Сбылось. Мечтой назвать такую поездку слишком громко, но всегда было любопытно испытать на себе этот необычный способ попадания в Грузию. Тем более, что мифическим образом уже второй раз в истории после введения Россией авиа-эмбарго, «Комета» остаётся единственной транспортной связью между странами, помимо автомобильного через сухопутный КПП «Верхний Ларс».
Поездка получилась случайной. Одним из последних рейсов за 6 часов до полного прекращения авиасообщения между двумя моими родинами я вылетел из Тбилиси в Сочи. Купленный за несколько дней билет стоил чуть больше 6000 (покупал бы заранее, уложился в 4500) руб. Если сравнивать со стоимостью «Кометы», то последняя немного дороже - 7000 руб. И времени занимает дольше. Правда, можно захватить неограниченное кол-во багажа, никто не взвешивает, но таскать его через несколько лестниц и до самого судна придётся на себе. Опять же самолёт летает (летал, простите) в Тбилиси, а «Комета» ходит в Батуми. В общем, кому как удобнее. Имелся у меня и запасной вариант возвращения, причём, выходил он дешевле - самолёт до Владикавказа (2500 руб.), а дальше на Блаблакар или такси по цене 1000-1500 руб. за место. Думаю, что на автобусах и электричках, можно и того дешевле уложиться… «Комета» ходит сезонно, зимой судно можно заметить законсервированным в батумском порту. Поздней весной начинаются рейсы, сначала один раз в неделю, в разгар лета добавляется второй рейс. Расписание, кстати, всегда есть на Яндекс.Расписаниях.
Билет на «Комету» не продаётся онлайн. Находясь в Батуми или в Сочи, его можно купить в кассах морских вокзалов. Если возможности сделать это заранее нет, то нужно звонить по одному из номеров: из Грузии на грузинский +995 593 333966, из России на российский +7 918 409 1296, и бронировать. Каждый номер отвечает за отправление из своей страны, то есть забронировать поездку из Сочи, позвонив по грузинскому номеру - не получится. Из моего опыта звонков на оба номера, отмечу, что отвечают через раз и не перезванивают, даже если обещали. Забронированный билет нужно выкупить. Не знаю как это происходит в Батуми, но в моём случае крайний срок выкупа был - в день отправления с 8 до 9 утра, при том, что отправление в 12:30. Так мне объяснили по телефону. Так я и поступил. Пришёл в 8 к старому морскому вокзалу, но на кассах оказалось объявление, что билеты продаются на новом вокзале. Новый вокзал, расположенный неподалёку, построен к сочинской олимпиаде и напоминает терминал небольшого аэропорта. Сейчас пустует, как и многие другие олимпийские объекты. Международное сообщение представлено только «Кометой» (раньше, помнится, ещё ходил катамаран в Трабзон). Следов местного сообщения не обнаружено. Удивительно, но к моменту моего прихода у кассы уже была очередь. Билет покупается только за наличные. Имейте в виду, потому что в здании нет банкомата и ближайший не близко. Нужен загран паспорт. Можно попросить выбрать место. Сначала я пожалел, что места в носовой части уже заняты, но оказавшись на судне, пришёл к выводу, что они не удобны: во-первых, лобового стекла или иллюминаторов всё равно нет, а во-вторых, мне показалось, что спереди, там где у «Кометы» крыло, больше болтает. Впрочем, последнюю информацию лучше уточнить у специалистов. Билет выписывается от руки на специальном бланке.
Объявление на кассах старого вокзала в Сочи.
В порту Сочи.
По дороге к новому вокзалу. Вдали шпиль старого.
Битлы.
Старый вокзал красив.
По дороге к новому вокзалу.
Ранним утром пляж принадлежит рыбакам. Ловят всё ту же ставридку.
Морской вокзал.
Внутри симпатично. Паруса, как напоминание о регате, прошедшей пару лет назад.
Касса с расписанием.
Полезная информация.
Билеты.
При покупке билетов мне сказали, что на регистрацию нужно приходить к 11, но я пришёл позже и был далеко не последним. Формальности просты. Сначала проверили билет и паспорт, потом любезный таможенник объяснил, что я могу ввозить в страну. Я ответил: «Так я же уезжаю». «Но вы же вернётесь», - сказал он. Потом добрая пограничница поставила мне штамп, добавив, что делает это на восьмой странице, чтобы сэкономить мне место в паспорте. В общем, без преувеличений самое приятное покидание России. При том, что въезд в Сочи был наоборот самым неожиданно неприятным: изучая мой паспорт, пограничница что-то сказала в рацию, сотрудник в штатском отвел меня в сторонку и долго (и, как полагается, приторно вежливо) распрашивал о том о сём… «Комета» оказалась заполнена примерно на 60-70%. Подавляющее большинство - граждане России, едущие по туристическим делам. В списке, попавшемся мне на глаза, значились по паре граждан Белоруссии и Грузии, и два немецких туриста. На судне больше ста мест в трёх каютах. Первая, самая маленькая, находится в носовой части. Посередине основной салон, в котором места расположены в два ряда по четыре сидения. В задней части есть ещё небольшая каюта, которую я за наличие столов назвал кают-компанией, - там впоследствии сгруппировались пивохлёбы.
Проход на судно.
Вот и одиноко пришвартованная "Комета". Фоткать здание вокзала снаружи не разрешили. Бдят, а то недайбох что.
"Комета".
Корма.
Шильдик. Основная серия "Кометы" выпускалась с 1962 по 1981 гг. Так что, вероятно, это один из последних экземпляров.
Помню, когда я плавал из Красноярска в Дудинку, капитан нашего судна просил не снимать его, поскольку не был одет в форму. На борту грузинской «Кометы» о форме, похоже, вообще никогда не слышали. Прикольный молодой капитан в шортах появился незадолго до отправления, попросил не покидать свои места во время отплытия и в течении минут пятнадцати после, пока судно не встанет на крыло. Поинтересовался, нужна ли кому-нибудь таблетка от укачивания и в итоге тут же раздал всю пачку Нормостопа, пошутив при этом, что для желающих у него ещё есть ЛСД. Я от таблетки отказался по двум причинам. Первая: таблетки нужно принимать заранее и у них есть побочка в виде варёного состояния, в котором придётся прибывать всё время действия. И правда, через какое-то время почти все вокруг меня уснули. Вторая причина заключалась в том, что когда-то, будучи на морской экскурсии в ЮАР, я уже попадал в сильную качку. Тогда меня, конечно, уболтало, но в целом я перенёс её лучше, чем мои попутчики, многих из которых рвало прямо с борта.
Небольшая каюта в носовой части.
Основная каюта.
Кают-компания.
Проход между кают-компанией и основной каютой, по совместительству служащий курилкой.
Каюта механика.
Проход между основной каютой и капитанским мостиком.
Гальюн.
Кресла как в старых советских самолётах складываются вперёд.
Мы покинули сочинский порт с получасовой задержкой. Вскоре вышли в нейтральные воды и до прибытия в Батуми земли видно не было. Примерно через час я ненадолго заметил дельфинов, и в очередной раз убедился, что фотографировать их с судна, тем более двигающегося так быстро, невозможно. Облазив все доступные части «Кометы», заглянув даже в машинное отделение и на капитанский мостик, я успокоился в своём кресле. Где-то в середине пути началась качка. Качало из стороны в сторону. На своём опыте скажу, что такая качка переносится легко. Если не смотреть в иллюминаторы, то создаётся впечатление, что ты в самолёте и попал в зону турбулентности. Ощущения не просто похожи, они одинаковы. Но где-то минут за сорок до прибытия в Батуми стало качать вперёд-назад. Такая качка убалтывает довольно быстро. Нескольким детям стало плохо. Кого-то вырвало. Как всегда, пакетики раздали только тогда, когда тем, кому они могли понадобиться, уже ничего было не нужно. Капитан успокоил всех, что мы на подходе. И, правда, вскоре «Комета» причалила напротив батумского морского вокзала. Весь путь занял 5 часов 15 минут.
В двух минутах:
Click to view
Полетели.
Двигатели.
Помню, несколько лет назад, когда между странами также не летали самолёты я наткнулся на чей-то давнишний опыт плавания на «Комете» из Сочи в Батуми. Люди писали, что на море была сильная качка, судно не могло встать на крыло и шло как обычная лодка. Дорога заняла то ли 8 то ли 10 часов. На борту тогда происходило что-то страшное. Мой опыт не был таким негативным, но тоже укачало довольно сильно. Погода не располагала к таким путешествиям: в Сочи и большую часть пути шёл дождь, в Батуми было пассмурно и ветренно. Наверное при спокойном море и ясном небе всё проходит как по маслу. Поэтому, планируя повторить этот маршрут, взвешивайте свои силы, изучайте прогноз погоды и запасайтесь в конце-концов таблетками. Лично мне испытанного хватит надолго…
Батумские новостройки.
Начало бульвара.
В порту.
Батумский морской вокзал внутри. Здесь же касса, где можно купить билет на "Комету".
Батумский морской вокзал снаружи.
P.S. В порту Батуми пограничный контроль проходил медленно. Очередь стояла на улице. Ставшие последними немцы достали арбуз и принялись его кушать, сев тут же на асфальт. Ходивший вдоль забора брюхатый таксист, предлагавший отвезти куда угодно, хоть назад в Сочи, увидев это, скривился и попытался сделать замечание - мол, не нужно здесь мусорить. Смешно говорить о чистоте людям, приехавшим из страны, где штраф за брошенный мимо урны окурок может достигать размера средней грузинской пенсии, не правда ли?
19 июля 2019 г.
Смотреть другие рассказы о Грузии.