У меня есть детское воспоминание, второй половины 80-х, почти стёртое, но одно из самых дорогих мне: дедушка ведет меня на вокзал города Гори, мы покупаем пепси-колу (по-моему, это было единственное место, где она продавалась), садимся в электричку, едем до Хашури и вскоре возвращаемся назад. В то время я готов был повторять этот маршрут бесконечно. Оказавшись в вагоне поезда Бакуриани-Боржоми, состоящего всего-то из трёх крохотных вагонов, я на какой-то миг возвращаюсь в детство. И не я один! Видели бы вы этих туристов, бегающих из вагона в вагон, занимающих очередь в кабину к машинисту, хватающих на ходу ветки деревьев и высовывающихся в окна (дома они наверняка строгие и скучные родители). Потому что это не просто поезд, соединяющий два города, это кусочек сказки, грузинский Хогвартс-экспресс, если хотите. И даже в ласковом прозвище "Кукушка", которым принято называть все подобные поезда, есть что-то сказочное.
Моя поездка начинается в Бакуриани, куда я приехал из Боржоми на маршрутке за 30 минут и 5 лари. Обратно мне предстоит долгий путь на поезде: 2,5 часа при цене билета 2 лари. Раньше в поезде имелись вагоны разного класса, в том числе эконом с деревянными лавками для местных жителей за 1 лари. Эконом-вагоны, похоже, ушли в прошлое, что, пожалуй, правильно: местные всё равно все знакомы-перезнакомы и не замечаются кондуктором, зато разделение по классам не вызывает неприятного чувства социального неравенства. Забегая вперёд, отмечу, что на конечной станции в Боржоми я обратил внимание на совсем новые вагоны, которые, вероятно, используются (или будут использоваться) в туристический сезон. Выглядя современно, с большими не открывающимися окнами и с глухими тамбурами, они какие-то бездушные. Неудачной мне показалась и идея разукрасить граффити вокзал Бакуриани, локомотивы и вагоны. То ли для привлечения туристов, то ли в попытке превратить всё в детский аттракцион. Поезда от этого безобразия отмыли, а вокзал так и встречает приезжающих какими-то неуместными мордами. А это, между прочим, историческое здание. Посмотрите на старые фотографии: простая с виду коробка, но как она нарядно выглядит, благодаря всего-то четырём кованным фонарям; и сравните с тем, что есть сейчас.
1.
2.
3.
4.
5.
6. Стало.
7. Было.
Источник:
pastvu.com Поезд трогается. Пассажиров на удивление много: большая группа украинских паломников с владыками, занявшая два вагона, несколько местных жителей и я. До конечной станции, как выяснится впоследствии, путь держу только я один. Проходит кондуктор, обилечивая пассажиров. Местные принимаются шумно рубиться в карты, а все остальные - хаотично перемещаться по вагонам, делая фотографии. Кондуктор закрывает только один тамбур - ведущий к локомотиву. "Небезопасно," - коротко отмечает он, хотя, многое из того, что вытворяют здесь пассажиры, выглядит небезопасно.
8.
9.
10.
Узкоколейную железную дорогу Боржоми-Бакуриани строили в 1898-1901 годах. Инициатором строительства стал Николай Романов, но не император, как опять же часто пишут, а его дядя, большую часть жизни пробывший на Кавказе. Великий князь владел знаменитым дворцом в Ликани, впоследствии служившим правительственной дачей и президентской резиденцией (в ближайшие годы один из интереснейших архитектурных объектов Грузии наконец станет доступен туристам). К началу строительства Боржоми уже имел славу элитного курорта. В Абастумани, в нескольких десятках километрах отсюда, постоянно проживал брат Николая II и наследник престола Георгий Александрович Романов. Первые лица государства, облюбовавшие здравницу, невольно стали законодателями моды на отдых в этом далеком, но приятном месте. Оба берега Куры, связанные капитальным мостом, были застроены поместьями. Уже почти десятилетие работал завод розлива минеральной воды. Набиравшие популярность минеральные источники Бакуриани также нуждались в транспортной доступности.
11.
12.
Протяженность железной дороги составляет 38 км, перепад высот по разным данным от 900 до 1000 с небольшим (со слов машиниста) метров, ширина колеи 900 мм. Дорога проложена с учетом рельефа местности, то есть петляет серпантином по склону. Самые сложные участки - у подножия горы, где пришлось прорубать скальную породу и возводить мост через реку Цемисцкали. В 1902 году началось регулярное пассажирское сообщение, но сопутствующая инфраструктура, включающая станции и депо, достраивалась ещё несколько лет. Работавший на участке первые годы, английский паровоз вскоре был заменён на отечественные танк-паровозы, одному из которых, выпущенному в 1914 году и проработавшему до 60-х, посчастливилось стать памятником и украсить станцию в Боржоми.
13.
14.
Почти сразу "Кукушка" въезжает в зону густого леса, путь петляет, скрипят тормоза. Вскоре появляется первая достопримечательность - арочный мост перед станцией Сакочави. Вскоре за ним - развилка и заросший и едва различимый железнодорожный путь к посёлку Бакурианский андезит. Выросший на месторождении андезита, посёлок сейчас пытается зарабатывать летним туризмом, а с середины 50-х и до развала Советского Союза он являлся локальным промышленным центром. Именно разработка месторождения дала в своё время толчок к развитию железнодорожного сообщения Боржоми-Бакуриани. Поскольку дорога использовалась для вывоза породы, а пыхтящие здесь паровозы серии "Ь" уже давно устарели, то было принято решение модернизации дороги. В 1966 году завершились работы по электрификации. В том же году на заводе SMZ, расположенном в городе Дубница-над-Вагом в Словакии, завершилась сборка двенадцати
электровозов ЧС11, разработанных фирмой "Шкода" специально для эксплуатации на этом горном участке. Локомотивы, называемые в народе "крокодилами", работают уже больше 50 лет, в строю остаётся не меньше половины машин.
15. Мост.
16. Табличка царской эпохи на станции Сакочави так и не разгаданная мной.
17. Единственное развлечение для собаки в этой глуши - провожать лаем поезда.
16. Пройдено 7 км.
17.
18.
19.
Без остановки поезд проходит станцию Патара Цеми. Здесь два-три дома и громадина детского противотуберкулёзного санатория, открытого в начале 20-го века (долгие годы не работал, сейчас - не знаю).
20.
21
22. Дом в Патара Цеми.
На станции Либани поезд делает короткую остановку, появляется начальник станции и передаёт машинисту документы. Поблизости в 1927 году был построен горноклиматический санаторий для больных активными формами туберкулеза легких. Памятник культурного наследия Грузии долгие годы находился в плачевном состоянии, но по последним данным инвестор уже нашёлся. Сохранился снимок 1912 года со студентами и преподавателями одного из тифлисских институтов, посещавших Бакуриани. Можно разглядеть какими были вагоны, доживающий последние годы английский паровоз и сама станция, в то время носившая название Николаево.
23. Станция Либани.
24. Станция Николаево.
25. Начальник станции
26. Дом у станции Либани.
27. Санаторий в Либани через год после открытия.
Источник:
www.nplg.gov.ge 28.
29.
Следующая остановка - Тба. Здесь заканчивается зона сплошного леса и начинается череда небольших деревень. Первые из местных пассажиров выскакивают из поезда на ходу и прощаются с машинистом. Я, воспользовавшись остановкой, прошу прокатиться в локомотиве. Машинист не против. Наверное, в тысячный раз он рассказывает про поезд, системы управления, перепад высот и прочее. И мне кажется, что он до сих пор делает это с удовольствием. Не обходится и без дежурного вопроса: "Откуда ты?" (бывавшие в Грузии знают, что здесь это как "как дела" в англоязычных странах). С интересом узнаю, что если из Боржоми в Бакуриани поезд поднимается при помощи моторов, то назад он скатывается как в аттракционе робельбан на тормозах. Машинист, словно извиняясь, добавляет, что разогнаться не может, поскольку "чёрный ящик всё фиксирует" и кивает в сторону щёлкающего прибора, на ленте которого отображается какой-то график. Тормозом служит колесо, похожее на руль. На случай отказа тормозной системы по ходу движения предусмотрены специальные тупиковые ответвления, куда состав может быть направлен в экстренном случае.
30. Остановка Тба могла бы быть самой красивой в Грузии, если бы не состояние.
31. В кабине пилота.
32.
33. Амперметры, вольтметры.
34. Вид назад.
Увлёкшись, я пропускаю ещё один, уникальный в своём роде объект, оставшийся с той поры, когда Грузия была космической державой участвовала в создании космических объектов (например, отражателей). Между станциями Тба и Цеми за кромкой леса за невзрачным железобетонным забором ржавеет спиралевидная конструкция. Говорят (но мало ли что могут говорить?), здесь был центр исследования космических конструкций. В Цеми нашли своё последнее пристанище с десяток грузовых вагонов, использовавшихся в прошлом для вывоза андезита. За посёлком дорога выписывает крутую петлю, на выходе из которой - железный мост, заказанный в бюро Гюстава Эйфеля и завершённый в январе 1902 года (теперь здесь бытует типично грузинская шутка, что мост построили из обрезков Эйфелевой башни). Стук колёс громом разносится по глубокому ущелью, на дне которого видна мутная вода реки Цемисцкали.
35. Зал ожидания на станции Цеми.
36. Грузовые вагоны.
37. В посёлке Цеми.
38.
39.
40. Эйфелев мост.
41. Лучший ракурс.
Источник:
www.railway.ge За мостом - территория санатория Кечхоби, одного из немногих, переживших трудные времена и по-прежнему функционирующих. А дальше - станция Цагвери, где встречаются и расходятся поезда, работающие на этом отрезке. Я еду дневным поездом, он последний, встречного поезда в это время нет. В своё время здесь была сортировочная, ржавые вагоны и брошенный в тупике тепловоз ТУ8 тому подтверждение. Но в первую очередь Цагвери знаменит источниками. Сохранились фотографии С.М. Прокудина-Горского, запечатлевшие цагверский источник, а также село и развалины крепости Узнариани (X век) близ него.
41. Цагвери, 1912 г.
Источник снимков:
www.prokudin-gorsky.org 42. Крепость Узнариани.
43. Цагверский источник с сильно минерализованной водой находится примерно в километре от дороги в лесу.
44. Еще один источник.
45. Цагвери сегодня.
46.
47. Тепловоз ТУ8.
Даба - последняя перед Боржоми остановка поезда. Здесь группа паломников покидает вагоны. Их цель - небольшая церковь XIV века, расположенная буквально в трёхстах метрах от станции. Судя по указателю, отсюда за 22 минуты можно дойти до посёлка Тба. На поезде потребуется в два раза больше времени. Далее дорога проходит мимо "трёх сестёр" - невесть откуда взявшихся и к какому населённому пункту относящихся двенадцатиэтажных жилых корпусов. Под горой, на которой находится боржомский парк с колесом обозрений, поезд попадает в противолавинную галерею. Затем показывается громадина Боржомского завода с десятками припаркованных подле фур. И, наконец, перед конечной станцией, выцветший памятник старичку Ьп-48, эксплуатировавшемуся здесь долгие годы.
48. "Три сестры".
49. Танк-паровоз Ьп-48, 1914 г.
50. Станция "Чёрная речка".
В Боржоми два вокзала. Вокзал "Боржоми-Парк" находится в центре города. В прошлом отсюда ходили поезда даже в Душанбе, Таллин и Львов. Сейчас одна жалкая электричка в Тбилиси, абсолютно бесполезная в туристическом плане, поскольку плетётся больше пяти часов. Удобна она только в плане цены - 1 лари. Второй вокзал находится в двух километрах восточнее, на городской окраине и называется "Чёрная речка" или "Боржоми-Грузовая". Отсюда и отправляется "Кукушка". Кстати, расписание составлено таким образом, что тбилисская электричка и поезд стыкуются в обоих направлениях. Актуальное расписание можно посмотреть
на сайте Georgian Railway.
51. На конечной станции.
52.
P.S. Пока ехал, вспомнил о железной дороге "Пыхтящий Билли" в Австралии. Старше бакурианской на два года, но на ней до сих пор "бегает" старый паровоз. Прокатиться на нём стоит около пятидесяти долларов, но от туристов нет отбоя. Старичок делает от трех до шести рейсов в день. Увидеть это чудо техники приезжают со всего мира. Стоит ли говорить, что в отличие от убыточной "Кукушки", "Билли" приносит прибыль? Я представил, что настоящий паровоз пришёлся бы весьма к месту и здесь. Быть может, когда туризм в Грузии выйдет на другой уровень, это и произойдёт (у РЖД, например, имеется несколько прогулочных маршрутов на паровозах), а до того момента нужно сохранять "крокодилов", их тоже нечем заменить.
10 мая 2019 г.
Смотреть другие рассказы о Грузии.