зон в России отсутствует полностью.
Вот вы знаете, например, сколько в России национальных парков? Вы знаете, чем они отличаются от заповедников и заказников?
Вы знаете, где находятся наши национальные парки?
Вы знаете, чем они отличаются между собой, что в каждом из них можно посмотреть, что там самое красивое и интересное?
Вы знаете, как до них доехать? Где можно будет разместиться?
Нет, ничего из этого вы не знаете. И я не знаю, и никто не знает.
А когда мы принимаем в расчет, что у готовой на приключения молодежи в среднем не так много средств, чтобы путешествовать по нашей огромной стране на большие расстояния, и что наиболее платежеспособная часть нашего населения уже не готова к таким приключениям и лишениям, мы понимаем, кто ездит по нашим природным зонам.
По сравнению с американским внутренним туризмом почти никто. Почти никто.
------------
В чем корень проблемы? Корень проблемы в управлении. В США всеми национальными парками управляет Служба национальных парков (National Park Service) - федеральное агентство, целиком и полностью занимающееся только особыми природными зонами. В возможности и обязанности службы входит не только охрана территорий национальных парков, но и организация работы национальных парков как мест отдыха людей. Организованная на федеральном уровне, служба может собирать и распространять накопленный работниками одних национальных парков опыт на другие парки.
У нас же, насколько я смог понять из наших не объясняемых простым людям положений, национальные парки с 2004 года входят в сферу ответственности Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзору).
Ясное дело, что для службы с такими широкими полномочиями и ответственностью организация туристической инфраструктуры посещения национальных парков и маркетинг национальных парков внутри страны являются очень низкоприоритетными задачами. Не существует даже единого сайта национальных парков России. Даже само название службы говорит о том, на что она делает упор - в лучшем случае на то, чтобы сохранить, не дать отравить природу, не дать растащить ее на частные владения. Но никак не на то, чтобы организовать национальные парки для удобного посещения и привлечь туда людей.
Найти какую-либо информацию о подразделении внутри этой службы, специализированно занимающемся национальными парками, я не смог. Кто-то, наверное, это курирует, но информация не на поверхности и большинству людей недоступна.
Служба организована по федеральным округам, что не способствует систематизированному распространению лучшего опыта по всем паркам в стране.
------------
Я очень надеюсь, что те российские чиновники высокого уровня, которые могут решать вопросы, касающиеся организации работы национальных парков, в какой-то момент другими глазами посмотрят на наши природные красоты и решат открыть их для людей. И я бы очень хотел, чтобы одновременно с этим, а лучше даже раньше, мы сами по-другому посмотрели на нашу прекрасную Россию и сформировали для наших чиновников повестку дня. Пока мы все смотрим на Европу, мы так и будем знать ее лучше собственной страны.