Аво, донним вадоннут!
Где-то
здесь мы рассказывали, что думали об окончательном решении финикийского вопроса греки. Думаю, теперь вам будет небезинтересно взглянуть на римскую точку зрения по тому же самому случаю.
"Гл. 3. (1) Так как мы упомянули о карфагенянах, следует сказать кое-что об их происхождении, предварительно кое-что напомнив о событиях, происшедших у тирян, судьбы которых тоже были весьма печальны.
(2) Начало тирийскому народу (gens) было положено финикиянами,
(3) которые, потерпев от землетрясения, покинули родную землю и сначала заселили окрестности Сирийского озера (ad Syrium stagnum), а затем и само морское побережье.
(4) Здесь они основали город, который из-за изобилия рыбы назвали Сидоном, ибо финикияне рыбу называют «сидон».
(5) Затем, много лет спустя, побежденные царем аскалонцев, сидоняне спаслись на кораблях и за год до падения Трои основали город Тир.
(6) Подвергаясь в течение долгого времени неоднократным нападениям персов, они выходили [из этих войн] победителями, но так как силы их постепенно ослабевали, то им пришлось претерпеть унизительные мучения от своих рабов, ставших слишком многочисленными.
(7) Рабы эти составили заговор и перебили не только своих господ, но и вместе с ними всех свободных. Завладев таким образом городом, они захватывают дома своих господ, овладевают властью, берут себе жен и, сами будучи рабами, производят на свет свободных.
(8) Только один из стольких тысяч рабов был, благодаря своему мягкому характеру, тронут судьбой своего господина - старика и его малолетнего сына. Он отнесся к своим господам не с дикой жестокостью, но человечно, с состраданием.
(9) Поэтому он спрятал их, так что их считали убитыми. А рабы стали совещаться об устройстве своего государства, и было решено избрать царя из числа самих рабов, а именно того, который первый увидит восходящее солнце - признак, что этот человек наиболее угоден богу. [Раб] рассказал об этом своему скрывавшемуся господину Стратону (таково было его имя).
(10) От него раб получил нужные указания, и когда все в полночь собрались на равнине и все остальные стали смотреть на восток, он один обратился лицом к западу.
(11) Прочим сначала показалось безумием ждать восхода солнца с запада,
(12) но при наступлении дня, когда восток запылал, то прежде всего озарились высокие кровли городских зданий. В то время как остальные ожидали, когда взойдет само солнце, он первый показал на отблеск солнечных лучей на кровлях города.
(13) Остроумная догадка показалась всем не рабского ума делом. Стали расспрашивать, кто до этого додумался, и раб признался в спасении своего господина.
(14) Тогда поняли, насколько ум свободного человека выше ума раба, поняли, что рабы могут побеждать не мудростью, а лукавством.
(15) Поэтому старику и его сыну даровали помилование и, думая, что они спасены каким-либо богом, избрали Стратона в цари.
(16) Когда он умер, власть перешла к его сыну, а затем к его внукам.
(17) Слух о преступлении [тирийских] рабов распространился повсюду; это был устрашающий пример для всего мира.
(18) Оттого-то, когда Александр Великий, спустя много времени, воевал на востоке, он как бы в отмщение за это преступление против общества, взяв Тир, всех, кто не погиб в сражении, распял на крестах, [как бы] карая их за преступление, совершенное их предками.
(19) Он не тронул только потомков Стратона и вернул им царскую власть, дав им в качестве подданных из числа жителей острова людей свободного происхождения и ни в чем не провинившихся, чтобы, истребив рабских отпрысков, положить начало новому населению города.
Гл.4. (1) Таким образом, обновленный по воле Александра Тир вскоре окреп благодаря бережливости и упорному трудолюбию его жителей."
Марк Юниан Юстин, Эпитома к Истории Филиппа.
Что хотелось бы сказать по этому поводу. Много чего, разного.
1. Если вам это всё еще ничем не напоминает текущую реальность, то я зря потратил время.
И внутрироссийскую, и международную, и столетней давности - каждую по отдельности.
2. Это не было пропагандой Александра. Точка зрения Александра изложена у грека Диодора.
Это была пропаганда Рима. Стоит подумать - зачем.
3. И стоит на этом примере оценить степень правдивости римских исторических текстов. Так, в целях профилактики, вдруг вы решите увлечься чтением.
4. И, наконец, по теме. Где-то, когда-то в интернетах я предположил, что такие случаи могли случаться. Например, с финикийцами. И вот, извольте видеть - действительно случались. Возможно, подобное случалось и ранее описанного.
Поэтому, когда в следующий раз какой-нибудь ученый историк примется рассказывать вам про определение национальности древних народов на основании лингвистических данных, попросите его, вежливо, дать чеченскую этимологию топонима "Грозный"... и если не поймет - баньте придурка, ибо жизнь коротка...