(Untitled)

Dec 06, 2017 04:01

В детстве я практически не читал художку. Мать водила меня в Дом книги на канале Грибоедова, где я перебирал книги по востоку и религии. Я уже не помню что за издательство ее издавало, но покупали мне там одну серию по различным религиям - иудаизм и каббала, индуизм, христианство и, наконец, суфизм. Возможно были еще, но я уже подзабыл ( Read more... )

воспоминания, рисунки/гравюры, ислам, жисть, тарикаты

Leave a comment

euhenio December 6 2017, 21:56:38 UTC
+++общечеловеческий характер некоторых норм. Например, вот эти слова:
"В чём та небесная воля, которой следует подчиниться? В том, чтобы любить всех людей на свете" "Если рассмотреть, откуда начинаются беспорядки, то оказывается, что беспорядки возникают оттого, что люди не любят друг друга. ... Ныне правители царств знают лишь о любви к своему царству и не любят другие царства, поэтому всеми си­лами страны стремятся нанести удар другой стране. Ныне главы семейств знают лишь о любви к своей семье, но не любят другие семьи и поэтому, не брезгуя ничем, всеми силами семьи стремятся разграбить другую семью... Если отсутствует взаимная любовь между людьми, то непременно появляется взаимная ненависть" Звучит почти по-христиански. Но это Мо-цзы.

Интересно, что в то же примерно время, когда "несторианское" христианство повлияло на образование суфизма (чуть ранее), оно же достигло Китая и стало там гос. религией (https://euhenio.livejournal.com/376411.html).

Восточно-сирийские христиане были восприняты властями как потомки и наследники даосизма, вернувшиеся обратно в Китай:

«Когда добродетель династии Чжоу пришла в упадок, Лао цзы отправился на запад. Теперь же сияет путь величественной династии Тан, и сияющий [христианский] ветер дует на восток».

Мне кажется, это говорит о большем, чем общечеловеческие нормы, но это, опять же, большая тема.

+++Мне кажется, что тут следует различать, по-моему, несомненный в суфизме христианский базис (у некоторых даже есть крещение) и общечеловеческий характер некоторых норм.

Теперь о суфизме. Основная тема в суфизме (так похожая на христиански-исихастскую) -- это любовь к Богу (а не только к человеку как у Мо-цзы). В этом смысле, если даосы посчитали христианство производным от даосизма, то суфизм, наоборот, скорее, вытекает из христианства.

Или даже так. Если даосизм можно посчитать древним христианством (своего рода ветхим Заветом востока), то суффизм -- это, скорее, постхристианство. Или то, каким можно было бы себе представить (если бы это было возможно) христианство без Христа.

В этом смысле пример Аль-Халладжа, на мой взгляд, очень характерен https://euhenio.livejournal.com/99618. Он сформулировал, по сути, византийскую теорию обожения (в ее экстатически-аскетическом варианте).

+++Я люблю Халладжа за его вопрос о том, были ли поклонившиеся Адаму ангелы неверными и нарушившими закон о поклонении лишь Аллаху, но что он сам мог бы ответить, я не очень представляю

про поклонение не совсем понял о чем речь

Reply

illusoryshadow December 6 2017, 22:45:25 UTC
\Мне кажется, это говорит о большем, чем общечеловеческие нормы, но это, опять же, большая тема.\
Здесь есть и другая тема "желаемый всеми народами". Я и сам начинал писать про толкование китайцами иероглифа "ван" в связи с фразой апостола Павла про умиротворение Кровью Креста Его земного и небесного, но так и не довёл до ума.

\это любовь к Богу (а не только к человеку как у Мо-цзы).\
Просто китайским аналогом Бога Израилева является скорее император, по-моему. Водит народ, управляет погодой и т.п. В "споре о соли и железе" сказано, что варвары смиряются благодаря веянию духа императора.

\пример Аль-Халладжа, на мой взгляд, очень характерен\
Ссылка битая.

Мне трудно ответить, потому что я не согласен, так сказать, "в целом". Давайте я расскажу, как я вижу картину. Христианство - это во многом религия освобождения от Закона ("закон заповедей учением упразднен"), и поэтому "христиане до Христа" (у того же Иустина) - это не законники, а мятежники, типа Сократа. И Лао Цзы, конечно, должен быть помещён в этот ряд. Климент Александрийский, кажется, положительно отзывался даже о Будде, может быть, потому, что или он плохо представлял его учение, или нынешние буддисты. С другой стороны, "страна рахманов" помещалась в блаженных предгорьях рая. И тот же Конфуций и брахманизм - это туда, к "старым древним законникам"; и аналог "ветхого завета востока" - это именно они. Я в своё время озадачился мыслью, что в Ветхом завете есть два полярных типа религиозной веры - вера в Бога через полное мироприятие - это Соломон, и вера в Бога через полное мироотречение - это Амос. И эти два типа в любой дохристианской культуре не могут примириться в одной религиозной парадигме. Зороастру, кажется, внутри себя это удалось, но зороастризм из-за этого сам раскололся (а цадокиты распались на саддукеев и ессеев, а старообрядцы - на поповцев и беспоповцев; показательно, что одни остались без монастырей, а вторые без попов).

Я плохо представляю суфизм, но по-моему, это проблема без Боговоплощения не снимается. Фитна, "растворение" суфиев это не обожение, потому что оно заканчивается не единением, а упразднением. Бог не "во всём", а "вместо всего". Я признаю, что концепция обожения, которую продвигает Лурье (с "совечными сотворцами") в чём-то ближе к суфизму, чем моё понимание. Но всё равно - для христианского обожения ключевой факт в том, что Христос, описуемый по человеческой природе, был Богом. Без этого вся концепция распадается.

== Прошу прощения за частую редактуру, что-то интернет барахлит==

Reply

euhenio December 6 2017, 23:52:39 UTC
может быть и так, здесь много всяких сложных вопросов

Reply


Leave a comment

Up