Re: знак Рюриковичей, да? varthanDecember 27 2016, 14:34:52 UTC
Можно бесконечно смотреть на три вещи: как горит огонь, как течет вода и как Великий Дракон задаёт правильные вопросы.
Увы, уключины в те времена выглядели иначе.
В Гнездово так:
В Новгороде так:
Но я могу рассказать про Знак Рюриковичей в следующей месаге.
Здесь же я предоставляю обещанные текстуальные свидетельства о происхождении слова Русь: прямое (от варягъ прозваша) и косвенное (погребцовый расчет бабла).
Re: знак Рюриковичей, да? dubadamDecember 28 2016, 07:35:52 UTC
Таки хочется договорить эту ветку. Уключина - место для ключа. А ключ - это такая кривая палка. Кривизна может быть и функциональной, как в ключе для запора, может быть и просто так, как в клюке, например. В слове "ключ" кмк существенна извилистость. Приключение - это такая жизненная загогулина. (про кривичей здесь пока опустим).
Так вот, о чём это я. Современное весло в уключине подразумевает устройство с поворотом вертикальной оси стальной вилки в вертикальном отверстии (как ключ в замке), а уже на рогах вилки ещё одна горизонтальная ось уже в весле. И собственно уключиной теперь называется обычно та самая железяка между бортом и веслом. Поворотное в оси устройство.
Новгородские, гнёздовские, ладожские и т.д. бортовые устройства - это упоры. Из сучков. Это по-современному их тоже называют уключинами. Но кмк это наименование - распространение современного слова, обозначающего по умолчанию поворотное устройство, на все иные варианты устройства. Пмсм в древности по-славянски приведённые на картинках бортовые устройства не могли называться уключинами. И тем более - ключами. Нет поворотной кривой палки, понимаете.
Рулевое устройство, в отличие от устройства для крейсерской гребли, - другое дело, сдаётся мне. Это более ответственное место и более силовое. Там раньше разорились на шарнирные соединения. Возникла уключина, а в ней - ключ, некая функциональная криволинейная деталь.
Re: знак Рюриковичей, да? varthanDecember 28 2016, 10:36:36 UTC
Ну, Срезневский с вами согласен, а составитель ПВЛ, похоже, нет: и заповѣда Ѡлегъ дань даӕти . на . ҂в҃ . кораблии . по . в҃i . гривнѣ на чл҃вка . а в корабли . по . м҃ . мужь .
Я же видел пока в качестве рулевых устройств только рулевое весло. Может, и упоры по бортам достаточно кривы?
Упоры по бортам, на мой дилетантский взгляд, не достаточно извилисты, чтобы привести к ключу. С др.стор., я затруднюсь объяснить и ассоциацию с кочетом.
Потом, не вижу удивительного в том, что лопасть рулевого весла видна, а особенности румпеля за высокими бортами иллюстраторам не бросились в глаза
И потом, как даже простое рулевое весло, боковое к примеру, упереть в сучковый упор? Никак, по-моему. Там по-любому нужно что-то другое. Например, клоц: http://translate.google.com/#de/ru/klotz
Re: знак Рюриковичей, да? dubadamDecember 28 2016, 13:05:55 UTC
это два разных взгляда. Не самые глупые люди разделились во взгляде на это место, как видно по обзору Фроянова.
Полный вообще-то текст такой: 2000 кораблей, 12 на ключ. Если на ключ - это на весло, то не хватает упоминания, сколько вёсел на корабль.
И "на весло" по-любому не равно "на человека", если грести несколько дней, то минимум две смены гребцов, и на ключ выходит не один человек, ну и конечно при расчёте на гребцов всякими капитанами пренебрегаем, это не почётно по ср. с гребцами))
как горит огонь,
как течет вода
и как Великий Дракон задаёт правильные вопросы.
Увы, уключины в те времена выглядели иначе.
В Гнездово так:
В Новгороде так:
Но я могу рассказать про Знак Рюриковичей в следующей месаге.
Здесь же я предоставляю обещанные текстуальные свидетельства о происхождении слова Русь: прямое (от варягъ прозваша) и косвенное (погребцовый расчет бабла).
Reply
Уключина - место для ключа. А ключ - это такая кривая палка. Кривизна может быть и функциональной, как в ключе для запора, может быть и просто так, как в клюке, например. В слове "ключ" кмк существенна извилистость. Приключение - это такая жизненная загогулина.
(про кривичей здесь пока опустим).
Так вот, о чём это я. Современное весло в уключине подразумевает устройство с поворотом вертикальной оси стальной вилки в вертикальном отверстии (как ключ в замке), а уже на рогах вилки ещё одна горизонтальная ось уже в весле. И собственно уключиной теперь называется обычно та самая железяка между бортом и веслом. Поворотное в оси устройство.
Новгородские, гнёздовские, ладожские и т.д. бортовые устройства - это упоры. Из сучков. Это по-современному их тоже называют уключинами. Но кмк это наименование - распространение современного слова, обозначающего по умолчанию поворотное устройство, на все иные варианты устройства. Пмсм в древности по-славянски приведённые на картинках бортовые устройства не могли называться уключинами. И тем более - ключами. Нет поворотной кривой палки, понимаете.
Рулевое устройство, в отличие от устройства для крейсерской гребли, - другое дело, сдаётся мне. Это более ответственное место и более силовое. Там раньше разорились на шарнирные соединения. Возникла уключина, а в ней - ключ, некая функциональная криволинейная деталь.
Например:
Как думаете?
Reply
и заповѣда Ѡлегъ дань даӕти . на . ҂в҃ . кораблии . по . в҃i . гривнѣ на чл҃вка . а в корабли . по . м҃ . мужь .
Я же видел пока в качестве рулевых устройств только рулевое весло.
Может, и упоры по бортам достаточно кривы?
Reply
Упоры по бортам, на мой дилетантский взгляд, не достаточно извилисты, чтобы привести к ключу.
С др.стор., я затруднюсь объяснить и ассоциацию с кочетом.
Потом, не вижу удивительного в том, что лопасть рулевого весла видна, а особенности румпеля за высокими бортами иллюстраторам не бросились в глаза
И потом, как даже простое рулевое весло, боковое к примеру, упереть в сучковый упор? Никак, по-моему. Там по-любому нужно что-то другое. Например, клоц: http://translate.google.com/#de/ru/klotz
Вот как у корабля из Гокстада, даже нарисовано (рис. 69): http://norse.ulver.com/articles/firks/25.html
А потом кое-кто поставил в это место колено в двуосном шарнире. И клоц стал уключиной. А уж потом это и по бортам наставили, не?
Reply
А что ассоциируется с кочетом?
Reply
Как я понимаю, это как раз название уключины типа привязного сучка. Не только в украинском.
Reply
Reply
Reply
В заглавном постинге было про почётное занятие гребцов.
Я подумал, рулевым на клоце быть почётнее как-то
Reply
Но и простым гребцом в (еже)летнем походе в Царьград явно почетнее, чем данником в лесной землянке.
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
А вот связка "12 на человека" - "12 на ключ" в одном тексте, на мой взгляд, весьма убедительна.
Reply
Полный вообще-то текст такой: 2000 кораблей, 12 на ключ. Если на ключ - это на весло, то не хватает упоминания, сколько вёсел на корабль.
И "на весло" по-любому не равно "на человека", если грести несколько дней, то минимум две смены гребцов, и на ключ выходит не один человек, ну и конечно при расчёте на гребцов всякими капитанами пренебрегаем, это не почётно по ср. с гребцами))
Reply
Leave a comment