Подробнѣе про Всехъ Святыхъ

Jul 02, 2013 00:56


      Вчера, в День праздника Всех Святых от века просиявших, очень хотелось немного остановится на их иерархии, или Чинах святости. Но так-так это не успелось, пришлось ограничиться краткой заметкой из Феофана Затворника. Сегодня же хочу продолжить эту тему.
        На проскомидии, подготовительной части Божественной литургии, каждый раз, беря в руки Третью служебную просфору, мне всегда приходится вспоминать об этом. Просфора эта называется «Девятичинная», по числу Ангельских Чинов. Из нее вынимаются 9 треугольных частиц с воспоминанием определенных групп Святых, по Чинам святости.
        Первая группа - пророки. В древних служебниках из них упоминается только Иоанн Креститель. Сейчас их список почему-то расширен Моисеем и Аароном, а также некоторыми другими Библейскими Героями. Некоторые источники упоминают на первом месте Святых Небесных Сил Бесплотных. Тогда в них немного изменяются предпоследние разделы.
 
   Затем идут Апостолы. В древности здесь  поименно упоминались также Четыре  Евангелиста, сейчас же остались только Петр и Павел. Интересно отметить, что список Ветхозаветных персонажей расширили, а Новозаветных - наоборот, укоротили.

     Далее идут Святители - Святые, прославленные в архиерейском сане. Их список исторически мало претерпел изменения - на первых местах так и остались знаменитые вселенские иерархи: Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст. Однозначно присутствует Николай Мирликийский и его сотоварищи по борьбе с ересями.
        Отдельным рядом с древних времен здесь выделяются «русские чудотворцы», сейчас называемые «всея Росии». Наверное, если бы канонизировали, скажем Алексия II, его бы назвали теперь «всея Эрефии».  

        Затем следуют Мученики, пострадавшие за Христа, Его Церковь и Земное Православное Отечество. Последнее прослеживается в древних источниках в виде упоминания Бориса и Глеба, павших в междусобицах, а также князя Михаила Черниговского и болярина его Феодора, пострадавших от  руки татарских полчищ, иноплеменной саранчой пожиравших Нашу Землю.

       Далее следуют преподобные - монахи, в добром подвиге просиявшие. Вечные Антоний Великий с Египетскими подвижниками времен «Добротолюбия», родные Сергий Радонежский и Варлаам Хутынский, Антоний и Феодосий Печерские и многие другие. Примечательно, что Антоний и Феодосий Печерские в древних служебниках также именуются «русскими чудотворцами».
         Далее следуют Безмездные врачи - Безсребники Косьма и Дамиан и их коллеги по ремеслу.

       Отдельной группой древние служебники упоминают Святых Жен - как мучениц, так и преподобных. Сейчас же их распределили в соответствующие категории вместе с мужчинами, просиявших в тех же подвигах:  мучениками и преподобными.
        Далее следуют Иоаким и Анна - родители Божией Матери вместе со Святыми Храма и Дня и заканчивают список, по традиции, авторы Божественной литургии - Василий Великий или Иоанн Златоуст.
        Царя Николая, называемого в народе «Искупителем», ненормальный раскольник Корнилий, уже успевший помазать какого-то псевдоцаря, поставил на первом месте - выше Небесных сил! Конечно же, это несомненное безобразие, а  Святого Царя, разумеется, всегда уместно поминать вместе с Мучениками.

дореволюцiонные тексты, святые, месяцесловъ, старообрядчество, богословіе, тонкій юморъ, царь грядетъ, служебникъ, вотъ такъ и живёмъ

Previous post Next post
Up