Якоб Йорданс

Aug 15, 2021 01:04

Разбирала фотографии, вспомнила, что очень хотела выложить пост про выстаку Якоба Йорданса, на которой я была аж в мае 2019 года.

Про самого художника можно почитать в интернете, информации и иллюстраций картин много.
За два года воспоминания и эмоции, конечно, немного поблекли, поэтому я смутно помню, чем меня привлекли отдельные рисунки и зачем я фотографировала подписи к картинам.
Помню только, что выставка мне очень понравилась. Цвет, свет, сюжеты...
Я где-то писала уже (возможно, не раз), что, когда постоянно ходишь на выставки, смотришь какие-то отдельные лекции или читаешь статьи про живопись или другие виды искусства, сначала чувствуешь себя не очень сообразительной, но потом как будто что-то включается, и уже без усилий, вдруг, всплывают в голове ассоциации, мотивы, понимание откуда что берется и на кого здесь отсылки. Когда пресловутая насмотренность или начитанность даёт свои плоды, меня это очень воодушевляет. С другой стороны, появляется желание читать и смотреть больше, а времени, конечно, не появляется, и от этого немного грустно. Утешает мысль, что хоть немного, но теперь я что-то понимаю.
Но я отвлеклась.
Выставка Якоба Йорданса, насколько я помню, была не очень большой, фотографировала я мало. А написать хотела про одну картину, у которой я простояла долго и перед уходом ещё раз подошла полюбоваться.
Картина называется "Мелеагр и Атланта", и мне она показалась очень современной, актуальной и вообще вне времени.




Вот сама картина. На ней изображен спор за голову вепря, которого первой ранила охотница Атланта, и Мелеагр, сын царя Энея, по справедливости присудил ей трофей, но остальные охотники, в числе которых дядя Мелеагра, не согласились, Мелеагр немного психанул и зарубил несогласных.
Мне кажется, динамика и напряжение проявляются в каждом фрагменте, в приёмах построения самого рисунка, этих диагоналях и противопоставлениях правой и левой стороны, светотени и всего того, на что обычно указывают искусствоведы или экскурсоводы при описании картины. На мой личный взгляд, магия этой картины в том, что всё в совокупности даёт удивительный многомерный эффект и толчок к размышлению много над чем.
Во-первых, изображен самый драматический момент, когда спор достигает кульминации, к голове вепря тянутся руки, их много, они тянут добычу на себя, в то же время отталкивая Атланту, пытаясь её убрать, оттеснить. Хочется отбиваться от этих рук, инстинктивно отстраниться, но их как будто становится всё больше, и от них не отбиться. Суета, шум, крики, оскорбления и ругань. Единственное, кажется, что может помочь, это выпустить голову, но Атланта крепко сжимает трофей, при этом очень неуверенно смотрит на Мелеагра. А тот, с другой стороны картины как будто врываясь в неё, уже вытаскивает меч, и скоро спорщики будут убиты.
И вот ещё фигура Атланты. С одной стороны, изображена атлетичная девушка, а не утонченная нимфа, но при этом взгляд её выражает и обиду, и надежду, и, наверное, симпатию. И как будто беспомощность. И,наверно, это чувство беспомощности останавливает мой взгляд и направляет мысль.

Мне вот о чем постоянно думается, когда смотрю на эту картину. Несмотря на то, что сейчас у некоторых принято ругать феминисток и вообще взгляд через призму фемоптики (или как сейчас говорят), тем не менее, я не могу не смотреть на эту картину немного предвзято и субъективно. Ведь охотники возмутились, скорее всего, из-за того, что Атланта женщина и как так, она мужиков обошла, непорядок. И очень современно читается эта горечь во взгляде, может, эта мысль там и не закладывалась худодником, но почему-то хочется верить, что скорее да, чем нет. Но даже если нет, то картина написанная в 1618 году и выглядящая очень актуально в 2020, это ли не показатель мастерства вне времени. Ещё одна мысль, а бросился ли с такой прытью защищать девушку Мелеагр, если бы не романтические чувства, которые к ней испытывал (взаимно, поэтому она и смотрит на него, мне кажется, с надеждой не как на сына царя, а как на своего мужчину).

Ну, и не последнюю роль сыграла внешность что Атланты, что Мелеагра. Очень мне они нравятся. Есть у shakko_art в инстаграме хэштег "красив как Дюрер" и "хоть из рамы вынимай", так вот Мелеагр очень даже подходит к этим хэштегам. Хотелось бы узнать, кто позировал для картины.

Добавлю ещё пару фрагментов:
руки


руки и взгляд


искусство наше все, возвышенное, Якоб Йорданс, фотокарточки

Previous post Next post
Up