Феофан (в мiру Быстров Василий Димитриевич), архиепископ Полтавский и Переяславский (31.12.1873-19.02.1940), видный богослов и церковный деятель. Родился в семье священника с. Подмошье, Петербургской епархии. Всего в семье было пятеро детей, и все получили строгое церковное воспитание. Будущий владыка закончил духовное училище при Александро-Невской Лавре и С.-Петербургскую духовную семинарию, а затем и Академию, где был оставлен профессорским стипендиатом. С 1897 г. - доцент академии по кафедре Библейской истории. В следующем году он был пострижен в монашество, вскоре после чего стал иеромонахом.
Тем самым он избрал образ иноческого жития по примеру святителя Феофана Затворника, который мудро сочетал молитвенно-аскетический подвиг и богословие. 4 февраля 1909 г. архимандрит Феофан был назначен ректором Духовной Академии, а 22 февраля, совершена его хиротония во епископа Ямбургского, викария С.-Петербургской епархии.
С Государем архимандрит Феофан лично познакомился еще в тяжкие дни ноября 1905-го. Вскоре после этого отец Феофан стал духовником Государя и его Семьи. Отмечается тот факт, что именно посредством архимандрита Феофана Царская Семья познакомилась с Г.Е. Распутиным. Все современники тех событий единодушно указывают причину, послужившую основанием благосклонности архимандрита Феофана к известному старцу: «он всегда искал каких-нибудь святых - живых». Искреннее отношение к Распутину и его молитвенным подвигам заставляли отца Феофана справедливо сомневаться в распространяемых слухах о якобы греховной личной жизни старца.
Однако в начале 1910-го, будучи уже епископом, он несколько изменил свое мнение о Григорие Ефимовиче. Говоря о перемене отношения владыки Феофана к Распутину, князь Жевахов замечает: «Как первыми побежали навстречу Распутину лучшие, наиболее религиозные люди, так теперь эти же люди первыми выступили против него, охваченные негодованием и горечью разочарования. Более всех страдал, конечно, епископ Феофан». Однако, впоследствии, когда Временным Правительством производилось следствие по Распутину, епископ Феофан высказал о нем такое мнение: «Он не был ни лицемером, ни негодяем. Он был истинным человеком Божиим, явившимся из простого народа.» Показательно, что никаких фактов "порочного" влияния Распутина на Царскую Семью комиссия при всем усердии так и не обнаружила.
Отдав тринадцать лет служению С.-Петербургской Духовной Академии, владыка Феофан получил указ от 19 ноября 1910 г. о назначении его епископом Таврическим и Симферопольским, викарием Полтавской епархии. Многие современники писали, что перевод был следствием охлаждения отношений с Царской Семьей из-за его критики Григория Распутина. После недолгого перевода в Астрахань, владыка возвращается в Малороссию. Полтавская кафедра стала последней в его церковном служении на родной земле, поэтому с этим титулом - архиепископ Полтавский - владыка упоминается во всех работах и документах.
После февральских событий 1917-го в Полтаве активизировались "самостийники", сторонники украинской автокефалии. Они требовали от епископа Феофана совершить в кафедральном соборе торжественную панихиду по изменнику Мазепе, а за отказ посадили архиерея на какое-то время в тюрьму.
Как правящий архиерей Полтавской епархии преосвященный Феофан участвовал в работе «обезглавленного» собора 1917-18 годов. Всеми признанному ученому епископу было поручено председательство в подкомиссии, занимавшейся разсмотрением разгоревшегося в 1912 г. среди братии русского афонского Свято-Пантелеимонова монастыря знаменитого дела "имяславцев". Комиссия должна была сформулировать официальное богословское определение о почитании Имени Божия. Однако революционные события помешали довести до конца эту работу. В изданных творениях преосвященного Феофана последний раздел, озаглавленный "Имя Божие", содержит подборку цитат из сочинений святых отцов, касающихся данного вопроса.
В годы гражданской войны архиепископ Феофан активно поддержал Белую армию, в Крыму вошел в состав Временного Высшего Церковного Управления при армии барона Врангеля. Весной 1921 г. владыка Феофан в числе других архиереев-эмигрантов по приглашению сербского Патриарха Димитрия переехал в гостеприимную Сербиюю. В 1922 г., когда под давлением большевиков, Высшее Церковное Управление было объявлено из Москвы закрытым, и вместо него, был образован Архиерейский Синод Русской Православной Церкви Заграницей, Архиепископ Феофан как один из старейших его членов вошел в его состав.
В 1925 г., владыка Феофан переехал в Болгарию по приглашению от двух своих бывших учеников, болгарских митрополитов, в свое время окончивших курс С. Петербургской Духовной Академии. Священный Синод Болгарской Православной Церкви предоставил ему помещение из двух келий в здании Синодальной Палаты в Софии. Летом обычно он жил в пяти километрах от Варны на даче, которую для него снимала Варненская русская церковь, здесь он преимущественно занимался богословскими литературными трудами. «Скоро, однако, ему стало ясно, что он не может оставаться в мiру, - вспоминает владыка Аверкий Таушев, - и он должен был последовать примеру того великого святителя-подвижника, имя которого было дано ему при пострижении в монашество - Феофана, Вышенского Затворника. И он действительно стал все больше и больше уходить от мiра, прекратив постепенно даже свои поездки на заседания Архиерейского Синода». Постепенно отношения владыки с Синодом прекратились.
В 1931 г. архиепископ Феофан переехал во Францию и поселился у друзей в пригороде Парижа. Однако вскоре предпочел удалиться в провинцию, куда его пригласила бывшая полтавская помещица Мария Федченко. В ее небольшой усадьбе в меловых пещерах и поселился архиепископ-аскет, став отшельником без принадлежности к какой-либо церковной юрисдикции. Подражая своему небесному покровителю - святителю Феофану, Вышенскому Затворнику, архиепископ совершал в своем уединении ежедневно Божественную литургию.
Последние месяцы своей жизни владыка сильно болел. Скончался бывший царский духовник 19 февраля 1940 г. на шестьдесят шестом году жизни и был погребен на общественном кладбище в Лимерэ. Парижский митрополит Евлогий, узнав о смерти архиепископа Феофана, почему-то прислал телеграмму с указанием хоронить его «как простого инока».
А в заключение - видео про некоторые его пророчества о судьбах міра и России.
Click to view
Въ связи со всемъ вышеизложеннымъ, закономѣрно возникаютъ слѣдующіе вопросы:
1. Почему Ѳеофанъ поссорился съ Григоріемъ Ефимовичемъ, причемъ вскорѣ послѣ того, какъ сталъ епископомъ?
2. Почему онъ послѣ Февраля не былъ уволенъ на покой, но, напротивъ, активно работалъ и принималъ участіе въ Помѣстномъ Соборѣ?
3. Предпринималъ ли онъ какія-либо попытки связаться со своими Августѣйшими духовными чадами и участвовалъ ли въ подготовкѣ операцій по ихъ освобожденію, какъ, напримѣръ, Макарій Невскій?
_______________________________________
По первому вопросу уже появился отвѣтъ:
В 1910 г. духовник Императрицы епископ Феофан доложил Царице,что ему на исповеди такая то открывала нехорошее по отношению поведения Григория. Каково же было глубоко верующей Императрице слышать от Своего духовника то,что ему было открыто на исповеди! Царице было известно каноническое постановление о строжайшем наказании духовников,которые дерзают нарушить тайну исповеди включительно до низведения подобных духовников в первобытное состояние.Этим своим поступком,недопустимым для духовника,он решительно оттолкнул от себя так преданную доселе духовную Дочь-Царицу...(Игумен Серафим.Православный Царь-Мученик.Пекин.1920,с.67)
К тому же впоследствии женщина,сообщившая вл. Феофану что-то плохое о Распутине,отказалась от своих слов. Сам епископ Феофан так вспоминал об этой встрече,состоявшейся весной 1910 г. Он решил "поведать все Императору... Однако принял меня не Император,а Его Супруга Александра Федоровна в присутствии фрейлины Вырубовой. Я говорил вполголоса и доказывал,что Распутин находится в состоянии "духовной прелести". Бывшая Императрица возражала мне,волновалась,говорила из книг богословских, причем видно было,что Ее кто-то,скорее всего Распутин,научил так говорить" (Амальрик А., Распутин, М.,1992).